![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оперативное управление технологическими процессами предприятий электроэнергетики
Осуществляемые энергетическими предприятиями процессы производства, передачи и распределения энергии протекают практически одновременно и непрерывно, что требует специального оперативного обслуживания энергоустановок и их систем. Оперативный персонал осуществляет управление, уход и наблюдение за работой оборудования, систем и вспомогательных механизмов на конкретной территории и в конкретном, предусмотренном функциональным распределением объеме. Технологические процессы на энергопредприятиях отличаются высокой сложностью, поэтому требуется высококвалифицированный, а значит, весьма высокооплачиваемый персонал. Большое количество разных контрактов и жесткие требования к качеству электроэнергии объективно делают энергетический бизнес более рископринимающим, чем какой-либо другой. Для кардинальной нейтрализации риска на энергопредприятии от энергокомпании требуется обеспечить качественное и эффективное оперативное управление. Реализация оперативного управления на предприятиях осуществляется с применением различных методов, совокупности приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей. К основным относятся организационно-административные, экономические и социально-психологические методы. Эргатическое управление человеко-машинными системами во многом определяется человеческим фактором, поэтому одной из основных задач оперативного управления является создание социально-психологической среды, максимально способствующей достижению общих целей организации. Решение этой задачи составляет одну из главных проблем рационального и эффективного оперативного управления. Энергетические предприятия допускают как изолированную, так и совместную параллельную работу в составе сетей и энергосистем. Иерархическая система оперативного управления работой энергопредприятий в составе энергосистем основана на централизованном управлении режимами энергосистем и входящих в них энергетических объектов. Оперативно-диспетчерское управление режимами энергосистем, электростанций, сетей и потребителей, привлеченных к участию в регулировании нагрузки, осуществляется на соответствующих уровнях с соблюдением подчинения низшего уровня высшему с учетом распределения и закрепления оборудования за каждым уровнем по управлению и ведению. Оперативное управление осуществляется как оперативным персоналом, так и устройствами автоматики и автоматического регулирования. Задачи оперативно-диспетчерского управления: · планирование и ведение режимов работы электростанций, сетей, изолированных энергосистем ОЭС и ЕЭС, обеспечивающих энергоснабжение потребителей; · планирование и подготовка ремонтных работ; · обеспечение надежности функционирования изолированных ОЭС и ЕЭС; · выполнение требований к качеству электрической энергии и тепла; · предотвращение и ликвидация технологических нарушений при производстве, передаче и распределении электрической энергии и тепла. На каждом энергетическом объекте (электростанции, электрическая сеть, тепловая сеть и подстанции с постоянным обслуживающим персоналом) должно быть организовано круглосуточное оперативно-диспетчерское управление, задачами которого являются: · ведение требуемого режима работы; · производство переключений, пусков и остановов; · локализация аварий и восстановление режима работы; · подготовка к производству ремонтных работ. В оперативном управлении диспетчера должны находиться оборудование, теплопроводы, линии электропередачи, устройства релейной защиты, аппаратура систем противоаварийной и режимной автоматики, средства диспетчерского и технологического управления, операции с которыми оперативно-диспетчерский персонал данного уровня выполняет непосредственно или, если эти операции требуют координации действий, с помощью подчиненного оперативно-диспетчерского персонала и согласованных изменений на нескольких объектах. Оперативно-диспетчерское управление должно осуществляться с диспетчерских пунктов и щитов управления, оборудованных средствами диспетчерского и технологического управления и системами контроля, укомплектованных оперативными схемами и оперативно-диспетчерской документацией по списку, утвержденному техническим руководителем. Руководящий дежурный персонал в энергосистеме — диспетчер системного оператора: в объединенной энергосистеме — диспетчер ОДУ; в изолированной энергосистеме — диспетчер РДУ, которому подчинены старшие оперативные дежурные электростанций, старшие оперативные дежурные центров управления сетями (ЦУС) структурных подразделений организации, эксплуатирующей Единую национальную электрическую сеть высокого напряжения (сети напряжением 220 кВ и выше) — ОАО ФСК ЕЭС, старшие оперативные дежурные ЦУС распределительных электросетевых компаний, старшие оперативные дежурные подстанций в соответствии с распределением по способу управления [оперативное вé дение и (или) оперативное управление]. В системе оперативного технологического управления для каждой должности, предусмотренной штатным расписанием, предусмотрена должностная инструкция, в которой определены обязанности, содержатся правила, регулирующие действия соответствующего оперативного работника, и определен объем знаний для специалиста на каждой конкретной должности, определяющий перечень требований к его деятельности и связанных с ней нормативных документов, методических материалов, инструкций, регламентов обслуживания оборудования, правил техники безопасности, пожарной безопасности и охраны труда. Оперативный персонал работает по циклическому графику, в котором чередование ночной-дневной-вечерней смен осуществляется каждой сменой после выходных, что является отражением жесткого графика. В электрических сетях оперативное обслуживание электроустановок осуществляется в строгом соответствии с нормами и правилами, принятыми в электроэнергетике и определяющими условия подготовки и допуска персонала, безопасные условия работы и правильность выполнения технологических процессов. Оперативное обслуживание осуществляется посменно. Число работников и форма обслуживания оперативного персонала определяются производственной необходимостью и характером переключений. Персонал, занимающийся оперативным обслуживанием оборудования электрических сетей, условно подразделяется на две категории: оперативный и оперативно-ремонтный (выездные бригады). К оперативному персоналу относится персонал, имеющий право оперативных переключений; к оперативно-ремонтному — персонал, специально обученный и подготовленный для оперативного обслуживания в утвержденном объеме закрепленных за ним электроустановок. Оперативное обслуживание электроустановок проводится постоянным или выездным оперативным персоналом. В отдельных случаях с учетом дальности расположения подстанций разрешается их оперативное обслуживание «дежурным на дому», т.е. персоналом, проживающим недалеко от подстанций, за которым закреплены приказом зона действия и объем работ по обслуживанию. Необходимым и важным условием эффективной работы электросетевого предприятия является жесткая структура оперативно-диспетчерского управления и контроля, предусматривающая распределение функций между отдельными уровнями, а также подчиненность нижних уровней управления вышестоящим. Основные задачи оперативного персонала электросетевых предприятий: · ведение заданных режимов работы оборудования и электрических сетей в целом; · планирование и подготовка ремонтных работ (подготовка рабочего места, допуск и т.д.); · обеспечение устойчивости электрических сетей; · обеспечение экономичности работы оборудования и электрических сетей в целом; · производство переключений; · локализация технологических нарушений и восстановление нормальных режимов работы оборудование и электрических сетей.
|