![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уровень дохода
Этап II Формулировка утверждения о закономерной взаимосвязи наблюдаемых переменных Пример графического представления обобщенных результатов исследования и закономерной взаимосвязи наблюдаемых переменных к Объем социальных связей индивида Уровень дохода Пример формулировки утверждения: чем более высокий доход имеет индивид, тем меньше объем его социальных связей
Этан III Построение теоретической модели, в рамках которой формулируется общая закономерность, дающая описание причинной связи между явлениями Пример общей закономерности: чем более высокое социальное положение занимает индивид, тем вынш качество его жизнедеятельности
Номинализм можно назвать парадигмой «методологического индивидуализма». В рамках этой парадигмы утверждается, что наиболее фундаментальные, «исходные» социологические объяснения должны формулироваться в терминах индивидуального действия, индивидуальных проявлений. Критика номиналистического подхода осуществляется по нескольким взаимосвязанным направлениям. Во-первых, номиналистский подход утверждает механистическое понимание общества. Этот подход неправомерно сводит общество к сумме отдельных индивидов, отрицает его системную природу, атомизирует общественные явления. Во-вторых, номиналистский подход сводит закономерности существования целого к механической сумме закономерностей существования единичного. В-третьих, номинализм психологизирует социальные явления, ибо индивидуальные действия подчиняются законам психики, а не социологическим законам. В то же время социологические законы не действуют на индивидуальном уровне, ибо имеют вероятностную природу. Чем более массовую природу имеет явление, тем более «жестко» реализуются вероятностные связи. Тем не менее, слабости номиналистского подхода не означают отрицания возможностей использования индуктивно-эмпирической модели социологического исследования. В настоящее время она широко используется в социологических исследованиях в тех случаях, когда необходимо познать и объяснить существование новых, становящихся, еще не массовых явлений. Индуктивно-эмпирическая модель социологического исследования может быть единственно применимой в том случае, когда ничего не известно об исследуемом явлении, когда отсутствуют теоретические наработки, позволяющие объяснить его существование, т. е. в поисковых исследованиях. Несмотря на «зеркальность» логической схемы исследования в рамках индуктивно-эмпирической и гипотетико-дедуктивпой моделей, их роднит общая направленность — поиск объективных закономерностей существования исследуемого социального мира.
4. Интерпретативизм Интерпретативистский подход к социологическому исследованию сформировался в процессе борьбы с позитивизмом и натурализмом в социологии. В основе противопоставления иптерпретативист-ского подхода вышеназванным двум подходам лежит утверждение об онтологическом различии природы и общества, чуждости друг другу этих сфер, которое сформировалось в рамках социологии понимания. Принципиальное отличие общества от природы заключается в духовном бытии общества, которое требует других способов познания, качественно отличающихся от методов естественных наук. Интерпретативистская парадигма исследования основывается на том, что социальный мир населен человеческими существами и состоит из значений, смыслов, которые отсутствуют в материальном, природном мире. Нет в природе хорошего или плохого. Человеческие действия в социологии противопоставлены физическим событиям в естественных науках. Позитивные принципы использования научных методов ошибочны. Социология должна концентрировать свое внимание на смысловых проявлениях социальной жизни. Общество как социальное явление раскрывается во внутренних чувствах и переживаниях человека. Через них познающий индивид познает других индивидов и общество изнутри. Интерпретативистская модель социологического исследования — это такая модель, которая представляет собой прямое постижение социальной реальности в ходе процесса поиска «правильного» языка толкования ее смысла и общего понимания ее значения. В рамках интерпретативистской парадигмы познания сформулирован ряд исходных принципов исследования'. Принципы исследования в рамках интерпретативистской парадигмы познания Объективные законы не существуют, потому что социальные действия состоят из ситуационных толкований, основанных на человеческой субъективности
Мы замкнуты в мире дискурса. Общество как таковое есть род текста, который мы в разное время читаем по-разному Пример. Борода как социальная значимость в настоящее время и в конце XVII века, В допетровские времена имела различный смысл, переживалась по-разному Существуют только исторически особенные явления и нельзя открыть никаких общих законов, применимых к любому времени и месту
' См. об этом: Девягнко И. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996. С. 49-60. Итерпретативистская парадигма реализует прямое постижение социальной реальности в противоположность выводному знанию и объяснению, характерному для неопозитивистской и номиналистской парадигм. Данная парадигма воплощается в «понимающей» модели исследования, обобщенную логическую схему которой можно представить следующим образом.
Логическая схема «понимающей» модели социологического исследования Процесс понимания Взаимное переживание смысла существования
Процесс исследования в соответствии с интерпретативистской парадигмой базируется на «методологии понимания» — исследователь и исследуемый должны найти правильный язык толкования смысла происходящего, с помощью которого они приходят к общему пониманию значения того, что с ними происходит. Слабые стороны интерпретативизма, с точки зрения его критиков, заключаются в том, что данная парадигма сводит социальную реальность к языку, в результате чего исчезает объективная реальность, которая от языка не зависит. Абсолютизируется субъективная сторона восприятия социального мира и уникальность его явлений, отрицается независимость их существования от познающего субъекта. В социальном мире выпячивается индивидуальное и не признается общее. Это, по существу, делает невозможным объективное, общее знание. Знание индивидуализируется и становится относительным во временном, историческом и пространственном смысле. При всех слабостях понимающей модели исследования, она расширяет возможности социологической науки при исследовании явлений, связанных с пониманием структуры сознания людей, механизмов формирования в нем смысловых значений социальных явлений, окружающих человека, влияния идеальных смыслов на реальные социальные действия людей. Интерпретативистский подход имеет социально-психологическую значимость и охватывает микроуровень общественной организации. Роль понимающей модели исследования будет возрастать в связи с широким распространением в современном обществе информационно-рекламных технологий, необходимостью исследования их социальной эффективности. Исследовательская парадигма в социологии — это общая мировоззренческая конструкция, которая задает нормативный способ получения знания о социальной действительности, принятый в качестве образца решения исследовательской задачи в рамках данной парадигмы.
5. Многопарадигмальный подход в социологическом исследовании В настоящее время при проведении социологического исследования все большее применение находит многопарадигмальный подход, вдохновляемый философией постмодернизма, — стремление к использованию многообразных теоретических подходов при описании, толковании и объяснении одних и тех же социальных явлений. Использование многопарадигмального подхода позволяет получить многоуровневое знание при исследовании одного и того же явления. Многопарадигмальный подход к социологическому исследованию — это совмещения различных парадигм и теорий, способов описания и объяснения одних и тех же социальных явлений для получения многоуровневого знания.
Логическая схема многопарадигмального подхода к построению социологического исследования может быть выстроена на основе известного «колеса науки», предложенного Уолтером Л. Уоллесом'.
В интернретативистском подходе в самом начале исследования целевая установка туманна. Исследование начинается с живого созерцания объекта исследования, с его «понимания», хотя в нем уже содержится научная ориентация, сформированная прежним знанием и опытом социолога. В ходе исследования накапливаются смыслы и значения, проясняется целевая установка и подход к интерпретации результатов исследования. При этом используются преимущественно качественные методы исследования, такие как наблюдение, глубинное интервью. Использование интерпретативистской познавательной модели позволяет описать явление в «естественных» терминах, наполнить понятийный аппарат дальнейшего исследования «живым», выведенным из жизни смысловым, значимым содержанием, отражающим реальное восприятие исследуемого явления людьми. В индуктивно-эмпирическом подходе целевая установка и терминология исследования опираются на терминологию, полученную в результате использования интерпретативистского подхода. Она уточняются в процессе эмпирического исследования. Здесь не требуются «жестко» построенные теории с определенной понятийной структурой, вне которых эта структура теряет научный смысл. Изначально, до проведения эмпирического исследования достаточно руководствоваться положениями на уровне общего понимания. Использование индуктивно-эмпирической познавательной модели позволяет на основе статистических обобщений описать исследуемое явление посредством понятий и вывести закономерные утверждения о структуре свойств и их взаимосвязи. В неопозитивистском подходе задаются конкретная проблемно-целевая установка исследования и его теоретико-познавательная логика. Изначально строится понятийная модель, которая включает теоретические обобщения, полученные в результате использования индуктивно-эмпирической модели. Она предшествует самому акту эмпирического исследования. Эмпирические данные интерпретируются затем исходя из заданного теоретико-методологического подхода. Преимущественно используются количественные методы. Использование гипотетико-дедуктивной познавательной модели позволяет сформулировать систему гипотез, подтверждение которых позволит построить теорию исследуемого явления. Таким образом, интерпретативистский подход к исследованию используется на микроуровне, затем вписывается в индуктивно-эмпирическую модель исследования, которая на выходе служит основой для построения дедуктивно-номологической модели. В результате мы имеем познавательную конструкцию многоуровневого социологического исследования сложных социальных объектов. Пример. МНОГОПАРАДИГМАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРАТЕ; ГИИ «ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУЧАЯ» («КЕЙС-СТАДИ») «...Отличительной чертой кейс-стади считается: • во-первых, то, что исследователь или команда исследователей, как правило, концентрируется на одной из проблем, с которой столкнулся или отдельный индивид, либо группа людей, либо организация, а иногда и общество в целом; • во-вторых, используются различные уровни включенности в изучаемый контекст (от позиции внешнего наблюдателя до полного включения в качестве действующего лица изучаемых событий). В целом же, кейс-стади — это отдельная исследовательская стратегия, которая может использовать многие методы, включая и этнографические... ...При проведении исследования в стиле кейс-стади могут быть использованы различные исследовательские методы и их разновидности, такие как: 1) наблюдение; 2) включенное наблюдение; 3) индивидуальное интервью; А) групповое интервью; 5) анкетный опрос; (>) анализ документов; 7) анализ дневников, ведущихся участниками событий по просьбе исследователя (дневник рабочего дня, рабочей недели и т. п.); 8) метод истории жизни (биографический метод); 9) этнографический метод»1.
6. Исследовательская парадигма и теоретическое самоопределение При определении стратегии и построении модели социологического исследования от социолога требуется, прежде всего, самоопределение при выборе парадигмы исследования. Однако выбор парадигмы позволяет сформировать только общую логику исследования. Построение конкретной модели исследования связано с теоретическим самоопределением. Как уже говорилось выше, исследовательская парадигма находит свое конкретное воплощение в теоретическом наполнении. В связи с этим важно соотнести парадигму исследования с классом тех теорий, содержание которых позволяет реализовать выбранную парадигму. Важность такого соотнесения определяется существенным различием в неопозитивистской, номиналистской и интерпретативистской логиках исследования. В неопозитивистском подходе задается конкретная проблемно-целевая установка исследования и его теоретико-познавательная логика. Изначально строится понятийная модель, которая может включать различные теории, но она достаточно определенна и предшествует самому акту эмпирического исследования. Эмпирические данные интерпретируются затем исходя из заданного теоретико-методологического подхода. Преимущественно используются количественные методы.
В номиналистском подходе целевая установка и терминология исследования носят самый общий характер, они уточняются в процессе эмпирического исследования. Здесь не требуется теории. Изначально, до проведения эмпирического исследования достаточно руководствоваться положениями на уровне общего описания. То есть путь к объяснению результатов обратный. После получения результатов осуществляются их толкование и обобщение, а для их объяснения могут использоваться имеющиеся теории. В интерпретативистском подходе в самом начале исследования целевая установка не определяется. Теории не используются. Ищется смысловое понимание исследуемого явления, результаты которого подлежат описанию. Ниже представлены отдельные парадигмы исследования и соответствующие им теоретические подходы.
Парадигмы исследования и соответствующие им теоретические конструкции (пример) НЕОПОЗИТИВИЗМ НОМИНАЛИЗМ ИНТЕРПРЕТАТИВИЗМ
Определения основных понятий темы Социологическое исследование — это система теоретических и методических способов получения достоверного знания об изучаемом социальном явлении. Под методологией социологического исследования понимается система закономерностей и принципов, логических приемов и правил построения теоретических и методических действий по познанию социальных явлений. Предметом методологии социологического исследования является определение и обоснование закономерностей и принципов построения теоретико-познавательных конструкций эмпирического анализа социальных явлений. Объект методологии социологического исследования — это закономерности функционирования и развития общества как социальной системы, составляющих его социальных общностей, социальной структуры, социальных институтов и процессов, массового поведения и социальных взаимодействий людей, структуры их сознания. Система теоретических действий по конструированию социологического исследования представляет собой совокупность взаимосвязанных приемов и процедур построения понятийной модели социологического анализа исследуемой проблемы и перевода ее на эмпирический уровень. Система методических действий или методика социологического исследования — это совокупность взаимосвязанных методов, процедур и приемов их использования для получения и обобщения эмпирических фактов о состоянии исследуемого явления. Исследовательская парадигма в социологии — это общая мировоззренческая конструкция, которая задает нормативный способ получения знания о социальной реальности, принятый в качестве образца решения исследовательской задачи. Методологической основой для построения исследования и объяснения полученных результатов служат социологические теории, структура которых позволяет построить теоретико-познавательную модель в рамках данной парадигмы. Неопозитивистская модель социологического исследования — это такая модель, которая построена в виде процесса нисхождения от исходных теоретических понятий к эмпирически проверяемым «базисным» предложениям. Номиналистская модель социологического исследования — это такая модель, которая построена в виде процесса восхождения от «исходных» эмпирических терминов, описывающих индивидуальные действия и состояния сознания, к теоретическим обобщениям. Интерпретативистская модель социологического исследования — это такая модель, которая представляет собой прямое постижение социальной реальности в ходе процесса поиска «правильного» языка толкования ее смысла и общего понимания ее значения. Многопарадигмальный подход к социологическому исследованию — это совмещение различных парадигм и теорий, способов описания и объяснений одних и тех же социальных явлений для получения многоуровневого знания.
Контрольные вопросы для проверки усвоения содержания темы 1. В чем состоит различие и взаимосвязь онтологической и гносеологической функций социологической науки? 2. Каково понимание предмета и объекта методологии социологических исследований? 3. Каково содержание системы теоретических и методических действий при построении социологического исследования? 4. Какова мировоззренческая основа неопозитивистской, номиналистской и интерпретативистской парадигм социологического исследования? 5. Каким образом и почему меняется последовательность этапов социологического исследования в неопозитивистской, номиналистской и интерпретативистской парадигмах?
Литература Девятко И. Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности. М., 2003. Девятко И. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996. Добренькое В. И., Кравченко Л. И. Фундаментальная социология. Т. I. Теория и методология. М., 2003. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. Нечто Р., Гравитц М. Методы социальных паук. М., 1972. Тернер Дж. Структура социологического знания. М., 1985. Тема 2
ПРОГРАММА КОЛИЧЕСТВЕННОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА, ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ, НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩЕЕ ПОНИМАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ I. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: УНИВЕРСАЛИЗМ И ОРГАНИЗОВАННЫЙ СКЕПТИЦИЗМ В повседневной жизни люди анализируют и объясняют происходящее на основе здравого смысла. Социолог решает аналогичные задачи, анализируя и объясняя, почему события происходят так, а не иначе, в некоторой определенной последовательности. Однако научно обоснованное социологическое исследование принципиально отличается от суждений здравого смысла тем, что должно быть выведено из общих закономерностей, установленных на основе объективных правил логического доказательства. Логические принципы научного исследования являются следствием принятия профессионалом определенных правил получения и воспроизводства знания. Эти правила в функционалистской школе социологии науки включают, в первую очередь, понятия универсализма и организованного скептицизма. Н. Сторер раскрывает содержание этих мертоновских постулатов научного этоса1. Универсализм — это требование рассматривать явления природы как одинаковые повсюду и понимать истинность утверждений как не зависящую от утверждающего. В соответствии с принципом универсализма значение имеет не личный опыт распознавания и предвидения, имеющийся у исследователя, а безличная процедура обоснования общезначимых заключений, которые могут быть воспроизведены при соблюдении заданных условий.
Пример. ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
Сточки зрения личного опыта распознавания и предвидения, имеющегося у исследователя, и не только у него, можно с большой долей вероятности предположить, что у неработающих людей физическая активность существенно ниже, чем у работающих. Тем не менее, данное предположение не может быть принято как общезначимое заключение до тех нор, пока оно не подтверждено результатами социологических иеследований, осуществленных на основе научной программы, с соблюдением соответствующих процедур. Результаты социологического исследования ощущаемого качества жизни делают данное предположение общезначимым заключением. Максимальное влияние на уровень физической активности взрослого населения России оказывает профессиональная занятость. У неработающих людей уровень физической активности существенно падает по сравнению С работающими людьми1. Разумеется, результаты научного исследования еще не являются достаточной гарантией истинности общезначимого суждения. Это и есть та норма, которую Р. Мертон назвал организованным скептицизмом. Организованный скептицизм — это требование систематического опровержения установленных обобщений, поиск таких фактов, которые им противоречат. Научное утверждение считается истинным до тех пор, пока не появились доказанные факты, противоречащие данному утверждению. Появление таких фактов вынуждает ученых формулировать новые обобщающие утверждения, которым не противоречат как имевшиеся ранее, так и вновь полученные факты. Таким образом, наука развивается посредством опровержения своих собственных истин, однако этот процесс совершается в рамках определенной системы норм познания, регламентирующих научный вывод.
Принципы универсализма и организованного скептицизма неразрывно связаны между собой. Выполнение требований одного из них невозможно, если не выполняются требования другого принципа. Принцип организованного скептицизма можно реализовать в научной практике только в том случае, если научному сообществу известна последовательность процедур исследования, посредством которых получены доказательства общезначимости утверждения, т. е. выполнены требования принципа универсализма. Тогда любой ученый имеет возможность воспроизвести эту процедуру и получить новые факты, которые подтверждают или опровергают данное утверждение. В свою очередь выполнение принципа универсализма, т. е. доказательство тождественности явлений природы и независимости истинности утверждений от утверждающего, достоверно только тогда, когда реализуется принцип организованного скептицизма — научное сообщество находится в процессе постоянного поиска фактов, способных опровергнуть данное утверждение. Отсутствие таких фактов служит доказательством универсальности общезначимого утверждения.
II. ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА, ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ, НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩЕЕ ПОНИМАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОГРАММЫ КОЛИЧЕСТВЕННОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Понимание программы социологического исследования1 В содержании принципов универсализма и организованного скептицизма фиксируются общие требования к проведению социологического исследования. Реализация этих требований предполагает построение логически связанной последовательности теоретических и методических операций по его проведению, которую называют процедурой социологического исследования. Процедура количественного социологического исследования — это логически взаимосвязанная последовательность операций, которая определяет систему действий по теоретическому обоснованию и методическому обеспечению получения и обобщения эмпирических данных об исследуемом социальном явлении.
Документ, в рамках которого находит свое оформление процедура социологического исследования, называется его программой. 2. Функции программы социологического исследования Программа социологического исследования выполняет ряд функций. Общенаучная функция программы социологического исследования состоит в том, чтобы посредством определения процедуры его проведения обеспечить реализацию принципов универсализма и организованного скептицизма. Программа социологического исследования — это совокупность действий по теоретическому обоснованию и методическому обеспечению получения и обобщения эмпирических данных об исследуемом социальном явлении. Теоретическая функция программы социологического исследования заключается в упорядочении и описании действий — в соответствии с принятыми теоретическими подходами и установленными научной логикой нормами их применения — по разработке концепции И понятийной модели, обеспечивающих научно обоснованное получение и объяснение эмпирических данных об исследуемом социальном явлении. Методическая функция программы социологического исследования состоит в упорядочении и описании действий — в соответствии с научно обоснованными требованиями социологического измерения — по получению эмпирических данных об исследуемом социальном явлении. Аналитическая функция программы социологического исследования состоит в упорядочении и описании действий по обобщению эмпирических данных об исследуемом социальном явлении и их представлению.
3. Структура программы социологического исследования Функции программы социологического исследования реализуются посредством определения логической последовательности взаимосвязанных этапов и процедур проведения исследования социального явления, образующих структуру программы социологического исследования. В качестве этапов программы социологического исследования выступают такие ее части, которые выполняют относительно самостоятельные задачи по реализации функций программы, качественно отличающиеся способами решения. Структура программы социологического исследования — это логическая последовательность взаимосвязанных этапов и составляющих их процедур исследования социального явления. Реализация общенаучной функции программы социологического исследования предполагает отчетливое представление о том, какое социальное явление будет исследоваться, почему оно будет исследоваться, и что именно будет исследоваться в рамках данного явления. Вышесказанное можно в общей форме выразить в виде первого программного вопроса. ЧТО НЕОБХОДИМО УЗНАТЬ ОБ И С С Л ЕДУ КМ О М ЯВЛЕНИИ? Реализация теоретической функции программы социологического исследования требует обоснования того, какие теории необходимо использовать для разработки концептуальной и объяснительной моделей исследования, какие понятия включить в данные модели, какие гипотезы сформулировать на основе входящих в них понятий. Вышесказанное воплощается во втором программном вопросе. ПА ЧТО НЕОБХОДИМО ОПИРАТЬСЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЗНАНИЕ ОБ ИССЛЕДУЕМОМ ЯВЛЕНИИ? Для реализации методической функции программы социологического исследования необходимо определить, как, используя концептуальную и объяснительную модели, измерить состояние исследуемого социального явления, как обобщить полученные эмпирические данные, как на основе проведенного обобщения проверить сформулированные гипотезы. Вышесказанное воплощается в третьем программном вопросе. ЧТО 11АДО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЗНАНИЕ ОБ ИССЛЕДУЕМОМ ЯВЛЕНИИ? Для реализации аналитической функции программы социологического исследования необходимо определить то, как обобщить полученные эмпирические данные, как на основе проведенного обобщения проверить сформулированные гипотезы и в каком виде представить полученные результаты. Вышесказанное воплощается в четвертом программном вопросе. ЧТО ДЕЛАТЬ С ПОЛУЧЕННЫМИ ДАННЫМИ ОБ ИССЛЕДУЕМОМ ЯВЛЕНИИ? Четырем программным вопросам соответствуют определенные части программы социологического исследования. Характер такого соответствия представлен ниже.
Обобщенная структура программы социологического исследования
Часть I. Введение, или Замысел социологического исследования 11Л ЧТО НЕОБХОДИМО ОПИРАТЬСЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЗНАНИЕ ОБ ИССЛЕДУЕМОМ ЯВЛЕНИИ? Часть II. Теоретическое построение социологического исследования
ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЗНАНИЕ ОБ ИССЛЕДУЕМОМ ЯВЛЕНИИ? Часть III. Методическое построение социологического исследования
ЧТО ДЕЛАТЬ С ПОЛУЧЕННЫМИ ДАННЫМИ ОБ ИССЛЕДУЕМОМ ЯВЛЕНИИ? Часть IV. Аналитическое построение социологического исследования
4. Процедуры построения вводной части программы социологического исследования Прежде чем начать исследование, социолог должен решить для себя, что он собственно собирается исследовать и наметить результат, который он должен получить. Без этого исследование теряет определенность и становится беспредметным, а значит и не результативным. Это предполагает осуществление процедур, позволяющих получить ответы на ряд вопросов, содержание которых составляет вводную часть. Когда мы видим готовую программу социологического исследования, то на ее титульной странице всегда присутствует формулировка темы. Хотя формулировка тема исследования является изначальным элементом представления программы, логика ее разработки не совпадает с порядком представления программы. Формулировке темы предшествует выполнение ряда процедур, направленных на определение темы. При разработке программы формулировке темы предшествует определение в рамках вводной части социальной и научной значимости проблемы, для исследования которой создается программа. Процедура 1. Постановка проблемы исследования и определение ее социальной значимости При постановке проблемы исследования и определении ее социальной значимости необходимо обосновать наличие проблемы и указать, какую роль в улучшении жизнедеятельности общества будет играть ее решение. Общество — очень сложное социальное явление, и социология, по существу, находится в начале процесса его научного познания. В обществе много неизвестного и перед социологом в явной или неявной форме всегда стоит социальный заказ, заказ общества. Этот заказ выражается в исследовании «проблем жизнедеятельности общества». В обществе, конкретных его регионах всегда присутствуют социальные явления, которые мешают им успешно существовать и развиваться, т. е. составляют для общества социальную проблему. Исследователь должен определить наличие конкретной проблемы в жизнедеятельности общества и обосновать значимость решения этой проблемы для успешного его развития. Социологическое исследование должно быть направлено на решение наиболее значимой социальной проблемы. Процедура 2. Определение проблемной ситуации При определении проблемной ситуации необходимо указать конкретные условия существования и возникновения исследуемой проблемы в данном обществе. Социальная проблема в рамках жизнедеятельности общества возникает в конкретных условиях его существования, которые определяют особенности проявления данной проблемы, механизмы ее возникновения и ее содержание. В разные временные периоды, в разных обществах одна и та же проблема может иметь разные причины и по-разному проявляться. Поэтому в исследовании социальную проблему необходимо рассматривать в связи с конкретными условиями ее существования и возникновения, которые называются проблемной ситуацией. Процедура 3. Выявление научной значимости проблемы исследования При выявлении научной значимости социальной проблемы необходимо показать наличие потребности в знании, требующемся для се решения, при отсутствии такого знания. Научная значимость социальной проблемы обусловлена ее общественной значимостью. Однако не всякая социальная проблема является научной проблемой, т. е. требует исследования. В первую очередь надо определить то, что необходимо знать для решения социальной проблемы, и определить то знание, которое отсутствует. Наличие потребности в таком знании при его отсутствии определяет научную значимость социальной проблемы. Проектируя исследование, социолог должен, во-первых, выявить наличие социальной проблемы, определить проблемную ситуацию, социальную значимость решения проблемы для обеспечения успешной жизнедеятельности общества — сейчас или в дальнейшей перспективе. Во-вторых, определить необходимость получения соответствующих эмпирических данных для ее решения, т. е. показать наличие научной значимости исследования социальной проблемы. В ходе реализации этих процедур происходит обоснование актуальности темы социологического исследования. Процедура 4. Определение научной разработанности проблемы исследования При определении научной разработанности проблемы исследования необходимо дать краткую характеристику имеющегося научного знания по данной проблеме и указать источники, в которых это знание содержится. Социолог, проводящий исследование, всегда отталкивается от накопленного знания по исследуемой проблеме. Это знание может носить общетеоретический характер, позволяющий объяснить широкий класс социальных явлений. Или конкретно-теоретический характер, непосредственно относящийся к объяснению исследуемого социального явления. Следует определить содержание уже имеющегося знания и выявить то знание об исследуемом явлении, которое необходимо, но отсутствует. Отсутствующее знание непосредственно обусловливает формулировку темы социологического исследования. Процедура 5. Определение теоретического объекта исследования При определении теоретического объекта исследования необходимо указать то социальное явление, в рамках которого будет анализироваться выявленная социальная и научная проблема. Социальные явления, в которых присутствует исследуемая проблема и по поводу которых отсутствует необходимое знание, могут быть разными. Например, проблема терпимости может соотноситься с каким-либо социальным институтом (например, семьей), или с социальной группой (например, молодежью), или с территориальной общностью (например, городским населением). При выборе теоретического объекта исследования важно определить то социальное явление, в котором выявленная проблема выражается наиболее остро. Процедура 6. Определение предмета исследования При определении предмета исследования необходимо указать то внутреннее свойство или фактор формирования социального явления, выступающего в качестве объекта исследования, которое обусловливает возникновение исследуемо]'! проблемы. Отсутствующее знание об исследуемой проблеме может касаться различных сторон (внутренних свойств, внешних факторов формирования) социального явления — объекта исследования, которые обусловливают существование исследуемой проблемы. В одном исследовании невозможно охватить все эти стороны. Необходимо определить ту сторону социального явления, на которую будет направлено данное исследование. Важно, чтобы эта сторона достаточно сильно воздействовала на возникновение исследуемой проблемы и чтобы знание о характере закономерностей такого воздействия позволило определить способы ее решения. Процедура 7. Формулировка темы исследовании Сформулировать тему исследования означает охарактеризовать соотношение объекта и предмета исследования в виде научной проблемы, выразив это соотношение в форме высказывания, Определив научную проблему, объект и предмет исследования, необходимо сформулировать тему исследования. Тема исследования есть выражение социальной и научной проблемы в рамках того социального явления, которое требуется исследовать. В теме исследования должны присутствовать название объекта, предмета исследования и проблемной ситуации, в условиях которой они рассматриваются. Тема исследования должна быть соответствующим образом сформулирована, т. е. должна получить форму высказывания в виде указания на соотношение предмета и объекта исследования, в рамках которого обозначена научная проблема. Процедура 8. Формулировка цели исследования Сформулировать цель исследования означает содержательно развернуть соотношение объекта и предмета исследования, обозначенное в теме исследования, посредством раскрытия их конкретных свойств, знание о которых является желаемым результатом исследования. Сформулировав тему исследования, необходимо определить то, какое новое знание конкретно предполагается получить по поводу выбранных для исследования сторон объекта. Требуется в общей форме выразить это знание в виде желаемого результата. Этот результат должен быть более конкретным, более узким по сравнению с заявленной темой исследования. Поэтому тему исследования необходимо содержательно развернуть в виде указания на конкретные свойства предмета и объекта исследования, характер соотношения которых будет результатом проведения данного исследования. Исходя из достижения данного результата, строится все исследование. Содержание этого результата должно быть сформулировано в виде его цели. Процедура 9. Формулировка задач исследования Сформулировать задачи исследования означает определить то частное знание, которое должно быть получено по поводу отдельных свойств объекта и предмета исследования, характера их взаимосвязи, чтобы обеспечить достижение цели исследования. Желаемый результат — новое научное знание, сформулированное в виде цели исследования, достигается посредством использования соответствующих средств. Таковыми являются задачи исследования, которые необходимо решить, чтобы прийти к желаемому результату. Если цель — это общий результат исследования, то задачи — это подцели, частные результаты. Их содержание составляет частное знание, которое должно быть получено по поводу отдельных свойств объекта и предмета исследования и характера их взаимосвязи. Тех свойств, которые обозначены в цели исследования. В задачах исследования выражаются содержательно способы достижения его цели. Последовательно достигая частных результатов, мы приходим к общему результату. Процедура 10. Определение теоретических основ исследования При определении теоретических основ исследования необходимо назвать те теоретические подходы, которые будут использоваться при описании свойств и характера их взаимосвязи в рамках объекта и предмета данного исследования. При исследовании одного и того же явления могут использоваться различные исследовательские парадигмы, а в рамках этих парадигм различные теоретические подходы или одновременно несколько подходов. Исследователь должен определить то, на какие конкретно теоретические подходы необходимо опираться, чтобы дать описание свойств и характера их взаимосвязи в рамках объекта и предмета исследования. В качестве таковых может выступать одна теория или синтез нескольких теорий, что зависит от сложности исследуемого явления. Теоретические основы исследования определяются в результате анализа разработанности проблемы. Опираясь на анализ разработанности проблемы исследования, необходимо указать названия конкретных теорий, которые будут использованы при описании объекта и предмета исследования. Процедура 11. Определение эмпирических основ исследования Процедура 11.1. Определение источников получения основных эмпирических данных Процедура 11.1а. Определение источников получения первичных эмпирических данных При определении источников получения первичных эмпирических данных необходимо сформулировать название конкретного исследования, в результате которого они будут получены и замысел которого излагается при формулировке цели и задач исследования во введении. Достижение цели и задач социологического исследования, т. е. получение знаний по исследуемой проблеме, осуществляется посредством измерения состояния тех явлений, которые являются носителями этой проблемы в действительной жизни. Такое измерение осуществляется в рамках конкретного исследования, которое может охватывать цель исследования целиком или частично. Получаемые при этом данные должны непосредственно соотноситься с исследуемой проблемой, и называются первичными. Процедура 11.16. Определение эмпирическою объекта При определении эмпирического объекта исследования необходимо выбрать те явления, которые в рамках конкретного исследования будут представлять теоретический объект и предмет исследования в де й ствител ь ности. При определении теоретического объекта и предмета исследования явления, выступающие в их качестве, называются в обобщенном виде, безотносительно к их конкретным проявлениям, существующим в действительности. Однако исследованию подлежат существующие явления действительности, выступающие представителями объекта и предмета в рамках конкретного исследования. Таких явлений может быть много. В качестве эмпирического объекта исследования необходимо выбирать те явления, в рамках которых характер взаимосвязи исследуемых свойств теоретического объекта и предмета выражен наиболее сильно. Процедура 11.1в. Определение методов получения первичных эмпирических данных При определении методов получения эмпирических данных указываются те методы исследования, на основе которых будут строиться измерительные процедуры при проведении полевого исследования. Выбор эмпирического объекта исследования обусловливает применение соответствующих способов получения эмпирических данных, т. е. методов измерения состояния свойств конкретного явления действительности, выступающего источником этих данных. Для проведения исследования необходимо выбирать такие методы, которые соответствуют задачам исследования и социальной специфике эмпирического объекта. Процедура 11.1г. Определение методов формирования выборочной совокупности При определении методов формирования выборочной совокупности социологического исследования указывается тот способ отбора части людей, входящих в эмпирический объект, оценки которых будут представительны к его состоянию в целом. При проведении социологических исследований, как правило, не проводится сплошное измерение оценок всех людей, которые представляют эмпирический объект исследования. Поэтому необходимо выбрать метод отбора той части людей, оценки которых в рамках исследуемой проблемы будут представительны по отношению к состоянию эмпирического объекта в целом. Процедура 11.1д. Определение методов обработки, обобщения и анализа первичных и вторичных эмпирических данных При определении методов обработки, обобщения и анализа первичных эмпирических данных указываются те методы, на основе которых будут получаться вторичные эмпирические данные и определяться состояние исследуемых свойств объекта и предмета, характер их взаимосвязи. В зависимости от того, посредством какого метода исследования получены эмпирические данные, используются соответствующие методы обработки, обобщения и анализа этих данных для определения состояния исследуемых свойств объекта и предмета, характера их взаимосвязи. Они определяют точность, глубину и наглядность результатов исследования. Необходимо указать, какие именно методы обработки и анализа этих данных будут использованы в исследовании для их обобщения и представления. Процедура 11.2. Определение источников получения вспомогательных эмпирических данных Определение источников получения вспомогательных эмпирических данных — это указание тех научных источников, в которых содержатся вспомогательные данные, предполагаемые для использования при раскрытии исследуемой проблемы. Определение актуальности проблемы исследования, уровня ее разработанности предполагает обращение к эмпирическим данным, полученным в рамках других исследований. Эти данные с точки зрения проблемы исследования являются вспомогательными, так как прямо не соотносятся с ней и представлены уже в обобщенном виде. Следует назвать те научные источники, в которых содержатся вспомогательные данные, необходимые для раскрытия исследуемой проблемы. Процедура 12. Определение научной новизны исследования При определении научной новизны исследования формулируются в общем виде те положения теоретического или методического подходов к исследованию социальной проблемы, которые ранее не использовались, или называются те содержательные характеристики полученных эмпирических данных и обобщений, которые до проведения исследования были не известны. Любое исследование имеет те или иные степень и составляющие новизны. Они могут быть на уровне теоретического или методического подходов к исследованию социальной проблемы или на уровне содержания его эмпирических данных и обобщений, которые до проведения исследования были не известны. Необходимо, в общем виде, сформулировать те составляющие новизны, которые будут присутствовать в исследовании. Процедура 13. Определение практической, значимости темы исследования При определении практической значимости темы исследования называется та предполагаемая практическая польза, которая может быть получена при использовании его результатов.для решения ис-сл едуемой проблемы. Разработка темы социологического исследования направлена на решение социальной проблемы, а его результаты должны использоваться при выработке практических действий по ее решению. Необходимо указать на ту предполагаемую практическую пользу, которая может быть получена при использовании результатов проводимого социологического исследования для решения исследуемой социальной проблемы. Вышеназванные процедуры составляют структуру введения в социологическое исследование и характеризуют его замысел.
