Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Детерминанты семейного воспитания казачества и образовательной системы кадетских корпусов.
Семья в казачьей культуре воспитания всегда играла основную роль в жизни человека, предопределяла становление и формирование его субъектности, являлась транслятором основополагающих духовно-нравственных ценностей.Именно благодаря гармоничному семейному воспитанию осуществлялась связь и взаимодействие индивида, общества и государства. Основой любого казачьего общества является семья. Семья и община служат организующим началом в духовной жизни казачества. Семья не только выполняет собственно семейные функции (брак, воспитание детей, родственная общность, единство бюджета и пр.), но и является первичным институтом социализации и усвоения народных, религиозных традиций, трудового, хозяйственного опыта. Территориальная казачья община, выступающая в качестве такого института, принимает решения по выполнению совместных дел. Эти решения опираются на исторически сложившиеся опытные знания и участвуют в формировании соответствующего слоя казачьей культуры. Велика роль семьи как носительницы определенного уровня знаний о практике хозяйственной деятельности, религиозности, художественно-эстетических навыков и интересов, представлений о необходимости образования. Можно утверждать, что роль общины и семьи как институтов в организации и развитии традиционной духовной культуры казачества тесно связана с их ролью в сохранении, воспроизводстве и преемственности казачьей культуры в целом. В культуре казачества особое внимание уделяется семейным узам и почтительности к родителям и старшим родственникам. Семейный союз в казачьем населении пользуется большим уважением, причеммужчина и женщина в семейных отношениях почти равноправны. Данный факт обуславливается тем весьма важным обстоятельством, что казачка в отсутствие мужа ведет свое хозяйство сама и поддерживает дом. Главой семейства всегда остается отец, а в случае его смерти главенство в доме переходит к матери. В благоустроенной семье любой ее представительвыполняет соответствующую своему возрасту обязанность; жены помогают мужьям, дети - родителям. В силу особенностей военного быта на Дону исторически выработался особенный тип женщины - казачки.
Казачка
Это неустанная труженица, смело и энергично принимающая на себя все труды мужчины, когда он находится на военной службе. Казачки могли пахать, сеять, косить, молотить. Иногда казак от длительной военной службы мог деморализоваться, отойти на время от выполнения своих прямых функций, но казачка в земледельческой семье всегда оставалась деятельной героиней. В казачьем быту родимая матушка всегда свято почиталась всеми членами семьи. Если в семье рождался мальчик, его так никогда не называли, а сразу же величали казаком. Казак рождался воином. Существовала давняя традиция в воспитании ребенка: новорожденному все друзья и знакомые отца приносили, что-либо «на зубок». Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля, - дед дарил шашку или ружье. Дареные вещи развешивались на стене в комнате, где находились мать с ребенком. После крещения ребенка в церкви, отец брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок, и возвращал матери, поздравляя ее с казаком. Когда у младенца прорезывались зубки, отец брал его на лошадь и ехал с ним в церковь, где служили молебен святому Иоанну-Воину о том, чтобы сын их был храбрым казаком.
Казачок
Трехлетние казачата уже сами ездили верхом по двору, а в 5 лет уже скакали, отводя лошадь в табун. Еще с детства, слушая рассказы дедов о войне, казачок готовится к службе - и морально, и физически. До 17 воспитание казака велось в военном духе. Успех в казачьих победах заключался в том, что и отец, и мать, и дед любовно снаряжали сына на военную службу. Они говорили ему о чести быть воином, внушали быть храбрым. Сложена прекрасная песня о проводах казака на службу: «…Мы послужили Государю, Теперь тебе черед служить, Ну, поцелуй же женку Варю, И Бог тебя благословит! И да пошлет тебе он силы, Долг службы свято соблюдать, Служить, как мы Царю служили, И славу рода поддержать. Иди туда, куда укажут, Господь, начальство и черед, Когда же в бой лететь прикажут, Благословясь ступай вперед! Но не в бою, ни перед боем Ты не бранися, не ругай, Будь христианин и перед боем Крестом себя ты осеняй… …Исправен будь! И старших слушай, Найди товарища себе. Живите с ним душа вы в душу, Клянитесь выручить в беде». Смелость, находчивость, выносливость, стойкость, и строгое соблюдение дисциплины - качества присущие казакам.
