![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационные системы электроэнергетики⇐ ПредыдущаяСтр 73 из 73
На предприятиях энергосистем в настоящее время используются сотни различных информационных систем, причем применяются как стандартные решения от известных производителей, так и собственные разработки. Поскольку рассказать обо всех системах не представляется возможным, дадим, в качестве иллюстрации описание лишь нескольких основных типов комплексных информационных систем, применяемых сегодня на энергопредприятиях. Комплексные системы управления предприятием – Enterprise Resource Planning (ERP) – это комплексная система автоматизированного управления административно-финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия. Концепция ERP предложена аналитической фирмой Gartner Group в начале 90-х гг. и уже подтвердила свою жизнеспособность. Системы ERP — верхний уровень в иерархии систем управления, затрагивающий ключевые аспекты производственной и коммерческой деятельности, такие как производство, планирование, финансы и бухгалтерия, материально-техническое снабжение и управление кадрами, сбыт, управление запасами, ведение заказов на изготовление (поставку) продукции и предоставление услуг. Такие системы создаются для предоставления руководству информации для принятия управленческих решений, а также для создания инфраструктуры электронного обмена данными с поставщиками и потребителями. Основные функции ERP систем: • бухгалтерский учет, заказы, счет-фактура; • управление складом и связями с клиентами; • прогнозирование производства и другие. Внедрение ERP подчинено одной цели — повышению эффективности работы энергопредприятия средствами информационных технологий. Особое внимание уделяется решению конкретных прикладных бизнес-задач. Внедрение системы позволяет достичь общего повышения эффективности бизнеса и экономических результатов, сокращения затрат. ERP-системы призваны с единых позиций управлять людскими, финансовыми и производственными ресурсами. Системы управления производством продукции – Manufacturing Execution Systems или Manufacturing Enterprise Solutions (MES) – системы оперативного управления, позволяющие оптимизировать производственные процессы. Как определяет Международная ассоциация производителей и поставщиков MES-решений (MESA International), MES — это интегрированная информационно-вычислительная система, объединяющая инструменты и методы управления производством в режиме реального времени. Основные функции систем MES: • сбор фактических данных о процессе производства в реальном времени; • оперативное и детальное планирование работ и оптимизация производственных графиков; • управление документами и качеством продукции; • управление персоналом и др. Используя данные уровни планирования и контроля, MES-системы управляют текущей производственной деятельностью в соответствии с поступающими заказами, требованиями нормативной документации, актуальным состоянием оборудования, преследуя при этом цели максимальной эффективности и минимальной стоимости выполнения производственных процессов. Чем отличаются MES-системы от ERP-систем и почему они находятся на разных уровнях информационной структуры? Первые реализуют оперативное планирование и, оперируя точной информацией о технологических процессах, отвечают на вопрос: как в заданный срок и в заданном количестве выпускается продукция, а вторые ориентированы на объемное планирование, т.е. отвечают на вопрос: когда и сколько продукции должно быть изготовлено. Но все-таки главное их отличие в том, что MES-системы, работающие исключительно с производственной информацией, позволяют скорректировать либо полностью пересчитать план в течение рабочей смены столько раз, сколько это необходимо. В ERP-системах из-за большого объема административно-хозяйственной и учетно-финансовой информации, перепланирование может осуществляться не чаще 1 раза в сутки. MES — это связующее звено между ориентированными на финансово-хозяйственные операции ERP-системами и оперативной деятельностью предприятия на уровне отдельного производственного подразделения.
Системы управления основными фондами – Enterprise Asset Management (ЕАМ) – системы управления основными фондами предприятия; программные системы, автоматизирующие поддержку полного цикла жизни оборудования. Под термином «Asset» в общем случае понимаются не только основные фонды, но любое оборудование, подлежащее учету. В русскоязычной литературе используется термин УФАП. Система ЕАМ (УФАП) позволяет увеличить производственные мощности путем осуществления следующих мер: • оптимизации распределения товарно-материальных запасов; • уменьшения времени на проведение инвентаризации фондов; • оптимизации операций снабжения в области управления закупками; • ускорения процесса ремонта оборудования; • увеличения времени безотказной работы оборудования; • увеличения срока службы оборудования; • управления затратами на производственный цикл оборудования. Одна из главных задач системы ЕАМ — переход от обслуживания оборудования «по времени» (т.е. в соответствии с нормативными сроками) к обслуживанию «по реальному состоянию». Этот переход и дает львиную долю выгоды. Основная цель применения системы ЕАМ — максимизация прибыли.
SCADA*-системы широко используются в диспетчерском управлении. Компьютеры вместе с установленным на них специализированным программным обеспечением — вершина SCADA-пирамиды — обеспечивают сбор данных и их представление в удобном для человека виде и являются пультом управления системой SCADА. Основа этой пирамиды — датчики и преобразователи, преобразующие физические параметры контролируемого объекта (температуру, давление, силу тока, напряжение) в формализованные информационные сигналы. Середину пирамиды составляют контроллеры, измеряющие сигналы с датчиков и преобразующие их в цифровую форму, обеспечивающие локальную обработку данных, передающие данные по каналам связи в центральную ЭВМ. Крупные SCADA-системы могут состоять из нескольких уровней. Каждый уровень обеспечивает наблюдение и управление за своей зоной ответственности. Данные, собранные нижестоящим уровнем, поступают в систему вышестоящего уровня. С вышестоящего уровня поступают команды управления. Это классическая схема: восходящий поток данных и нисходящий поток команд. Автоматизированные системы контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ) в различных случаях трактуются по-разному. Это может быть и «автоматизированная система коммерческого учета энергоресурсов», и «автоматизированная система контроля и учета энергоресурсов», и «автоматизированная система контроля и управления энергопотреблением». Первичная задача АСКУЭ — измерение, сбор, обработка, накопление, отображение и документирование информации о полученной, переданной, распределенной и отпущенной энергии. Работа системы начинается со сбора данных с электросчетчиков, подключенных к точкам коммерческого учета на объектах энергосистемы через измерительные трансформаторы. Полученная информация посредством устройств сбора и передачи данных передается по каналам связи в центр сбора и обработки информации. Аппаратура центра сбора информации (телекоммуникационный сервер) выполняет прием, проверку достоверности и первичную подготовку данных. На центр сбора также возлагается задача повторного запроса не пришедших данных по основному или резервному каналу связи. Готовые данные поступают в базу данных, выполняющую задачу ведения архивов измеренных значений количества энергии, мощности и показателей качества электрической энергии. При организации базы данных предусматриваются процедуры санкционированной коррекции данных в ручном режиме. Следующая основная задача АСКУЭ — обработка накопленных данных и формирование отчетов — решается на АРМ пользователей системы, взаимодействующих с центральным сервером базы данных через локальную сеть В последнее время роль АСКУЭ возрастает. Без их внедрения предприятия не могут выходить на свободный рынок электроэнергии. Без информационных систем этого типа невозможно определить количество реально поставленной потребителям электрической энергии. В связи с развитием рыночных отношений в отрасли особо актуальной стала задача повышения собираемости средств за предоставляемые услуги, осуществление их точного учета, оптимизации финансовых потоков. Биллинговые системы* призваны обеспечить: • создание единого расчетного центра; • консолидацию финансовой и расчетной информации по всем абонентам; • создание единой системы расчетов с абонентами; • ведение оперативного анализа и поддержку принятия решений руководством. Анализ зарубежного опыта развития биллинговых систем позволяет выделить три основных этапа. Первый этап – наведение порядка во взаимодействие поставщиков и потребителей услуг, в организации платежей и денежных расчетов, в налаживании контроля качества предоставляемых услуг. На этом этапе формируется информационная база и устанавливаются договорные отношения во взаимодействии служб, организаций и потребителей услуг. На втором этапе расширяются связи между всеми участниками рынка, открывается возможность широкого выбора поставщиков услуг и видов услуг, увеличиваются территории обслуживания. На этом этапе биллинг предоставляет конкурентные преимущества при развитии связей между предприятиями и регионами. Третий этап – формирование и предложение различных пакетов услуг и тарифных схем. Это неизбежно, так как отрасль имеет социальное значение. Услуги постоянно востребованы населением, стремящимся повысить уровень собственного комфорта и негативно воспринимающим увеличение его стоимости. Биллинг – ключевой инструмент для разработки различных пакетов услуг, наиболее подходящих той или иной категории потребителей. Он способен удовлетворять амбиции предприятий и компаний, стремящимся к собственному развитию и завоеванию большей доли рынка. Биллинг – невидимый, но необходимый инструмент развития отрасли, это и бизнес, и средство для его развития, но не «калькулятор». Управление взаимоотношениями с клиентами – Customer Relationships Management (CRM) – это стратегия организации бизнеса, в которой отношение с клиентом ставится в центр деятельности предприятия, так как клиенты составляют его основной актив. Главная цель CRM-стратегии — определить наиболее «доходных» клиентов, научиться наиболее эффективно работать с ними и, таким образом, увеличить доход компании. Системы класса CRM – комплекс инструментов по работе с информацией, включающий в себя клиентскую базу и методики, позволяющие систематизировать данные и регламентировать порядок работы с ними. Это автоматизированная система, позволяющая компании поддерживать взаимоотношения с клиентами, собирать о них информацию и использовать ее в интересах своего бизнеса. Они позволяют осуществлять продажи различных услуг и продуктов; отвечать на клиентские запросы, заниматься маркетингом, анализировать ситуацию на рынке.
Рекомендуемая литература к главе 12 12.1.1. Эффективный юридический департамент: сост. О.А. Филимонова, М., Волтерс Клувер, 2007 // сер. Библиотека журнала «Корпоративный юрист. 12.1.2. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации. М.: Вильямс, 2007. 12.2.1. Горкина М. PR на 100 %. Как стать хорошим менеджером по PR. — М.: Альпина бизнес букс. М.: 2006. 12.2.2. Моисеев В.А. Паблик рилейшнз: теория и практика. М.: Омега, 2001. 12.3.1. Развитие безбумажной технологии в организационных системах. — М.: Едиториал УРСС, 1999. 12.3.2. Интеллектуальные системы поддержки принятия решений в нештатных ситуациях с использованием современной информационной технологии / В.А. Геловани, А.А. Башлыков, В.Б. Бритков, Е.Д. Вязилов. М.: Едиториал УРСС, 2001. 12.3.3. Введение в ИТ сервис-менеджмент / М.Ю. Потоцкий (перевод на рус. язык), под ред. Ян Ван Бон (англ. версия); под ред. М.Ю. Потоцкого. М., 2003. 12.3.4. Эталонная модель HP по управлению информационными услугами / под ред. В.Ю. Дмитриева // Информационный бюллетень Jet Info. 2001. № 12. 12.3.5. Руководство к Своду знаний по управлению проектами: 3-е изд. (Руководство РМВОК®): Американский национальный стандарт ANSI/PMI 99-001-2004. М., 2005. 12.3.6. Аалдерс Р. ИТ-аутсорсинг: практическое руководство: пер. с англ. М.: Альпина бизнес букс, 2004. 12.3.7. О'Лири Д. ERP-системы. Современное планирование и управление ресурсами предприятия. М.: Вершина, 2004. 12.3.8. Трофимов С.A. CRM для практиков. Второе дыхание отдела продаж. М.: АвтоКод, 2006. 12.3.9. Keller, Erik L. Enterprise Resource Planning. The changing application model // GartnerGroup, February 5, White paper, 1996. Ю.Андреев Е. SCADA-системы. Взгляд изнутри. М., 2004. 12.3.10. Прангишвили И.В., Амбарцумян А.А. Научные основы построения АСУ ТП сложных энергетических систем. М.: Наука, 1992. 12.3.11. Осика Л.К. Коммерческий и технический учет электрической энергии на оптовом и розничном рынке: теория и практические рекомендации. М: Политехника, 2006. 12.3.12. Цапенко М.П. Измерительные информационные системы: структуры и алгоритмы, системотехническое проектирование. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Энергоатомиздат, 1985. 12.3.13. Опыт внедрения иерархических сетей контроля и учета энергии / Е.П. Забелло и др. // Промышленная энергетика. 1990. № 1. 12.3.14. Хлебников В.В. Рынок электроэнергии в России. М.: МО РФ, 2006. 12.3.15. Материалы Третьего науч.-техн. семинара «Системы АСКУЭ и автоматизация расчетов с потребителями электроэнергии в энергосистемах», Москва, 16—20. 09. 2002 г. М.: Научно-учебный центр ЭНАС, 2002. 12.3.16. Уайт Т. Чего хочет бизнес от IT: Стратегия эффективного сотрудничества руководителей бизнеса и IT-директоров / под ред. А.Н. Ковалевич; пер. с англ. А.Н. Поплавской. М.: Гревцов Паблишер, 2007.
* Стандарты и нормативы являются базой контроля. Так, в целях обеспечения контроля деятельности дочерних и зависимых обществ в ОАО РАО «ЕЭС России» применялись: «Стандарт разработки и установления ключевых показателей эффективности», «Стандарт бизнес-планирования», «Стандарт долговой позиции», «Стандарт утверждения инвестиционных проектов», «Стандарт утверждения сделок с имуществом», «Стандарт корпоративного управления» и др. * В современной практике дивизионы часто называют бизнес-единицами. * Широкой практикой для публичных компаний стало образование в рамках советов директоров комитетов по аудиту. Создание таких органов рекомендовано и государственными регулирующими органами (Кодекс корпоративного поведения, рекомендованный к применению ФКЦБ России (распоряжение ФКЦБ России от 4 апреля 2002 г. № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения»)). [1] Отметим, что и в атомной энергетике в настоящее время организационная форма акционерного общества находит свое применение. * Белая книга по вопросам корпоративного управления в России (ОЭСР). ** Кодекс корпоративного поведения, рекомендованный к применению ФКЦБ РФ(Распоряжение от 04.04.2002г. № 421/р). * Так, в 2001 г. решением совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» (протокол № 106) утверждена типовая форма договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации. Эта форма договора ориентирована на антикризисное управление. Летом 2005 г. утверждена новая типовая форма договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации, которая может применяться как к схеме управления на базе холдинговых компаний, так и к антикризисным управляющим компаниям. * Согласно п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2004 № 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» директивы выдаются по вопросам, указанным в пп. 1—7, 9, 11 и 15 п. 1 ст. 65 Федерального закона «Об акционерных обществах». ** Ранее (отмененное Постановление Правительства от 7 марта 2000 г. № 195 «О порядке назначения и деятельности представителей Российской Федерации в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, акции которых находятся в федеральной собственности, а также в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении («золотой акции»)») даже устанавливалось, что представители государства действуют на основании договора, а не только выдаваемой директивы. В настоящее время такая практика не применяется. * Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (ст. 2) определяет «акцию, как эмиссионную ценную, закрепляющую права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации». Федеральный закон «Об акционерных обществах» особо подчеркивает: акции удостоверяют обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу (ст. 2). * Номинальный держатель — профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию на право осуществления депозитарной деятельности и зарегистрированный в системе ведения реестра, который не является владельцем ценных бумаг, находящихся на его счете как номинального держателя, и самостоятельно ведет учет владельцев этих ценных бумаг. При этом организация — номинальный держатель вправе на общих основаниях иметь в реестре лицевой счет владельца ценных бумаг, в отношении которых он выступает номинальным держателем.
* Дивидент – это доход, полученный акционерами при распределении прибыли, оставшейся после налогооблажения пропорционально их доле в уставном капитале. * FTSE Russia IOB представляет 10 российских компаний с наибольшей ликвидностью и капитализацией, депозитарные расписки которых продаются через Международную книгу заказов Лондонской фондовой биржи. * Подробнее о показатели EBITDA см. 10.5.3 «Экспресс-анализ финансовых результатов». * Информация исследования службы рейтингов корпоративного управления Standart & Poor’s при поддержке Московской межбанковской валютной биржи. * См. рекомендуемую литературу [9.3.1]. * Подробное описание модифицированной модели САРМ представлено в Методологии ([9.3.1]. * EBITDA — прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации. * Консолидации должны подвергаться не только компании, контрольным пакетом акций которых владеет материнская, но любые компании, в отношении которых головная компания группы имеет возможность управлять финансовой и хозяйственной политикой таким образом, чтобы получать выгоды от ее деятельности. [2] Перечень должностей, входящих в категорию высших менеджеров: 1-я категория: заместители генерального директора (в т.ч. главный инженер); члены правления общества; директора по направлениям работы (в том числе Исполнительный директор); директора филиалов; главный бухгалтер; 2-я категория: заместители директоров, главные инженеры филиалов; главные бухгалтеры филиалов. [3] «Рекомендации о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики» разработаны ОАО «ЦОТэнерго» и Департаментом управления персоналом ОАО «РАО ЕЭС России». Москва. 2005 г. [4] «Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих электроэнергетики» утверждён Постановлением Минтруда РФ от 12 марта 1999 г. №5
[5] «Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике РФ на 2009-2011 гг.» Москва. 2008 г. [6] «Трудовой кодекс российской федерации» от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ (в ред. от 22.07.2008 г.) [7] ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. №208-ФЗ (в ред. от 29.04.2008 г., с изм. от 13.10. 2008 г.) [8] ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.1995 н. №41-ФЗ (в ред. от 04.11.2007 г.) [9] Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда выше тарифной ставки первого разряда. Тарифный коэффициент первого разряда равен единице. Начиная со второго разряда он возрастает и достигает максимального значения для последнего — самого высокого разряда. * Некоторые регионы, в том числе в России, снижают ставку налога на прибыль в своем регионе, чтобы привлечь новые инвестиции именно к себе. Эффект перемещения производства фирмами из регионов с относительно высокими налоговыми ставками в регионы с меньшими налоговыми ставками называют «голосованием ногами». * Неслучайно и понятие «прокьюремент» пришло к нам из системы госзакупок как «совокупность практических методов и приемов, позволяющих путем повышения конкуренции максимально обеспечить интересы покупателя при проведении закупочной кампании посредством конкурсных торгов» [Организация и проведение конкурсов на закупку продукции для федеральных государственных нужд: учебно-методическое пособие для государственных служащих / под ред. В.И. Смирнова, Н.В. Нестеровича. — 2-е изд. — М.: ГУ-ВШЭ, 2002., с. 12]. * Указанные законы действуют в отношении ограниченного круга предприятий энергетики * Иногда форму называют ведомостью чистых доходов, отчетом о финансовых результатах, отчетом о прибыли. ** Иногда форму называют отчетом о формировании и использовании источников финансирования, потоками наличности для финансового планирования. *** Другое название — балансовый отчет. * В аббревиатуре ЕРС и ЕРСМ: E — Engineering (инжиниринг, в т.ч. проектирование); P — Procurement (закупки); C — Construction (строительство); M — Management (управление строительством).
* Название «венчурный» происходит от английского «venture» – «рискованное предприятие или начинание». [10] ЦКТР ОАО РАО «ЕЭС России» завершило свою работу в июне 2008 года. Аналогичная комиссия создается в МинЭнерго РФ. *) Официальный сайт МЭА: www.iea.org * Официальный сайт МЭА: www.iea.org * «Экологическая политика ОАО РАО «ЕЭС России» и Концепция ее реализации". Москва. 2006 г. Утверждены решением Правления РАО " ЕЭС России от 05.12.2005 № 1355 пр/2.
* SCADA — это сокращение от «Supervisory Control And Data Acquisition» — диспетчерское управление и сбор данных. Этот англоязычный термин соответствует русскоязычному «телемеханика». В настоящее время вместо термина «телемеханика» все чаще используется аббревиатура АСУТП — автоматизированная система управления технологическим процессом, так как современная система телемеханики немыслима без компьютера. Очень близко к этому понятию понятие автоматизированная система диспетчерского управления (АСДУ). * В русскоязычной литературе понятию «биллинговая система» соответствует понятие «автоматизированная система расчетов» (АСР).
|