Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Казачата-кадеты






Образовательная деятельность казачьих кадетских корпусов направлена на воспитание молодого поколения на основе традиционных ценностей российского казачества, его подготовку к военной и гражданской службе. Образование в казачьих кадетских корпусах, наряду с изучением основ военного дела и боевых искусств, в том числе традиционных для казачества, включает изучение история казачества, традиционной казачьей культуры, быта, этнографические дисциплины. Учащиеся осваивают навыки верховой езды, с ними проводятся занятия по джигитовке. Особенно важной составляющей казачьего образования является изучение основ православной культуры.
Необходимость включения основ православной культуры в структуру образовательного процесса казачьих кадетских корпусов обусловленатем, что православная вера – это главный стержень, на котором традиционно выстраивались духовно-нравственные устои казаков. Особое значение в воспитательной работе, проводимой в кадетских корпусах, имеет тесное взаимодействие руководства и преподавательского состава со священнослужителями, окормляющими корпуса с благословления церковных иерархов.Следуя православным традициям, кадеты соблюдают церковные праздники; в целях знакомства с православием, во многих корпусах оборудованы молельные комнаты и часовни. Священнослужители регулярно посещают казачьи кадетские корпуса и проводят беседы с казачатами, преподавательским составом и воспитателями. Большое значение для формирования личности юных казаков имеет, конечно, и традиционная казачья среда, благодаря которой воспитанники быстро усваивают необходимые морально-этические принципы и успешно адаптируются к её требованиям.
В обсуждаемом контексте следует специально выделить Программу традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах, одобренную на совместном заседании постоянной (профильной) комиссии по развитию взаимодействия системы образования с казачьими обществами и объединениями Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества и постоянной профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества (протокол № 2 от 25 апреля 2012г).Так, в частности, Принцип социально-педагогического соработничества и служения, указанный в документе, гласит: «Воспитатьказака можно только в деле ратном и трудовом, в реальном служенииОтечеству, народу, казачьему обществу, семье. Воспитание вне реальной личностно и общественно значимой деятельности невозможно. Поэтому социально-педагогическое пространство казачьего кадетского корпуса должно быть наполнено делами реального служения, в которых только и может происходить полноценное становление и развитие кадетов, молодых казаков. Социально-педагогическая деятельность субъектов воспитания
и социализации кадетов координируется на основе общих ценностей,
задач, программ и направляется на решение конкретных проблем села, района, области, региона, страны. Казаки старшие и младшие, кадеты, их родители, православное сообщество исполняют долг казачьего служения.
Формами такого служения могут быть: посильная воинская служба, подготовка к ней, охрана правопорядка, социальная, волонтерская деятельность, благотворительность, поддержка сирот, людей с ограниченными физическими возможностями; экологическая деятельность, охрана и улучшение окружающей среды, родной природы; трудовая, профессионально ориентированная деятельность, направленная на воспитание культуры труда, жизненного самоопределения в профессии; сохранение духовного и культурного наследия, исторической памяти, создание и развитие музеев, проведение государственных, народных, церковно-религиозных праздников (при участи и согласии родителей (законных представителей) обучающихся), охрана исторических и памятных мест; проведение военно-спортивных игр, походов, паломническое служение, а также другие формы и мероприятия, определяемые обучающимися, их родителями, педагогами, духовными наставниками»[9].

Российское казачество придаетбольшое значение программе военно-патриотического воспитания молодёжи и детей. Ежегодно Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества проводится конкурс-смотр на звание «Лучший казачий кадетский корпус», по итогам которого коллектив-победитель награждается переходящим знаменем Президента Российской Федерации. Именно в кадетских казачьих корпусах, кадетских классах, гимназиях, воскресных приходских школах из казачат воспитывают будущее поколение российского казачества.Полагаем, что данный опыт, охватывающий основные духовно-нравственные и психолого-педагогические приоритеты воспитания казачества, могут быть восприняты и применимы представителями иных социокультурных групп гражданского общества современной России.

Использованные материалы:
1. Иллюстрированная история казачества (репринт 1909). Волгоград: Ведо, 1994. С.374.
2. Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. 3.Лукаша. – Армавир: И.П. Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.
4. Лукаш, С.Н. Воспитательные ценности культуры казачества [Текст] / С.Н. Лукаш. – Ростов-на-Дону; Армавир, 2008.
5. Проценко Б.Н. Этнолингвистическая концепция происхождения и характера духовной культуры донских казаков // Наука о фольклоре сегодня: междисциплинарные взаимодействия. К 70-летнему юбилею Федора Мартыновича Селиванова. М.: Диалог-МГУ, 1998. – С. 80-82.
6. Проценко Б.Н. Культура донского казачества в исторической ретроспективе // Донские казаки в прошлом и настоящем. VI. Культура донского казачества. – Ростов-на-Дону: «ГинГо», 1998. – С. 390-399.
7. Реутова, Я. В. Воспитание подрастающего поколения в традициях кубанского казачестваhttps://slavakubani.ru/read.php? id=4877.
8. Славянские Древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под общ. ред. Н.И. Толстого. – Т. 1: А-Г. – 1995. – с. 584; Т. 2: Д-К. – М.: Междунар. отнош., 1999. – с. 704; Т. 3: К-П. – 2004. – с. 704
9. Чередниченко Н.Г. Центр поддержки организационного развития кадетских и казачьих кадетских образовательных учреждений ФГАОУ АПК и ППРО.Доклад на ХIХ Международных Рождественских чтениях.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал