Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к критериям






Бланк социометрического опроса


Ф. И. О.


Курс (группа, класс, отдел)


Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т.д.).

1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться (работать) в новом коллективе?

а)


б)


в)


2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?

а)


б)


в)


3. С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а)


б)


в)

 

Социометрический тест

Методика " Социометрия" разработана американским психиатром и социологом Джекобом Леви Морено в 1951 году. Используется в изучении межгрупповых и межличностных отношений с целью улучшения и оптимизации взаимодействия группы лиц или участников

Основные положения теории Морено

· Социальный атом общества - это не отдельный индивид, а их сосуществование;

· Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;

· Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;

· Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.

 

Цель: выявление социометрического статуса в коллективе; определение микрогрупп; уровня социально-рефлексивных навыков членов коллектива.

Возраст: студенты 1-4 курсов.

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Постарайтесь быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл.

Читайте каждый вопрос и сразу отвечайте на него. Для фамилий, которые вы будете записывать, после каждого вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывайте в любом порядке. Упоминайте только тех, кто здесь присутствует.

Прежде чем начинать работу, напишите свое имя, фамилию.

 

Процедура проведения

Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:

Й этап

Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.

Й этап

Разработка социометрических критериев.

Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:

· формальные/неформальные - Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные - изучают неформальные отношения.

· двойные/одинарные - Двойные - изучают отношения партнёрства. Одинарные - изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.

· прогностические - позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.

· сильные (или значимые)/слабые (незначимые) - Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.

Требования к критериям

1. Ограниченное количество (3-4);

2. логическая связь между собой;

3. критерии должны вызывать интерес;

4. смысл критериев должен быть понятен испытуемым;

5. критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.

Й этап

Выбор типа процедуры социометрического исследования.

Социометрия может проводится в двух вариантах:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал