![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика государственного управления в социально-культурной сфере.⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24
Кратко выделим типичные полномочия Правительства РФ в социальной сфере. Правительство РФ: обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санитарно - культурной сферы. Это позволяет комплексно оценивать динамику социальной сферы и вырабатывать краткосрочный и долгосрочный курс социальной политики. Как известно, начало крупных экономических и социальных преобразований совпало со сложной социальной обстановкой в стране. Приоритетными были названы: предотвращение снижения реальных денежных доходов населения и обеспечение их устойчивости, реформирование отраслей социальной сферы, усиление воздействия государства на занятость населения и активизация работы по переподготовке кадров. К сожалению, не все из намеченного удалось сделать из-за неустойчивости ситуации в стране и депрессивных явлений в экономике. Достаточно широки и основные полномочия Правительства Москвы в социальной сфере. Оно: разрабатывает и осуществляет в соответствии с перспективными планами развития Москвы политику в области социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и спорта; осуществляет развитие сети учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и спорта, хозяйственное, материально-техническое обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и спорта; обеспечивает развитие образования в городе, координацию деятельности организаций, предприятий, учреждений, независимо от ведомственной подчиненности, по вопросам развития образовательной системы города, развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, взаимодействие с фундаментальной и педагогической наукой; организует работы по оказанию населению Москвы всех видов лечебно-профилактической помощи, осуществляет контроль за реализацией городских программ медицинской помощи и сохранением гарантированного уровня бесплатной медицинской помощи, руководит государственными учреждениями и предприятиями; осуществляет координацию и управление аптечным хозяйством города Москвы; организует пенсионное обеспечение, медико-социальные экспертизы, реабилитацию инвалидов; осуществляет жилищную реформу, разработку направлений и методов деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения граждан жилой площадью; осуществляет, государственную политику в области охраны и использования историко-культурного наследия; осуществляет государственное управление, регулирование и контроль, межведомственную координацию по вопросам физкультуры и спорта, организацию и совершенствование физического воспитания населения, подготовку спортсменов; разрабатывает и осуществляет комплексные меры по регулированию рынка труда, отношений в области труда и занятости населения, формированию и рациональному использованию трудовых ресурсов в условиях развития различных форм собственности и хозяйствования; взаимодействует с городскими, региональными и международными общественными объединениями и него организациями города, с национально-культурными объединениями и организациями, профессиональными, научными м творческими объединениями (союзами), участвует в работе трехсторонней комиссии; взаимодействует с религиозными организациями; организует поддержку деятельности городских средств массовой информации, книгоиздательства и книжной торговли, координирует работы., связанные с рекламой и оформительской деятельностью; организует развитие туризма и гостиничного хозяйства города. Правительство совместно с территориальными органами исполнительной власти города создает систему адресной социальной помощи льготным и малоимущим категориям населения, реализует программы социальной помощи. Организуется работа центров социального обслуживания, центров социальной помощи семье и детям, социальных приютов, финансируемых за счет средств городского бюджета. Оно организует летний и зимний отдых детей и подростков, оказывает помощь в создании попечительских советов в учреждениях образования, организует школьное питание. Правительство реализует городские и окружные программы в области здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, Административная реформа в сфере социальной политики направлена на повышение качества предоставляемых государственных услуг, на передачу части функций от государственных структур негосударственным, на передачу части функций от государственных органов государственным учреждениям, на закрепление и гарантирование стандартов государственных услуг. Основные отрасли социальной сферы: - образование и наука; - социальная защита и здравоохранение; - культура; - физкультура, спорт, туризм. Органы, осуществляющие государственное управление, в данной сфере. Образование и наука: - Министерство образования и науки; - Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; - Федеральное агентство по науке и инновациям; - Федеральное агентство по образованию. Здравоохранение и социальное развитие: - Министерство здравоохранения и социального; - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; - Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; - Федеральная служба по труду и занятости; - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию. Физкультура, спорт, туризм: - Федеральное агентство по физической культуре и спорту; - Федеральное агентство по туризму; - Государственный комитет по делам молодежи. Культура и средства массовых коммуникаций (СМИ): - Министерство культуры и массовых коммуникаций; - Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия; - Федеральное архивное агентство; - Федеральное агентство по культуре и кинематографии; - Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. 57. Общая характеристика государственного управления в административно-политической сфере. Административно-политическая деятельность органов государственного управления распространяется на оборону, государственную безопасность, иностранные и внутренние дела, чрезвычайные ситуации, юстицию, надзор за законностью. Непосредственное управление большинством этих отраслей относится к исключительной компетенции Федерации и осуществляется федеральными органами управления непосредственно через свои территориальные управления и отделы. Многие министерства и ведомства в административно-политической сфере подчинены напрямую Президенту РФ, а Правительство осуществляет в отношении них координирующую деятельность. К совместному ведению Федерации и её субъектов относятся защита прав и свобод граждан, прав национальных меньшинств, обеспечение правопорядка, общественной безопасности, координация внешнеполитических связей и международного сотрудничества субъектов РФ и др. На уровне муниципальных образований управление осуществляется по этому направлению деятельности или соответствующими отделениями федеральных министерств и ведомств, или органами субъекта РФ, если вопросы отнесены к совместному ведению. Оборона страны предусматривает защищенность государства от внешних нападений в случае агрессии, связана с формированием Вооруженных Сил страны, поддержанием их в постоянной боевой готовности. Задачи обороны страны решаются Ракетными войсками стратегического назначения, Сухопутными войсками, Военно-воздушными силами, Военно-морским флотом, привлекаются Пограничные войска ФПС, внутренние войска МВД, железнодорожные войска, войска ФАПСИ, войска МЧС, а также инженерно-строительные воинские формирования. Обеспечением Вооруженных Сил страны занимаются Российское агентство по обычным вооружениям и Российское агентство по боеприпасам. Управление обороной страны относится к исключительному ведению федеральных органов власти. В структуре органов осуществляющих государственное управление находятся Президент и Правительство РФ, министерства и ведомства (Министерство обороны, Генеральный штаб), действуют различные виды вооруженных сил (ВВС, ВМФ, ВДВ и др.), возглавляемые командующими. В структуре Министерства обороны связующими звеньями с войсками являются органы управления военными округами и флотами (Северный, Тихоокеанский, Черноморский). Объединения (например армии), соединениями) корпус, дивизия), частями (полк) управление осуществляется органами строевого военного командования. К структуре Министерства обороны относятся также воинские гарнизоны, военные комиссариаты. Исключительной прерогативой федеральных органов исполнительной власти является управление государственной безопасностью – обеспечение безопасности от внутренних и внешних угроз политического, экономического, военного, техногенного, экологического, информационного, эпидемиологического и иного характера. Общее руководство осуществляет Президент РФ и Совет Безопасности как совещательный орган при Президенте. В состав Совета Безопасности входят председатели палат парламента, председатель Правительства РФ, некоторые руководители ведущих министерств и ведомств. Повседневной деятельностью по обеспечению государственной безопасности занимаются: ФСБ, Служба внешней разведки, ФПС, Федеральная служба охраны, ФАПСИ, Федеральная служба железнодорожных войск. Деятельность этих органов по некоторым вопросам тесно связана с работой других министерств и ведомств, что приводит к необходимости координации их деятельности по отдельным направления государственного управления со стороны Президента РФ. Ведущая роль в обеспечении государственной безопасности отводится Федеральной службе безопасности РФ. В систему органов ФСБ входя: управления (отделы) ФСБ по регионам и субъектам Федерации, территориальные органы; управления (отделы) ФСБ в Вооруженных Силах РФ, войсках, на флотах и иных вооруженных формированиях. Большой объем задач в сфере государственного управления решает МВД: милиция, Государственная инспекция по безопасности дорожного движения, Государственная противопожарная служба, внутренние войска и отряды специального назначения. Министерство внутренних дел, непосредственно подчиненное Президенту РФ, осуществляет централизованное руководство, но как правило действует через МВД республик, управления и отделы МВД других субъектов Федерации. Структурная организация МВД строится на основе отраслевой специализации: криминальная милиция, милиция общественной безопасности, милиция нравов, оперативно-розыскная деятельность и др. Части оперативного назначения внутренних войск МВД участвуют в наведении порядка в районах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов (Чечня), разоружении незаконных вооруженных формирований, преступных групп и их ликвидации, в пресечении массовых беспорядков. В систему правоохранительных органов входит Министерство юстиции РФ, которое подчинено Президенту РФ. Основными направлениями деятельности Минюста являются: обеспечение реализации государственной политики в области юстиции, участие в обеспечении правовой базы для деятельности государственных органов, в разработке и в проведении экспертизы законопроектов, организация и развитие системы юридических услуг, участие в международно-правовой охране прав и интересов граждан, регистрация нормативно-правовых актов министерств и ведомств. Органы Минюста регистрируют акты гражданского состояния (брак, рождение и т.п.). Минюст руководит деятельностью нотариата, Службой судебных приставов, ведает местами заключения осужденных и др. Специфическим направлением деятельности органов государственного управления в административно-политической сфере является внешнеполитическая деятельность. В соответствии с Конституцией РФ основные направления внешней политики государства определяет Президент РФ, который представляет государство в международных отношениях, ведет переговоры и подписывает международные договоры, также назначает министра иностранных дел, дипломатических представителей в другие государства и международные организации. Внешне политическую деятельность Президента обеспечивают Управление Президента по внешней политике, ведомства Протокола Президента. Правительство РФ организует представительства России в других странах и международных организациях, заключает и исполняет межправительственные соглашения, руководит внешней торговлей, культурными и иными связями с зарубежными странами и др. Государственное управление в области международных отношений осуществляет Министерство иностранных дел, непосредственно подчиненное Президенту РФ.
|