Будущий атаман
Основными средствами воспитания в казачьей семье служили православные ценности, труд, военно-спортивные и праздничные мероприятия, учение. Многие специфические, присущие только казачеству методы и приемы воспитания, передаваясь из поколения в поколение, становились традициями. Они строго регламентировали поведение всех членов семьи и сообщества, поддерживая тем самым внутригрупповую сплоченность и обеспечивая высокий уровень самоорганизации. Кубанские казачьи семьи отличались глубокой патриархальностью, однако отношения в них носили чаще лояльный, нежели деспотичный характер. Разводы не только не поощрялись, но и серьезно осуждались. Большим уважением в семьях казаков пользовались представители старшего поколения, к которым относились с особым почтением и уважением. К их авторитетному мнению неизменно прислушивались исоветовались по важнейшим вопросам. Данная традиция сохранила свою ценность и преемственность. Семейная психология и педагогика Кубанского казачества ориентирована на формирование в личности казака, прежде всего, воина, пограничника, защитника, дипломата, ввиду выполнения военно-государственной службы, а затем семьянина, труженика, гражданина. Воспитание в казачьих семьях строилось на принципах «Домостроя», что предполагало главный авторитет отца или старшего казака и являлось, таким образом, определенным использованием принципа позитивного авторитаризма. В семейном воспитании родители стремились соблюдать дифференцированный подход к детям, создавая тем самым условия для гармоничного развития и самовыражения личности. На воспитание мальчиков в семье оказывала влияние военно-пограничная организация жизни казаков. Этим обусловлены многоступенчатые обряды инициации, т.е. посвящение мальчика в казаки с учетом его основного назначения – служения Отечеству. Воспитание девочки предполагало особую подготовку, дававшую возможность одновременно выполнять роль защитницы-воспитательницы, наряду с тем знать основы семейной жизни. Действенным средством воспитания в среде Кубанского казачества являлись свадебные обряды, требующие активного участия в подготовке и проведении всех членов семьи.
Казачья свадьба
Свадьбы сопровождались не только всеобщим весельем, но и серьезными испытаниями сноровки и трудолюбия молодых. При этом свадебные действа имели четкий сценарный характер, согласно которому каждому участнику отводилась определенная роль. Именно это объясняет тот факт, что свадьбы в казачьей среде практически всегда обходились без эксцессов, конфликтов. Специфика жизнедеятельности кубанского казачества предопределяла дальнейшее социальное назначение мальчиков и девочек казачьего социума. С одной стороны, это ограничивало так называемый социальный выбор ребенка, с другой – делало систему воспитания целенаправленной, конкретной по форме и содержанию. Кроме того, патриархальный стиль жизниопределял внутрисемейную иерархию, что обусловливало главенство мужчины-казака и безусловный авторитет старших, о чем было упомянуто выше. Воспитательное воздействие в семьях четко соотносилось с возрастными особенностями детей.Неотъемлемой частью воспитания в семье, наряду с физическим совершенствованием, было формирование патриотических чувств и гражданской ответственности. Любовь к Родине пронизывала все бытование казачества, отражалась в устном народном творчестве, заповедях, кодексе чести, военной присяге и воинской обрядности, типичными формами которой являлись проводы и встреча казаков со службы.Таким образом, кубанская казачья семья прививала молодому поколению необходимый поведенческий кодекс, формируя определенный тип воина, физически и социально адаптированный к военно-пограничным условиям жизни многонационального региона Северного Кавказа. Объединяющим началом в воспитании мальчиков и девочек в казачьих семьях было их приобщение к труду. Каждый член семьи был проникнут духом совместной деятельности и гордился своим участием в деле улучшения ее благосостояния семьи ради ближних. Воспитание в труде и трудом – естественный для казачьей семейной психологии и педагогики способ формирования полноценной личности.Отличительной особенностью казачьей семейной педагогики была религиозность воспитания. Исходя из того, что Православие являлось в России официальнойнравственно-этическойосновной, формирование гуманистических ориентиров и приоритетов казачества основывалось на глубокой христианской, а именно православной религиозности. Вера помогала усваивать этические нормы, ощутить единство с православным миром, обрести гармонию. Благодаря вере ребенок постепенно осознавал свою связь с миром, овладевал нравственно-этическими нормами, в нем формировалось мировоззрение принадлежности к казачьему роду, веротерпимость к представителям многонационального региона Северного Кавказа.В семейном укладе кубанских казаков всячески поощрялось стремление ребенка к овладению игрой, развивающей и укрепляющей дух и тело. Самобытные детские игры, как обязательный компонент казачьей народной педагогики, позволяли вырабатывать в детяхинтеллектуальные и коммуникативные навыки, наблюдательность, выносливость и дух коллективизма. Неотъемлемой частью семейного воспитания было приобщение молодежи к народному художественно-эстетическому творчеству: музыке, танцам, фольклору.
