![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Персонала
Д. И. Писарев писал: «Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество несоизмеримо важнее первого». Повышение квалификации занимает особое место в обучении персонала как основной способ обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки и техники. Известно, что полученные знания устаревают каждые пять лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации /2/. Повышение квалификации применяется обычно в следующих случаях: · при поступлении человека в организацию; · при перемещении на новую должность, работу, изменении объема полномочий; · при смене технологии, оборудования; · когда у работника выявлены недостатки при исполнении функциональных обязанностей; · при смене вида деятельности. Повышение квалификации кадров позволяет решать задачи как в интересах организации – повышение эффективности труда, включая качество труда, так и в интересах человека – повышается качество жизни, увеличиваются возможности для реализации своих способностей, работник становится более конкурентоспособным на рынке труда. Повышение квалификации специалистов с высшим и средним специальным образованием проводится как на предприятиях, так и с отрывом от производства. Оно включает как первичное ознакомление выпускников вузов и техникумов с особенностями техники, технологии и организации производства на данном предприятии, так и плановое повышение квалификации специалистов. Данные исследований свидетельствуют о том, что взаимосвязь между повышением квалификации и производственной отдачей специалистов является очень тесной. Поэтому каждый специалист один раз в пять лет проходит повышение квалификации с отрывом от производства, а в промежутках — лекции, семинары, обмен передовым опытом — без отрыва от производства /16/. В настоящее время в стране действуют десятки отраслевых и межотраслевых институтов повышения квалификации, факультеты и филиалы при ВУЗах, постоянные курсы повышения квалификации при организациях и предприятиях. Однако действующая система повышения квалификации по масштабам еще недостаточна. Она мало связана с выполнением этими работниками конкретных должностных функций. В частности, институты и факультеты повышения квалификации в силу поставленных перед ними задач не всегда уделяют должное внимание подготовке резерва на замещение руководителей среднего звена — для цехов и отделов, потребность в которых весьма ощутима. Сегодня эта система переживает очень серьезные трудности, связанные с отсутствием финансирования и кризисными явлениями в экономике. Для рабочих создаются условия повышения рабочего разряда раз в три-пять лет. Для этой цели функционируют школы передового опыта, современных форм организации производства и т.п. Вся сложная система мер по повышению квалификации и профессиональной подготовки требует знания основ организации производства, техники и технологии, принципов педагогики и т.п. Основными формами повышения квалификации рабочих являются /16/: · производственно-технические курсы, организуемые по ступенчатой системе. Это краткосрочные курсы, где рабочий получает четко ограниченный круг знаний, необходимых для получения следующего разряда. Учебные программы унифицированы, и рабочий, перейдя с одного предприятия на другое, может продолжить обучение; · курсы обучения вторым и смежным специальностям. Они распространены в тех случаях, когда используется конвейер, происходит внедрение новой техники и технологии; · школы по изучению передовых методов труда, организуемые для передачи опыта новаторов; · курсы целевого назначения, решающие задачи изучения новой техники и технологии, правил техники безопасности, основ экономики и нормирования, повышения качества продукции; · повышение квалификации рабочих на общественных началах (шефство, школы передового опыта и т. д.); · вечерние и сменные профессионально-технические училища. Переподготовка кадров – обучение кадров в целях освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию результатов труда. Необходимость переподготовки связана с освоением новых технологических процессов и совмещением профессий. Крупную государственную программу переподготовки персонала выполняют областные и городские центры занятости населения. Через существующие учебные центры кадры обучают новым дефицитным профессиям, выплачивают стипендию в период обучения. Финансирование осуществляется за счет местного бюджета. Программы учебных центров имеют ряд недостатков: · ориентация на краткосрочные курсы обучения продолжительностью 2–3 месяца; · низкая стоимость образовательных программ (примерно 2300–2600 рублей в месяц на одного человека); · ориентация на общие заказы предприятий, а не на конкретные потребности в рабочих и служащих; · учебные предприятия ведут обучение по имеющимся у них типовым программам, не всегда сопоставленными с реальными потребностями предприятий и организаций и заказами центров занятости. Рассмотрим основные функции предприятий и организаций по переподготовке и повышению квалификации персонала: 1. Определение потребности в подготовке специалистов с высшим и среднетехническим образованием, а также по рабочим профессиям на обозримую перспективу для поддержания производственных коллективов. 2. Выбор формы подготовки (направление в ПТУ, ТУ, техникум, вуз, обучение непосредственно на рабочем месте).Отбор кандидатов на обучение тем профессиям, по которым испытывается потребность, направление отобранных кандидатов на учебу. 3. Организация совместной работы с учебными заведениямипо развитию у кандидата интереса к предприятию, по разъяснению возможностей, которые откроются перед ним после его прихода на производство во всех областях (рост квалификации, заработка, социальных возможностей и т. п.), по приближению форм и методов подготовки к запросам заказывающей организации. 4. Организация подготовки кадров непосредственно на рабочих местах. 5. Контроль за прохождением адаптации молодыми рабочими и специалистами в начальный период их работы. 6. Организация переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 7. Совместная с ВУЗами и техникумами работа по подготовке и переподготовке специалистов высокой квалификации непосредственно для нужд данного производства. 8. Планирование и организация работы по повышению квалификации и переподготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием. Контрольные вопросы: 1. Что представляет собой процесс обучения? 2. Какими факторами обусловлено возрастание роли обучения персонала? 3. Какие выгоды получает организация в результате обучения персонала? 4. Что включает в себя структура профессионального образования? 5. Что представляет собой структура высшего профессионального образования? 6. Что представляет собой повышение квалификации персонала? 7. Что представляет собой переподготовка персонала организации? 8. Раскройте основные функции предприятий и организаций по переподготовке и повышению квалификации персонала.
|