5. Процедуры построения теоретической части программы социологического исследования В содержании введения представлен только замысел социологического исследования: какая проблема и почему будет исследоваться, какое научное знание о ней предполагается получить и какими методами. Реализация исследовательского замысла базируется на использовании методологических правил, регламентирующих процесс научного вывода нового знания, которые определяются соответствующей исследовательской парадигмой. Неопозитивистская исследовательская парадигма опирается на гипотетико-дедуктивную модель вывода научного знания. Процедуры разработки этой модели составляют содержание процесса построения теоретической части программы количественного социологического исследования1. Исходной точкой построения гипотетико-дедуктивной модели исследования является выбор теории, в которой сформулированы общие закономерности, дающие описание причинных связей в рамках исследуемого явления. Процедура 1. Обоснование концепции исследования Под обоснованием концепции исследования понимается процедура принятия либо отбрасывания теорий, которые будут положены в основу построения гипотетико-дедуктивпой модели исследования.
' Далее излагается процесс построения теоретической модели социологического исследования применительно к его описательно-объяснительному виду, который направлен на выявление взаимосвязи между свойствами явления (явлений) и позволяет в полной мере раскрыть структуру данного процесса. Исследовательская парадигма предполагает возможность использования различных теоретических подходов к описанию и объяснению одного и того же явления. Поэтому, прежде всего, необходимо обосновать правомерность использования той или иной теории (теорий) с точки зрения ее способности описать и объяснить свойства объекта и предмета исследования. Таким образом, в результате обоснования концепции исследования происходит теоретическое сам оо п редел е и и е и сел ед о вате л я. Процедура 2. Концептуализация объекта и предмета исследования Под концептуализацией объекта и предмета исследования понимается процедура выбора и определения понятий в рамках теории (теорий), положенной в основу исследования, которые будут использованы для описания и объяснения объекта и предмета исследования и составляют его концептуальную модель. В теории (теориях), которая будет положена в основу исследования, используется система понятий и закономерностей, описывающих и объясняющих многообразные свойства явлений, рассматриваемых в рамках данной теории. В пределах одного исследования невозможно охватить все это многообразие. Поэтому из имеющейся системы понятий необходимо выделить те понятия, которые описывают выделяемые для исследования свойства объекта и предмета. Выделение понятий в процессе концептуализации означает не только их выбор, но и определение понятий, т. е. описание свойств явления, выражаемого данными понятиями, — сущностного, отличающего его от других объектов, и содержательных, характеризующих видовые особенности явления. Из числа содержательных свойств объекта и предмета исследования отбираются те, которые будут рассматриваться в рамках данного исследования. Они образуют концептуальную модель исследования. Процедура 3. Операционализация концептуальных понятий объекта и предмета исследования Под операционализацией концептуальных понятий объекта и предмета исследования понимается процедура определения видовых свойств этих понятий через их особенные частные проявления, которые поддаются наблюдению. Концептуальное понятие — это понятие, выражающее «явление вообще», обобщенно представляющее то, что одновременно присуще многим частным явлениям. С точки зрения эмпирического понимания «явления вообще» в действительности не существует, его невозможно наблюдать, а, следовательно, эмпирически исследовать. Процедура 4. Определение переменных исследования Под определением переменных исследования понимается процедура выбора таких операциональных понятий, описывающих предмет и объект исследования, связь между которыми является главной сточки зрения анализа проблемы исследования и которые образуют его операциональную модель. Для того чтобы обеспечить эмпирическую наблюдаемость исследуемого явления, необходимо видовые свойства концептуального понятия, представляющие «явление вообще», определить через их конкретные частные проявления, которые поддаются наблюдению. В этом заключается процедура операционализации концептуальных понятий, в результате осуществления которой получается система операциональных понятий, описывающих свойства объекта и предмета исследования, поддающиеся наблюдению. В результате операционализации выделяются основные понятия, выражающие различные наблюдаемые свойства объекта и предмета исследования. Как правило, одновременно эмпирически исследовать множество этих свойств методически сложно, если вообще возможно. В связи с чем необходимо «сужение» содержательного описания предмета и объекта исследования применительно к данному исследованию. Для его проведения требуется выбрать те операциональные понятия в рамках объекта и предмета исследования, связи между которыми являются главными, определяющими с точки зрения анализа проблемы данного исследования. Эти понятия выступают в качестве его зависимых и независимых переменных и образуют операциональную модель исследования. Процедура 5. Типологизация переменных операциональной модели исследования Под типологизациеи переменных операциональной модели исследования понимается выделение групп переменных, образующих устойчивые взаимосвязи и представляющих типы исследуемых явлений. Отдельные группы переменных объекта или предмета исследования могут быть тесно связаны между собой и представляют устойчивые состояния исследуемых явлений, выступающие в качестве их особых разновидностей или типов. При типологизации переменных операциональной модели исследования необходимо, опираясь на теории, положенные в его основу, выделить данные разновидности и определить их через значения переменных, характерных для каждой из таких разновидностей. Процедура 6. Построение объяснительной модели исследования 1 [од построением объяснительной модели исследования понимается процедура объяснения возможности существования и характера причинно-следственных связей между различными свойствами предмета и объекта исследования. В рамках операциональной модели исследования выделяются те переменные объекта и предмета исследования, которые находятся в причинно-следственных отношениях. То есть в социологическом исследовании эти переменные рассматриваются не раздельно, не сами по себе, в во взаимосвязи. Необходимо, опираясь на теории, положенные в основу исследования, раскрыть механизм этой взаимосвязи, т. е. посредством логического анализа объяснить существование причинно-следственных связей между выделенными разновидностями состояний предмета и объекта исследования. Данный анализ составляет содержание объяснительной модели исследования. Процедура 7. Формулировка гипотезы-основания исследования Под формулировкой гипотезы-основания исследования понимается процедура выдвижения научно обоснованного предположения о содержании и направленности причинно-следственной связи между переменными исследования. Объяснительная модель обосновывает возможность существования причинно-следственных связей между зависимой и независимой переменными исследования. Чтобы осуществить эмпирическую проверку существования данных связей, необходимо выдвинуть научно обоснованное предположение о том, каково их содержание и направленность, т. е. сформулировать гипотезу-основание. 6. Процедуры построения теоретико-методической части программы социологического исследования В процессе построения теоретической части программы социологического исследования осуществляется переход от описания социальных явлений посредством концептуальных понятий, характеризующих «явление вообще», к их описанию посредством переменных, характеризующих наблюдаемые свойства исследуемых явлений, и выдвижению гипотез-оснований. Для проверки гипотез-оснований необходимо определить, какие значения могут принимать переменные исследования в социальной действительности, для чего проводится измерение их значений. Процесс социального измерения базируется на определенных теоретико-методических принципах, обеспечивающих получение достоверного знания о социальных фактах. Процедуры измерения значения переменных, позволяющие реализовать данные принципы, составляют содержание процесса построения теоретико-методической части программы социологического исследования. Процедура 1. Построение показателей исследования Под построением показателей исследования понимается процедура представления переменных в виде конкретных частных проявлений, непосредственно наблюдаемых в реальной действительности, совокупность которых образует эмпирическую модель исследования. Чтобы осуществить эмпирическую проверку истинности или ложности гипотезы-основания, надо оценить, как изменение состояния независимой переменной влияет на изменение состояния зависимой переменной. Однако переменные, составляющие содержание гипотезы-основания, выражают наблюдаемые свойства объекта и предмета исследования в обобщенном виде, поэтому их состояние не поддается непосредственному наблюдению. Для проведения эмпирической оценки состояния переменных исследования, необходимо их «разложить» на конкретные частные проявления — непосредственно наблюдаемые обобщенные фрагменты реальной действительности, т. е. найти эмпирические значения переменных. Эти значения выступают в качестве социальных показателей исследования. Система таких показателей представляет собой эмпирическую модель исследования. Процедура 2. Формулировка гипотез-следствий исследовании Под формулировкой гипотез-следствий исследования понимается процедура выдвижения научно обоснованных предположений о содержании и направленности причинно-следственных связей между показателями, представляющими независимую и зависимую переменные исследования. Так как переменные исследования не поддаются непосредственной эмпирической оценке, то существование причинно-следственной связи между ними проверяется посредством использования показателей исследования. Для этого необходимо выбрать те показатели, в отношениях между которыми в наибольшей степени может выражаться связь между независимой и зависимой переменными, и выдвинуть научно обоснованное предположение о том, какова направленность причинно-следственных связей между этими показателями, т. е. сформулировать гипотезы-следствия. Процедура 3. Формирование методической стратегии исследования 11од формированием методической стратегии исследования понимается процедура обоснования методов исследования, необходимых для определения достоверных значений показателен исследования. /(ля проведения измерения значений социальных показателей можно пользоваться разными способами. Необходимо определить такие способы измерения их значений, которые обеспечивают получение достоверных данных о состоянии исследуемого явления, т. е. выбрат! методы его исследования. Этот выбор составляет содержание процесс; формирования методической стратегии исследования. Ее содержание обусловлено как особенностями самих показателей, так и особенно стями источника получения первичных данных об их значениях. Процедура 4. Обоснование методов анализа и обобщения резуль татов измерения Под выбором методов анализа и обобщения результатов из мерения понимается процедура отбора таких методов обработю и анализа первичных данных, которые обеспечивают достоверное! и глубину обобщения результатов измерения, соответствующие цел: и задачам исследования. Определение значения социальных показателей и характера их взаимосвязи осуществляется посредством обобщения первичных данных, получаемых в результате измерения. Для этого используются различные методы их анализа. От особенностей применяемых методов анализа первичных данных зависит достоверность и глубина обобщения результатов измерения. Следует обосновать выбор методов анализа первичных данных, их способность обеспечить достоверность и глубину обобщения результатов измерения, соответствующие цели и задачам исследования. От выбора этих методов зависит подход к конструированию индикаторов исследования. Процедура 5. Конструирование индикаторов исследования Под конструированием индикаторов исследования понимается процедура выделения множества конкретных эмпирически фиксируемых элементарных состояний действительности, посредством которых можно оценить значение показателей исследования. Для того чтобы измерить значения социальных показателей, необходимо иметь средства их измерения. Так как социальный показатель представляет собой хотя и непосредственно наблюдаемый, но обобщенный фрагмент социальной действительности, то в качестве средства измерения его значения выступают конкретные эмпирически фиксируемые элементарные состояния, которые может принимать эта действительность. Такие состояния являются социальными индикаторами исследования. Выделение множества конкретных эле-, ментарных состояний действительности, посредством которых мож-> но оценить значения социальных показателей, представляет собой, конструирование социальных индикаторов исследования. Система, таких индикаторов представляет собой измерительную модель ис-. следования. Содержание индикаторов обусловлено особенностями объекта и предмета исследования, метода исследования, методов анализа и обобщения первичных данных. Процедура 6. Разработка инструмента измерения значений пока-. зателей исследования 1 Процедура 6.1. Формулировка инструментальных вопросов ь исследования i Под формулированием инструментальных вопросов понимается процедура выражения содержания индикаторов исследования в такой знаковой (языковой, числовой или изобразительной) форме, которая обеспечивает достоверную передачу информации от объекта К субъекту измерения. Сами по себе индикаторы исследования выражают только содержание процесса социального измерения. В то же время по своей сути этот процесс заключается в передаче информации от объекта измерения к субъекту измерения, и осуществляется в ходе их взаимодействия. Для эффективного осуществления такого взаимодействия индикаторам необходимо придать соответствующую знаковую (языковую, числовую или изобразительную) форму, т. е. сформулировать содержание индикаторов в виде инструментальных вопросов. Процедура 6.2. Конструирование измерительных шкал индикаторов Под конструированием измерительной шкалы индикаторов понимается процедура создания градаций значений индикаторов, по которым фиксируется мера присутствия измеряемого свойства в исследуемой действительности по степени частоты или выраженности. Те или иные возможные элементарные состояния действительности, которые выступают в качестве индикаторов исследования, присутствуют в ней в большей или меньшей мере. Для того чтобы можно было измерить их меру присутствия в действительности, необходимо создать линейку градаций, по которой это присутствие фиксируется по степени частоты или выраженности. Такая линейка градаций представляет собой измерительную шкалу. Применяемая измерительная шкала обусловливает возможность использования тех или иных методов анализа первичных данных. Для обеспечения достоверной передачи информации от объекта измерения к субъекту измерения необходимо измерительной шкале индикатора придать соответствующую знаковую (языковую, числовую или изобразительную) форму, т. е. сформулировать ее содержание в виде инструментальных ответов па вопросы. Процедура 63. Оформление инструмента измерения Под оформлением инструмента измерения понимается процедура расположения вопросов в нем,
|