Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подготовка персонала
Подготовка кадров – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения. Профессиональная подготовка осуществляется в образовательных учреждениях по перечням профессий и специальностей, установленных Правительством РФ и по уровням образования. Структура профессионального образования представлена на рис. 6.
Рис. 6. Структура профессионального образования Начальная профессиональная подготовка. Одним из ведущих факторов роста производительности общественного труда является правильно организованная профессиональная подготовка рабочих и специалистов. В нашей стране сложилась и действует, несмотря на трудности, законченная система профессиональной подготовки рабочих и специалистов. Она ведется по рабочим профессиям в профессионально-технических училищах (ПТУ) и технических колледжах. Наряду с профессиональной подготовкой, финансируемой за счет бюджетных средств, существует целый ряд учебных заведений, как государственных и муниципальных, так и частных, которые ведут подготовку профессиональных работников за плату, вносимую как самими обучающимися, так и фирмами, которым требуется персонал соответствующей квалификации. Подготовка здесь ведется, как правило, по модным, престижным специальностям, потребность в которых имеется на рынке труда (по данным Правительства РФ лишь 5% работников, занятых в производстве, могут быть отнесены к категории специалистов с высшей квалификацией) /16/. Государство стремится сохранить контроль над этими формами подготовки, проводя аттестацию подобных учебных заведений. В зависимости от формы обучения его сроки колеблются от 10 месяцев до 3 лет /16/. Другим направлением обучения рабочих кадров является подготовка их непосредственно на производстве. Различают два направления этой работы: индивидуальную и бригадную подготовку. Индивидуальная подготовка предполагает, что к новому работнику прикрепляется индивидуальный инструктор-наставник. При бригадной подготовке – руководителем является бригадир-наставник. Цели подготовки на производстве можно разбить на три категории: · совершенствование квалификации; · ознакомление с информацией общего характера, которая оказывает косвенное влияние на повышение уровня квалификационного развития работника, например, информация о выпускаемой продукции и предоставляемых в фирме социальных услугах, о структуре предприятия, кадровых, бытовых вопросах и т.д.; · формирование позиций и навыков, необходимых в производственной среде. Индивидуальная и бригадная подготовка имеет распространение в тех случаях, когда: · потребность в рабочих кадрах той или иной специализации превышает возможности подготовки их через систему профессионально-технического образования; · если указанная потребность возникает неожиданно и времени для подготовки кадров в профессионально-технических училищах не остается; · если подготовка кадров в училищах по данной специализации не ведется или из-за сложности работы просто не требуется. Индивидуальное и бригадное ученичество готовит специалистов, как правило, сравнительно невысокой квалификации и дает наилучшие результаты при сочетании с работой высококвалифицированных наставников. Подготовка, осуществляемая на предприятии, позволяет быстро обучать работников профессии. Однако при этом следует отметить, что такая подготовка не в состоянии справиться со всеми требованиями, которые выдвигает перед экономикой организационный и технический прогресс. Мастер, бригадир или рабочий-инструктор, которым поручается обучение, как правило, являются высококвалифицированными работниками, которые выполняют свою работу качественно, достигая высокой производительности труда. Между тем, следует помнить о том, что далеко не всегда люди, которые сами хорошо выполняют свою работу, умеют научить других ее выполнению. Подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием. Наряду с подготовкой рабочих кадров в нашей стране организована и система учебных заведений, ведущих подготовку специалистов с высшим и средним специальным образованием. К ним относят /16/: · государственные высшие учебные заведения, финансируемые за счет федерального бюджета (университеты, экономические вузы и т.п.); · государственные высшие учебные заведения, финансируемые за счет министерств, ведомств и региональных органов власти (педагогические, сельскохозяйственные, высшие учебные заведения армии, связи, метеослужбы и т.д.); · частные высшие учебные заведения, подлежащие аттестации со стороны Министерства образования и ведущие подготовку специалистов за плату; · система техникумов и колледжей, государственных и приватизированных, ведущих подготовку специалистов со средним образованием, как на платной основе, так и за счет средств государственного бюджета. В основных положениях государственной политики в области высшего образования и направлениях его развития отмечается следующее: · высшая школа России была и остается одной из немногих систем высшего образования в мире, способных осуществлять подготовку кадров и выполнение научных исследований практически по всем направлениям развития науки, техники и производства; · по масштабам подготовки специалистов, массовости образования, численности студентов по отношению к народонаселению российская высшая школа лишь незначительно уступает США и странам со сходными традициями; · по обеспеченности научно-педагогическими кадрами российская высшая школа, как в абсолютном, так и в относительном измерении, находится на одном из первых мест в мире; · по удельному интеллектуальному потенциалу высшая школа России по многим направлениям (особенно в области гуманитарных наук и новых технологий) традиционно отстает не только от США, но и от других стран. Структура высшего профессионального образования включает /2/: Первый уровень – это неполное высшее образование. Оно считается завершенным по окончании не менее двух первых лет обучения. Первый уровень высшего профессионального образования должен дать студенту профессию и квалификацию. Второй уровень дает подготовку по основной профессиональной образовательной программе и обеспечивает подготовку специалистов с квалификацией «Бакалавр». Третий уровень – это уровень высшего профессионального образования, который рассчитан на 5 лет с получением квалификации «Специалист». Пятнадцать лет перестроечного и постперестроечного этапа совершенствования высшего образования в России требует оценки эффективности современного функционирования этой системы и появившихся нововведений, рассмотрения положительных и отрицательных черт этого процесса /16/. В целом сегодня структура высшего профессионального образования выполняет свою роль.Ее положительными чертами могут считаться: · доступность (любой желающий на конкурсной основе может поступить в любое учебное заведение); · широта распространения высших учебных заведений по территории страны (хотя качественно они далеко не равны, и во властных структурах уже высказывается мнение о целесообразности закрытия части слабых периферийных учебных заведений); · бесплатность обучения для части учащихся; · выплата государственных стипендий (которых, впрочем, сегодня не хватает для жизни); · иерархичность, когда одна стадия образования следует за другой (школа, ПТУ, техникум, вуз, аспирантура). · специализация обучения. Число специальностей, по которым ведется подготовка в нашей стране, значительно больше, чем за рубежом. Вместе с тем, существующая система подготовки не вполне соответствует запросам общества и государства. Главный из недостатков сводится к тому, что по объему получаемых знаний, по структуре изучаемых предметов, по степени усвояемости изучаемых дисциплин возникает разрыв с потребностями хозяйственной практики. Пока еще вузы очень редко осуществляют обучение работников под конкретные рабочие места, конкретные организации. Недостаточна увязка между производственными технологиями (подготовка инженеров-технологов) и соответствующими формами организации производства (подготовка экономистов, производственников, трудовиков и т. п.). Послевузовское профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование получают в аспирантуре, адъюнктуре, докторантуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. По завершении послевузовского образования, защиты квалификационной работы (диссертации, совокупности работ) присваивается ученая степень и выдается документ об образовании.
|