![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контроль и анализ в оперативном управлении
Обеспечение эффективного функционирования компаний требует экономически грамотного оперативного управления, которое во многом определяется умением анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются бизнес-планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их исполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются и прогнозируются результаты деятельности, вырабатывается стратегия развития компании. Эффективность оперативного управления, как и всей системы управления, зависит от того, насколько структура системы и подсистем управления, организация, методы и механизмы управленческой деятельности соответствуют законам и закономерностям, объективно действующим в сфере управления. Методология оценки эффективности оперативного управления включает в себя: цели, принципы, критерии и методы оценки. На практике с оперативным управлением сливается оперативный контроль, ориентированный на текущую производственную и финансово-хозяйственную деятельность, который проводится одновременно с выполнением основных работ и процессов. Его объекты: · качество технологического процесса; · соблюдение нормативов расхода ресурсов; · загрузка оборудования и эффективность использования основных производственных фондов; · организация труда и соблюдение его графиков; · наличие незавершенного производства и складских запасов; · уровень текущих затрат денежных средств и текущих финансовых результатов. Результаты оперативного контроля подлежат всестороннему оперативному анализу. Концепция оперативного управления предусматривает, что аналитические оценки влияния внешних и внутренних факторов на формирование выручки, прибыли, рентабельности компании в целом должны выполняться в рамках анализа всей его производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. На такую целевую направленность может претендовать определенным образом структурированная система параметрического анализа, концепция (предмет и объекты, принципы, методология, структура, функции, состав и содержание задач, условий, методов и процедур их реализации), разрабатываемая в аспекте антикризисного управления производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия. Параметрический анализ — один из ведущих разделов комплексного экономического анализа, система специальных знаний. Выделение его в самостоятельный раздел обусловлено специфичностью функций этого вида анализа, связанных со следующими задачами: · исследованием экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка в их взаимосвязи; · выявлением положительных и отрицательных факторов, количественным измерением их действия на экономику хозяйствующих субъектов; · раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, вскрытием неиспользуемых предприятием—объектом анализа внутрихозяйственных резервов; · научным обоснованием и объективной оценкой выполнения маркетинговых стратегий и программ, инвестиционных проектов, бизнес-планов; · принятием оптимальных решений в управлении производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия. Предмет параметрического анализа — хозяйственные процессы предприятий и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием экзо- и эндогенных (объективных и субъективных) факторов и получающих отражение через систему экономической информации. Значением, содержанием, предметом параметрического анализа определяются и стоящие перед ним комплексы задач. Важнейшие из них (как наиболее актуальные в аспекте антикризисного управления предприятием): · экспресс-диагностика финансовой состоятельности по основным параметрам деятельности; · детализированный анализ финансовой состоятельности и финансовой устойчивости; · выбор и обоснование стратегий развития; · параметризация реорганизационных политик антикризисного управления; · прогнозирование финансовых результатов и направлений их использования; · формирование эффективной текущей политики управления производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью; · оптимизация управленческих решений. Наиболее передовая и все больше входящая в практику методология контроля и оценки эффективности управления — контроллинг органично встраивается в управляющую подсистему оперативного управления и повышает ее эффективность. Контроллинг — концепция системного управления организацией, в основе которой лежит стремление обеспечить долгосрочное эффективное существование бизнеса в стратегическом плане а также концепция подсистемы управления производственной деятельностью. Он позволяет определить, какой специалист отвечает за тот или иной результат, кто планирует и проводит мероприятия по достижению целей. В то же время контроллинг — это предмет деятельности соответствующего руководителя независимо от занимаемой им должности или иерархической ступени в управлении. Поэтому организация управления путем постановки целей и оценки результатов ее достижения способствует изучению личностного аспекта как важной составляющей всего процесса управления, ориентированного на улучшение результата. Это дает возможность оценки соответствия конкретного руководителя порученным задачам и возложенным обязанностям. В обобщенном виде контроллинг — система информационно-аналитической и методической поддержки руководства при реализации процессов планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятий. В идеале