Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условие равновесия фирмы при покупке ресурсов






 

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. К ним относятся:

1. естественные ресурсы (земля, ее недра, водные и лесные ресурсы);

2. трудовые ресурсы;

3. средства производства (производственные здания, сооружения, оборудование, станки, сырье, материалы и т. д.) – производственный капитал.

Иногда сюда включают предпринимательские способности людей к организации производства и финансовые ресурсы. Но финансовые ресурсы превращаются в другие виды ресурсов и опосредуют их деятельность.

Поскольку потребителями ресурсов являются фирмы, производящие товары и услуги, а «производители» ресурсов – их собственники, то цена ресурса – денежный доход его собственника:

· цена естественных ресурсов – рента;

· цена труда – заработная плата;

· цена производственного капитала – процент;

· цена предпринимательских способностей – предпринимательский доход.

Цены на все виды ресурсов в рыночной экономике формируются через взаимодействие спроса и предложения, аналогично ценам готовой продукции.

Поскольку спрос и предложение на рынках ресурсов формируются под влиянием рынков потребительских товаров и услуг, то они выступают как производные или вторичные.

На конкурентном рынке ресурсов в результате взаимодействия спроса и предложения формируется равновесная цена – p e.

Рис. 6.1. Конкурентный рынок ресурсов

Так как каждый отдельный наниматель на конкурентном рынке ресурсов воспринимает цены на них как нечто данное, он может закупить по равновесной цене столько ресурсов, сколько ему необходимо. Тогда кривая предложения любого ресурса, какой она видится каждому отдельному нанимателю, представляет собой горизонтальную линию, пересекающуюся с вертикальной осью в точке, соответствующей равновесной цене.

Рис. 6.2. Кривая предложения ресурсов для предпринимателя в условиях совершенной конкуренции

Цены на ресурсы в действительности изменяются, когда изменяются рыночный спрос и предложение. Однако количество ресурсов, закупаемых отдельной фирмой в условиях совершенной конкуренции, не влияет на общий рыночный спрос.

Оплата дополнительно закупаемого ресурса – это предельные затраты фирмы на данный ресурс MIC (marginal input cost). В условиях совершенной конкуренции они равны равновесной цене.

Дополнительный продукт, полученный от использования дополнительной единицы ресурса – предельный продукт MP. Прирост дохода фирмы от его реализации – предельная доходность ресурса (MRP – marginal revenue product) или предельный продукт в денежном выражении. Он равен: MRP=MR·MP.

Графически предельная доходность ресурса – это кривая спроса на него. Она имеет отрицательный наклон, т. к. отражает убывающую доходность (убывающую производительность) ресурса: чем больше единиц одного ресурса использует фирма при прочих постоянных ресурсах, тем ниже ее предельная производительность.

Выбор фирмой количества используемого ресурса основывается на равенстве MRP=MIC. Это равенство и отражает оптимум фирмы, т. е. условие максимизации прибыли.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал