Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разминка
Обычно любая встреча с участниками начинается с приветствия и разминки. Под разминкой мы подразумеваем начальную фазу работы с группой, когда решаются следующие основные задачи: О Создание деловой и вместе с тем довольно раскрепощенной, эмоционально теплой атмосферы. □ Формирование мотивации на отработку определенных навыков или решение вполне определенных задач, проблем. □ Наблюдение за поведением участников, получение дополнительной информации для дальнейшего обсуждения. □ Начало осознавания некоторых своих ранее неосознаваемых особенностей поведения участниками тренинга. Для решения этих задач используется довольно разнообразные упражнения вербального и невербального характера. Мы часто применяем метод психогимнастики, реже — метод психорисунка, которые раньше использовали в процессе групповой психотерапии больных неврозами на отделении неврозов и психотерапии Научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева (Бакирова, 1987, 1991). Раздел 3. Тренинг основных коммуникативных навыков менеджеров Психогимнастика Психогимнастика — невербальный метод, основанный на проявлении двигательной активности всего тела. Обычно ведущий группы дает какое-то задание, все одновременно или по очереди, по одному или в парах его выполняют. Главным условием задания является молчание всех членов группы (другое название психогимнастических упражнений — пантомимические). Те, кто в данный момент не выполняют упражнения, наблюдают за другими вместе с тренером. После того как все выполнили определенное упражнение, можно провести обсуждение. Разбираются переживания и чувства, возникающие у членов группы во время выполнения упражнений; анализируются выражения индивидуальных проблем; а также отношения между участниками группы. На наш взгляд, упражнения подлежат обсуждению в том случае, если запланирован тренинг на личностном уровне. В этом случае можно спрашивать: □ о переживаниях тех, кто выполнял задание; □ о переживаниях тех, кто был в паре; П о впечатлениях остальных членов группы; О о том, как данное поведение связано с поведением члена группы в подобных ситуациях; □ о том, что нового открылось для членов группы в поведении других участников и другие. В тренинге менеджеров мы редко обсуждаем психогимнастические упражнения, так как ставим перед ними другие задачи: □ раскрепостить; □ настроить на определенную «волну»; □ активизировать воспоминания, переживания в сходных ситуациях; □ дать информацию участникам друг о друге через наблюдение за их поведением и другие. В Приложении 9 представлены различные психогимнастические (пантомимические) упражнения. Отдельные упражнения описаны в соответствующих разделах. Глава 2. Разработка программы тренинга Психорисунок Психорисунок также является невербальным методом. Как и психогимнастика, он дает возможность участникам выразить себя на довербальном, бессловесном уровне, но только через рисунки. Психорисунок как метод представляет собой проективный рисунок. Он способствует выявлению и пониманию трудно вербализуемых проблем и переживаний. Рисунки могут быть индивидуальными и групповыми, на заданную тему и достаточно свободными. Можно предложить, например, такие темы: □ Я с коллегами. □ Я и начальник. □ Я и подчиненный. □ Какой я есть, каким я хотел бы быть, каким кажусь окружающим. □ Моя семья. □ Моя работа. □ Мои родители. □ Я среди людей. D Самая большая трудность. □ Самое приятное и самое неприятное переживание (воспоминание). □ Моя главная проблема. □ Что мне нравится и что не нравится в людях. □ Три желания. О Мое положение в группе и др. (см. Приложение 10). Тренер отводит определенное время, дает задание, обеспечивает бумагой, мелками, или карандашами, или красками. Потом рисунки собираются тренером. Каждый рисунок передается по кругу, и каждый участник высказывает свои мысли, впечатления о рисунке. Обсуждение. Все говорят о том, что хотел изобразить автор рисунка, как они понимают его рисунок, потом говорит автор рисунка. Интерпретация осуществляется тренером совместно с членами группы. Для этого обращают внимание на содержание рисунка, способы выражения, цвет, форму, композицию и размеры. В рисунках ищут непосредственное выражение восприятия пациентом той или иной ситуации, различные переживания, часто ИЗ Раздел 3. Тренинг основных коммуникативных навыков менеджеров неосознаваемые. Обращают внимание на расхождение вербального описания ситуации и невербального его изображения. Если тренер дает задание сделать групповой рисунок, то он наблюдает за процессом. Во время обсуждения тренер обращает внимание группы: □ на то, кто что нарисовал; □ было ли это групповым рисунком, или на листе много индивидуальных рисунков, которые не взаимосвязаны; П кто был активным, а кто более пассивным; □ кто рисовал свой рисунок, а кто помогал, дополнял рисунок другого участника. Обсуждаются: участие каждого члена группы в общей работе; характер его вклада в общую деятельность; особенности взаимодействия группы. Такая форма проективного рисунка стимулирует развитие сотрудничества и активного взаимодействия членбв группы друг с другом; выявляет структуру лидерства и роли членов группы. Мы также используем некоторые психотехнические упражнения (Цзен, Пахомов, 1985), которые направлены на тренинг определенных конкретных психических способностей и процессов. Некоторые игры и задания взяты из тренингов, в которых мы участвовали на правах рядовых членов группы, а тренерами были Манфред Форверг, Траудль Форверг и Йорк Шмидт из Германии; эстонские психологи и др. В каждом модуле мы опишем разминоч-ные упражнения, которые чаще всего используем.
|