контроллинг находит точки соприкосновения между функциональными составляющими менеджмента, создавая единую систему управления, а с учетом изменения внутренней и внешней среды адаптирует эту систему к новым требованиям. Одна из важных причин внедрения концепции контроллинга — необходимость в системной интеграции различных аспектов управления. Он обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержания основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия оперативно-тактических и стратегических управленческих решений. Технический контроллинг как концепция одной из функций управления в производственной области энергокомпании направлен на заблаговременное выявление и предупреждение проблем функционирования технических комплексов и технологических процессов как человеко-машинных систем с целью обеспечить и повысить их надежность, безопасность и эффективность. Технический контроллинг как функция управления осуществляется производственным менеджментом, как функция поддержки управления — подразделениями технического контроллинга (техническими контроллерами). В производственном менеджменте большую роль играют методы принятия решений и качество принимаемых решений, поэтому рефлексии в техническом контроллинге отводится существенное место. Указанная функция реализуется преимущественно производственным менеджментом, но качество ее выполнения существенно повышается при информационно-аналитической и экспертной поддержке управления, осуществляемой подразделениями технического контроллинга энергокомпании. Цель системы технического контроллинга в энергетике — своевременное выявление рисков нарушения бесперебойного энергоснабжения потребителей и обеспечение разработки проектов управленческих решений, направленных на повышение надежности, безопасности и эффективности объектов технического контроллинга — энергокомпаний и их филиалов. Основные задачи технического контроллинга энергокомпаний: · координация получения и подготовки информации о состоянии и результатах производственной деятельности энергокомпании с потребностями в ней производственного и финансово-экономического менеджмента энергокомпании и ее филиалов; · обеспечение производственного менеджмента и высшего руководства энергокомпании информацией для принятия решений, т.е. выполнение одной из функций управленческого инструмента, который поддерживает внутрифирменный процесс управления и принятия решений с помощью целенаправленного подбора и обработки информации; · осуществление системного анализа эффективности механизмов внутреннего производственного контроля и оценка соответствия систем внутреннего производственного контроля рискам в области надежности, безопасности и эффективности работы энергетического оборудования; · разработка рекомендаций и предложений, направленных на повышение технической надежности, безопасности и эффективности, а также на предотвращение рисков, возникающих в процессе производственной деятельности энергокомпании и ее филиалов; · разработка и внедрение систем (комплексных мероприятий) управления надежностью и безопасностью работы оборудования и персонала энергокомпании и ее филиалов; · рефлексия технических решений, принимаемых производственным менеджментом в инновационной и инвестиционной области, которые касаются задач эффективности, надежности и безопасности энергопроизводства; · обеспечение правильности и полноты применения нормативных правовых и организационно-распорядительных документов, регламентирующих производственную деятельность энергокомпании и ее филиалов; · осуществление бенчмаркинга в целях изучения лучшего опыта и совершенствования управления инновационными процессами, направленными на повышение эффективности, надежности и безопасности производственной деятельности. Достижение целей технического контроллинга и решение входящих в его область задач основывается на выполнении следующих функций технического контроллинга: · мониторинг технического состояния энергетических объектов и технологических процессов через регулярный контроль (измерение и оценка) фактических значений показателей; · экспертно-аналитическая функция — анализ и выявление причин отклонений фактических значений показателей от целевых или заданных их значений, включая задачи расследования причин технологических нарушений и травматизма; · сервисная функция — обеспечение аналитической информацией для подготовки и принятия управленческих решений; · управляющая функция через оценивание, выбор и подготовку проектов управленческих решений; · консалтинговая функция через внутренние консультации и участие в подготовке внутренних документов (стандартов, регламентов, положений, инструкций, программ, мероприятий и т.п.) по вопросам улучшения состояния и повышения эффективности и качества человеко-машинных систем и процессов; · контрольная функция через контроль и анализ: - технико-экономических показателей работы энергопредприятий; - исполнения требований технических регламентов, стандартов, технических проектов, заводских и местных стандартов и инструкций; - показателей готовности производственного персонала к качественному и надежному выполнению производственных обязанностей; - хода и результатов исполнения управленческих решений; - хода, своевременности и результатов устранения замечаний и предписаний надзорных органов и рекомендаций и предложений внешних и вышестоящих аудиторов; - эффективности систем внутреннего контроля и самоконтроля.
|