Выступление донских казаков
Богатый фольклорно-поэтический материал кубанских казаков отличается эпичностью, полнотой чувств, цельностью. В песнях отражены наиболее значимые исторические вехи, раскрыты идеалы добра и любви, увековечены народные герои казачества и других социальных обществ. Приобщение детей июношества к национальной культуре, системе нравственных ценностей, подготовка к полноценной жизни и выполнению своего социального предназначения не ограничивалось рамками Кубанской казачьей семьи и поддерживалось всем укладом общинной жизни. Общественная форма проживания предполагала общинную ответственность и совместный характер воспитания, высокий уровень самоуправления и дисциплины.С раннего детства казачонку давали возможность ощутить себя не только значимой частью семьи, но всего сообщества. Постепенное приобщение молодого поколения к традициям самоуправления и внутренней организации начиналось с посещения Круга и Схода – двух распорядительных инстанций, демонстрирующих образцы демократичности правления и справедливости в решении вопросов.Общественный характер воспитания проявлялся в том, что значительную роль в жизни ребенка играли его крестные родители, подчас имевшие большее влияние на детей, чем их собственные мать и отец. Крестные заботились и об осиротевших детях, которые получали статус «атаманских детей» и находились под особым вниманием общины, о чем свидетельствует обряд «взятие под шинель». Проводы в армию также являлись органичным элементом жизни донских казаков. Повсеместно на территории Ростовской и Волгоградской областей фиксируются описания обрядов проводов в армию: перед выходом из дома казак должен был попрощаться с печью («чтобы здоровым вернуться», ст. Пятиизбянская, Волгоградская область), казаки стреляли в верею (столб, на который навешивается створка ворот), в порог (ст. Казанская, Верхне-Донской район).
Проводы казака на службу
В хуторе Каныгин Усть-Донецкого района был записан такой текст: «Раньшы ленты привязывали. Кагда в армию праважали, знамя брали, цвитами украшали [новобранца]. Я кагда первава внука праважала, гаварю: «Давай, мы тибе лентами пиривяжем». А он: «Баба, да ты что!» Были ленты краснаи, да так красивей жы и хватаграхвировали все» [6]. Лента – широко используемый в восточнославянской традиции предмет, «элемент украшения, выделяющий лиц по их половозрастному статусу и обрядовой роли и маркирующий ритуальные предметы-символы» [8, т. 3]. Еще одним компонентом, составляющим мужской элемент в культуре, являются масленичные кулачные бои, в которых участвовали, разумеется, только мужчины, жившие либо в разных хуторах, либо в разных частях одного населенного пункта.
Традиционные кулачные бои казаков
В ст. Раздорской «сражались баски с гарадком, а затем баски сражались с балкай. Правил обычна не была, но знаю, был закон: «Лижачива ни бить» [5]. Участвовали в «кулá чках» люди разного возраста. Очевидно, были приняты какие-то возрастные ограничения: «В основном уже мужчины. Малалетак ни брали. Малолетки — где-та 14-15, эта до 16 лет. И болия старшые пакаление, стариков нет, ну а астальныи ризвились» [6]. Однако ритуальное начало боя показывает, что это действие, в которое вовлекалось все мужское население, в том числе и мальчики: «Ну вот, выходять, стаять радители и дитей затрагивають: «Пойди-ка, дай иму», а тот уже больна сделал, начинають заступаться, пабольших падсылають. А патом ужо и до старых доходить» [6]. Педагогическое воздействие на ребенка имел право оказывать любой взрослый станичник: сделать замечание, провести беседу, дать совет. Приученные с детства к почитанию старших, казачата покорно воспринимали их рекомендации. Представленные психолого – педагогические аспекты позволяют утверждать, что кубанским казакам удалось создать специфическую систему семейного воспитания, свойственную только данной формации: мужчина – воин, дипломат, защитник, патриот, труженик; женщина – воспитательница, защитница, верная жена-труженица; дифференцированный подход в обучении и воспитании; обучение военному делу; раннее приобщение к труду; соблюдение канонов православной веры и общественных заветов «Домостроя»; послушание и почитание старших; уважение к вере народов Северного Кавказа.Семейную педагогику Кубанского казачества отличают, с одной стороны, позитивный авторитаризм, а с другой, дифференцированный, гуманный подход к воспитанию детей, учитывающий формирование и развитие всех сторон личности, возрастные, индивидуальные, тендерные особенности ребенка; разнообразие методов и форм воспитательного воздействия; приоритет старших, строгая дисциплина и внутрисемейная иерархия; глубоко традиционный характер воспитания, что выражается в заповедях, кодексе чести и заветах казачества. Данныехарактеристикиспособствоваликонсолидации и сохранению самобытной идентичности казачества. Расширяется и модернизируется образовательная система казачьих кадетских корпусов, в которых ранее осуществлялось – и возродилось в настоящее время – обучение и воспитание юношества.Исторический экскурс позволяет вспомнить, что в прежнее время казачьи кадетские корпуса были доступны для детей всех казаков, но первенство приема принадлежало сыновьям офицеров, чиновников и дворян. Содержались эти образовательные учреждения в основном на средства, отпущенные из войсковых капиталов.Современные казачьи корпуса призваны продолжить обучение и воспитание юных казаков, которое определялось ценностным вектором традиционного семейного уклада. Так, в Федеральной Академии повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров при кафедре «Теории и практики управленческой деятельности в образовании» создан центр поддержки организационного развития кадетских и казачьих кадетских образовательных учреждений. Основной задачей центра является содействие регионам РФ в развитии казачьего образования и создание системы распространения передового опыта образовательных учреждений осуществляющих образовательный процесс с использованием культурно-исторических традиций казачества.
|