Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Илл.22. Главнокомандующий Вооруженными Силами Юга России А.И.Деникин (bibliotekar.ru/rusDenikin/index.htm).
Из его речи на Верховном Круге в янв. 1920: «…под Ростовом и Новочеркасском, к стыду нашему, мы имели превосходство над противником и в технике, и в силе, но дух был подорван. Мы отступали вследствие безудержной пропаганды, подрывавшей авторитет командования и отметающей цель борьбы. И вот в начале декабря южнее Купянска рассыпались сильные конные казачьи группы, которые должны бы были решить участь всей армии («Черноморские Губернские Ведомости» № 143, 22 янв./4 фев. 1920, с.2).
«Донские ведомости» №79, 3/16 апреля 1919, с.1 *
К вопросу об ориентациях
Давно уже на германо-французском фронте прозвучал генеральный отбой. От Средиземного моря до Балтики умолк пушечный рев. Измученное человечество готово было вновь поверить в торжество права и справедливости. Демобилизация многомиллионных армий, Версальский конгресс, союз народов – всё это должно бы было вселять уверенность в то, что величайшие потрясения и сдвиги закончились, на место разрушения явится созидательная работа и что уроки прошлого надолго обеспечат исстрадавшемуся миру достойное существование и, быть может, откроют новую эру возрождения. Но как и в мире вещей – в общественно-политической жизни не сразу и не скоро расходится зыбь взбудораженных страстей: «Вода уходит, а пропасти и камни остаются», – говорит старая кавказская пословица. Мировая война угасла, но междоусобица не прекращается. И еще трудно представить, во что могут вылиться в серединной Европе местные распри и не втянут ли они народы в новый водоворот социальной борьбы… Территориальная изолированность, необходимость самозащиты в каждом отдельном случае и перекрещивающиеся интересы политических деятелей и групп явочного характера создают путаницу, надолго отдаляющую истинный мир, по которому так истосковались все и во имя которого ведется жестокая братоубийственная война… Оттого так горьки разочарования в заманчивых миражах, оттого так крепка иногда вера в несбыточное. Миражем для иных оказалась надежда на немедленную и самую решительную помощь извне. С упованием чертят другие магический треугольник: Деникин – Колчак – Гинденбург…[96] Для тех, кто не только верит, но и учитывает факты в их истинном значении, опираясь на опыт истории, должно быть ясно, что дело внутреннего устроения государства есть, прежде всего и главным образом, дело самой нации. Внешняя помощь является обстоятельством исключительным и всегда влекущим за собой тяжелые последствия. Вне всяких социальных утопий Россия должна быть объединена силою своего национального быта, духом народной культуры и восстановлена деятельностью собственных творческих сил. Только при таких условиях наше отечество может со временем оказаться в ряду великих государств, претендующих на лучшее будущее. Ориентация на реальную силу старой формации – плод недоразумения. Германия Вильгельма, Гинденбурга и Германия Шейдемана-Эберта не одно и то же[97]. И если бы нам на самом деле суждено было получить какую-либо поддержку именно с ближнего запада, то, во всяком случае, это было бы допущено не в угоду пангерманской позиции, а лишь в согласии с общей идеей умиротворения в Европе и в интересах внешней независимости России, не связанной по рукам и ногам кабальными обязательствами. Союзники России – внутри России. Сила граждан – во взаимном понимании. И если бы это понимание было установлено год тому назад, мы не пережили бы тягчайших потрясений, а по пути национального возрождения и всечеловеческого прогресса ушли бы далеко вперед.
––––––––––––––
|