Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Освещение проблем детей-сирот в СМИ: практические рекомендации






А.Г. Рудов

руководитель проекта «К новой семье»

РОО «Приют детства»

 

Словом можно спасти,

словом можно полки за собой повести…

 

В массовом сознании помощь детям связана преимущественно с ликвидацией последствий стихийных бедствий и катастроф. Наши граждане готовы откликнуться на беду пострадавших детей: после терактов, пожаров и наводнений они шлют деньги, собирают одежду и обувь. Еще вспоминают про детей в праздники – в Новый год и 1 июня тоже принято отправлять в детские дома подарки и сладости. При этом тихое горе находящихся там воспитанников остается, как правило, незамеченным. Ведь государственное учреждение, каким бы оно ни было, - неестественная среда для ребенка, своего рода «гуманитарная катастрофа», оно подавляет его личность и не позволяет полноценно развиваться. Конечно, приятно видеть радость детей при раздаче подарков, но это не решает их основной проблемы – сиротства.

Для продвижения в общество такой серьезной идеи, как необходимость трансформирования детских домов в центры семейного устройства и сопровождения замещающих семей, журналисту нужны специальные знания. Если не знать, чем грозит ребенку воспитание в казенном учреждении, невозможно повлиять на ошибочные установки массового сознания (например, такие: «В первую очередь надо хорошо обеспечить детские дома, а уже потом переходить к семейному устройству»; «Зачем вообще устраивать сирот в чужую семью, если они помнят своих родных»).

Стереотипы нельзя изменить одной статьей или программой – этот процесс не терпит суеты и «шашечных атак». Для влияния на общественное мнение необходимо регулярное освещение этой темы и обсуждение в СМИ вопросов профилактики сиротства и семейного устройства – желательно выделить для этого тематическую полосу в печатном издании или специальную рубрику в программе. Такая стратегия позволит вызвать доверие у аудитории; понимание, что тот или иной сюжет - не разовая акция, а постоянное направление работы, следовательно, человек, который хочет помочь ребенку, сможет всегда обратиться в редакцию, где ему помогут выйти на соответствующих специалистов.

Если у журналиста нет возможности подготовить серию материалов о положении дел в этой сфере, постепенно подводящих читателя (зрителя, слушателя) к личному участию в судьбе ребенка, то лучше выбрать более узкую тему и раскрыть ее на примере отдельной судьбы. Но берется ли он за один материал или задумал серию, важно помнить: общий стиль их подачи должен быть ориентирован на пробуждение в человеке позитивных чувств, возможно, и на желание самореализоваться в качестве родителя, наставника.

Ни в коем случае нельзя «давить на жалость»! Такие материалы очень часто побуждают к действию людей эмоциональных и легковозбудимых. Их поступки могут быть продиктованы не столько желанием помочь ребенку, сколько стремлением за счет него решить собственные психологические проблемы. Но двум несчастным людям труднее стать счастливыми вместе, нежели одному счастливому поделиться счастьем с другим.

Сейчас стала привычной практика объявлений в СМИ о конкретных детях, нуждающихся в семейном устройстве. Однако нужно понимать, что давать только такую информацию без системного освещения проблемы в целом малоэффективно. И чем больше у сотрудников органов опеки и попечительства, занятых первичным приемом граждан, будет «пустых» обращений, тем меньше у них найдется времени на тех, кто действительно настроен стать приемными родителями. Поэтому объявления можно давать как дополнение к проблемному материалу.

Журналистам не стоит ограничивать свой материал только тем, что происходит ДО того, как ребенок попал в семью. Нередко рассказ о том, что происходит ПОСЛЕ, оказывает более сильное воздействие. Отслеживание успешных приемных семей, описание их позитивного опыта работают как положительная обратная связь. И в этом смысле один хороший материал об успехах семьи, принявшей сироту, стоит нескольких призывов разбирать детей по семьям.

Также следует донести до аудитории мысль, что устройство детей в семьи - важный, но не единственный элемент комплексного решения проблемы сиротства, кроме того необходима профилактика отказов приемных родителей от детей, помощь семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал