![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды правотворчестваСтр 1 из 5Следующая ⇒
Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно может быть, естественно, неоднородным. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); 2) правотворчество гос. органов (например, Гос. Думы, Правительства РФ); 3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра); 4) правотворчество органов местного самоуправления; 5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); 6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов). В зависимости от значимости правотворчество делится на: 1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой); 2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа); 3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам — президентом, правительством, министерствами, ведомствами, гос. комитетами, местными органами гос. управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью. 14.Правовая система и система права: соотношение понятий. Система права формируется объективно, это внутренняя форма права, его строение по отраслям и институтам, а правовая система - внешняя форма права, система нормативно-правовых актов, в которых выражены отрасли и институты права. Внутренняя и внешняя формы неразрывно связаны и не существуют друг без друга. Система права уже понятия правовой системы, т е является частью последней. Отличительные особенности системы права от правовой системы: 1. Система права - это совокупность правовых норм, а правовая система - это совокупность форм права, выражающих правовые нормы. 2. Система права - это внутреннее строение права, а правовая система - это внешняя, видимая форма права. 3. Система права носит объективный характер и отражает состояние общественных отношений, а правовая система строится по иному принципу в ее формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью юридической практики. 4. Система права - это совокупность правовых норм права, разделенных по предметному признаку (отраслям права), а правовая система - это совокупность нормативно-правовых актов, построенная как с учетом отраслевого принципа, так и без его учета.
Российская правовая система относится к Романо-германской правовой системе, хотя и не в чистом виде. Для нее характерно писанное право, т.е. право должно быть закреплено формально, структурированность всего законодательства.
15.Понятие, структура и функции правовой культуры. Правовая культура - обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, характеризующееся достигнутым уровнем развития всех юридических явлений (правовых актов, юридической деятельности, правосознания…), степенью гарантированности государством и обществом прав и свобод человека. Функции правовой культуры: познавательная (гносеологическая) - заключается в накоплении знаний, представлений о правовой реальности оценочная - состоит в том, что позволяет оценить поведение людей с юридических позиций, дать оценку самой правовой реальности регулятивная - выражается в том, что оказывает регулирующее воздействие на поведение субъектов права, позволяет выбрать оптимальный вариант правового поведения коммуникативная - заключается в обеспечении возможности общения между субъектами, передачи правовой информации, её единообразного толкования Структуру правовой культуры составляют те компоненты, которые в нее входят (правосознание, правовые заповеди, символы, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов, государственно-правовые институты, юридическая наука, юридические акты). Правовая культура - часть общей культуры, представляющая собой деятельность и результаты деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений, выражающихся в правовых заповедях, символах, нормах, и оценки этих явлений и духовных продуктов жизнедеятельности, их влияние на юридически значимое поведение субъектов. Структура правовой культуры общества: • уровень правосознания общества в целом • уровень совершенства нормативно-правовой базы • состояние законности и правопорядка в обществе • эффективность, совершенство правотворческой деятельности • эффективность правоприменительной деятельности • уровень реализации права гражданами • уровень развития юридической техники Структура правовой культуры личности: уровень развития правосознания уровень знания права характер правовых эмоций (уважение прав. ценностей) навыки, установки и др. в сфере правового поведения правовое поведение, характеризующееся высокой правовой активностью личности, т.е. соблюдением запретов, использованием прав и исполнением обязанностей
16.Понятие и классификация юридических фактов. Юридические факты — конкретные жизненные обстоятельства, с наступлением или отсутствием которых нормы права связывают (с наступлением определенных правовых последствий) возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Юридические факты многочисленны и разнообразны, поэтому они классифицируются по различным основаниям: По волевому признаку на 2 вида: События – это такие обстоятельства и явления объективного характера, которые не связаны с волей и сознанием людей. Они классифицируются: на природные (стихийные), уникальные, повторяющиеся, по протяженности моментальные и протяженные во времени (процессы), по количеству участников (индивидуальные, групповые, массовые), по характеру наступающих последствий на обратимые и необратимые. Деяния (действия или бездействия) – это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли лиц, их сознательного поведения. Классифицируют на правомерные и неправомерные. Правомерные действия в зависимости от цели делят на юридические акты и юридические поступки. • юридические акты – это действия, совершаемые с намерением (целью) породить юридические последствия. • юридические поступки – это действия, приводящие к юридическим последствиям, независимо от намерения лица (находка).
По характеру последствий юр.факты подразделяются направообразующие, правоизменяющиеи правопрекращающие. По признаку их документального закрепления могут быть подразделены наоформленные (документально зафиксированные) и неоформленные или патентные. Юр. факты классифицируют напростые и сложные (состоящие из нескольких юридически значимых сторон). Фактический состав – это система юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий. Бездействие — это пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения. Бездействие может быть правомерным (соблюдение запретов) и неправомерным (неисполнение обязанности). Фактическое состояние.
Правонарушение - это общественно опасное, противоправное, виновное деяние деликтоспособного субъекта, причиняющее вред личности, государству, обществу и влекущее установленные меры государственного принуждения (юридическую ответственность). По степени социальной опасности правонарушения классифицируются на: • преступления - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой применения наказания; • проступки - деяния средней и небольшой общественной опасности, которые совершаются в различных сферах общественной жизни и влекут разные последствия. П. классифицируют на гражданские (деликты), административные, материальные, дисциплинарные, семейные, процессуальные.
17.Классификация норм права. Норма права – общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное гос. принуждением, регулирующее общественные отношения. Классификация: 1. по предмету правового регулирования • нормы конституционного права • нормы уголовного права • нормы других отраслей права 2. по методу • императивные (содержащие властные предписания) • диспозитивные (содержащие свободу усмотрения) • поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение) • рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения) 3. по функциям права • регулятивные (по содержанию предписания: управомачивающие, обязывающие, запрещающие) • охранительные 4. по механизму правового регулирования • исходные, первичные • нормы-принципы • нормы-дефиниции • нормы правового поведения 5. по субъекту правотворчества • законодательные • подзаконные 6. по времени действия • постоянные (содержащиеся в законах) • временные (содержащиеся, например, в Указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием) • дискретные (действующие при наступлении определенного случая, события) Классификация позволяет четче обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.
18.Критерии дифференциации права на отрасли и институты. Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его строение. Система права — это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Понятие «система права» не следует отождествлять е понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть. Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования. Предметом - являются общественные отношения, всё то, что подпадает под действие правовых норм. Круг их весьма широк и разнообразен — трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Предмет является материальным критерием, а метод - формально-юридическим. Метод - это приёмы, способы и средства воздействия права на общественные отношения. Выделяют следующие основные методы правового регулирования: • императивный - метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях • диспозитивный - метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях • поощрительный - метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение • рекомендательный - метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения Отрасль права - это обособившаяся совокупность однородных принципов правовых норм, институтов, регулирующих специфическим методом определенную область (сферу) общественных отношений. Отрасли права могут быть: • материальными - регулирующими непосредственно общественные отношения; • процессуальными, регламентирующими порядок, оболочку правового регулирования материальных отраслей. Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт - лишь их вид.
Институт права - это небольшая, устойчивая, обособленная группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность или сторону общественных отношений. Это часть отрасли права, конкретное нормативное установление государства, закона. Виды институтов: по сфере распространения - отраслевые и межотраслевые; по правовому характеру - материальные и процессуальные; по функциям - регулятивные и охранительные.
19.Правонарушение: понятие, признаки, виды. Правонарушение - это противоправное, общественно опасное, виновное деяние, которое причиняет вред личности, интересам общества и государства. По степени общественной опасности правонарушения классифицируются на: преступления - особо общественно опасные деяния, исчерпывающе предусмотренные Уголовным кодексом РФ, влекущие уголовную ответственность и уголовное наказание; проступки - деяния средней и небольшой общественной опасности, которые совершаются в различных сферах общественной жизни и влекут разные последствия. Если преступления могут быть только уголовными, то проступки (в зависимости от вида наступающей юридической ответственности) могут быть: административные, гражданско-правовые, материальные, дисциплинарные. Состав правонарушения - совокупность элементов, при наличии которых возможны юридическая ответственность и наказание. К данным элементам относятся: Объект правонарушения - те общественные отношения, материальные и нематериальные блага, на которые посягает правонарушитель. Субъект правонарушения - физическое или юридическое лицо (организация), которое совершает противоправное деяние. Необходимыми качествами для признания лица субъектом правонарушения являются правоспособность и дееспособность (правосубъектность). Субъект уголовного преступления должен обладать следующими признаками: · быть физическим лицом (человеком); · обладать праводееспособностью (в том числе вменяемостью); · достичь возраста привлечения к уголовной ответственности (16 лет, для некоторых преступлений - 14 лет). Объективная сторона - внешние признаки правонарушения, к которым относятся: · само деяние - может выражаться как в качестве действия, так и бездействия; · противоправность деяния; · вредные последствия (например: смерть человека, вред здоровью, имущественный ущерб); · наличие причинно-следственных связей (то есть деяние должно не только предшествовать последствиям, но и быть их непосредственной причиной, а вредный результат - следствием деяния). Субъективная сторона - внутренние признаки правонарушения, характеризующие личное отношение правонарушителя к своим деяниям (последствиям). Субъективную сторону правонарушения составляют: вина, цели, мотивы. Вина - отношение лица к совершенному правонарушению – основной элемент субъективной стороны. Вина может выражаться в виде: прямого умысла; косвенного умысла; самонадеянности; небрежности. При прямом умысле лицо: сознает общественную опасность своих деяний, предвидит наступление вредных последствий; желает их наступления. При косвенном умысле правонарушитель: сознает общественную опасность своих деяний, предвидит наступление вредных последствий, не желает наступления вредных последствий, но сознательно их допускает или относится безразлично к их наступлению. При самонадеянности лицо: сознает общественную опасность своих деяний, предвидит наступление вредных последствий, легкомысленно рассчитывает на их предотвращение. При небрежном совершении правонарушения лицо: не сознает либо недостаточно сознает общественную опасность своих деяний, не предвидит вредных последствий, хотя при необходимой предусмотрительности должно было сознавать общественную опасность деяния и предвидеть вредные последствия. Основными признаками преступления являются: противоправность, которая заключается в нарушении предписания правовых норм; совершении деяний, прямо запрещенных правом (деяния, не предусмотренные правовыми нормами либо не нарушающие требований правовых норм, не могут считаться правонарушением); общественная опасность, в зависимости от которой правонарушения классифицируются на преступления и проступки (общественно неопасные деяния не являются правонарушениями); внешняя выраженность - правонарушение должно быть выражено вовне (мысли, чувства, настроения, за которыми не последовали деяния и обусловленные ими вредные последствия, не относятся к числу правонарушений и не могут влечь юридической ответственности); вред - правонарушение всегда приносит вред охраняемым правом общественным отношениям; наличие всех элементов состава правонарушения - оно должно быть направлено на нарушение определенных общественных отношений, совершено праводееспособным лицом, выражаться в действии или бездействии, явившихся причиной наступления вредных последствий при наличии вины правонарушителя - субъективного отношения к совершенному правонарушению, выражающейся в виде умысла (прямого, косвенного) либо неосторожности (самонадеянности, небрежности). Только при наличии всех указанных признаков деяние может считаться правонарушением.
20.Правовое отношение и юридическая норма: характеристика соотношения. Норма права - общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Юридическая норма - первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Если норма права - статическое состояние правового регулирования, то правоотношение - динамическое. Взаимосвязь между ними может проявляться в следующем: 1. норма права и правоотношение выступают элементами механизма правового регулирования; 2. норма права - основа возникновения правоотношения; 3. норма права устанавливает круг субъектов правоотношений; 4. норма права в своей гипотезе предусматривает условия возникновения того или иного правоотношения; 5. норма права в диспозиции определяет субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения; 6. норма права в санкции содержит указание на возможные последствия выполнения диспозиции (наказания либо поощрения). Т.О., правоотношение есть форма реализации нормы права. Правовая норма и правоотношение соотносятся как причина и следствие.
В юридической литературе есть две т.зр.: • правоотношение - это результат воздействия нормы права на общественные отношения (норма права - общественные отношения - правоотношения). • правоотношение - это средство регулирования общественных отношений (норма права - правоотношение - общественные отношения).
21.Нормативистская и социологическая теории права. Нормативистская теория права получила распространение в первой трети XX в. Ее авторами считаются X. Кельзен - австрийский политик и правовед; Штаммер - немецкий юрист и социолог; Новгородцев - русский ученый-правовед. Суть нормативистской теории составляют следующие положения: право является пирамидой норм; во главе данной пирамиды стоит " суверенная норма", определяющая смысл остальных норм (конституция); каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы; сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы; право " живет" только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права вне норм (например естественного); право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, Моралью, то есть " в чистом виде". К достоинствам теории можно отнести следующие: признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии - от индивидуальных актов до суверенной нормы высшей юридической силы; идея о суверенной норме - фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему; признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от философии, морали и т. д., следовательно, ликвидация дуализма между " естественным" и " позитивным" правом. Главный недостаток теории - повышенное внимание к формальной стороне права. Социологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и др. Основные идеи: 1) разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право — в сфере сущего; 2) под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право — это реальное поведение субъектов правоотношений — физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория живого права; 3) формулируют такое живое право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества. Достоинства: — такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление; — совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой; — эта теория хорошо согласуется с ограничением гос. вмешательства в экономику, с децентрализацией управления. Слабые стороны: — если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной; — в силу переноса «центра тяжести» правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.
21.Механизм правового регулирования: понятие, структурные элементы. Правово́ е регули́ рование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание. Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права. Цель механизма правового регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования: 1) норма права; 2) юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт); 3) правоотношение; 4) акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент). В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др. Стадии механизма правового регулирования На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых " включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Третья стадия - установление конкретной юр. связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юр. обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. В процессе правового регулирования используются 3 способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение. 1. Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). 2. Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). 3. Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Предметом правового регулирования являются общественные отношения, все то, что подпадает под действие правовых норм. Это производственные, имущественные, семейные и другие жизненно важные отношения между людьми. Сферу общественных отношений, урегулированную правом, называют правовым или юридическим полем, за пределами которого находится неправовое пространство. Метод правового регулирования – это приемы, способы и средства воздействия права на общественные отношения, выработанные в процессе жизнедеятельности людей. Так, например, предметом государственного (конституционного) права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов гос. устройства и разделения властей, и т.д. А методом правового регулированиягосударственного (конституционного права) является метод властеотношений. В сферу правового регулирования управленческих отношений входят отношения по охране общественного порядка и ответственности за его нарушение. Можно выделить еще и правовое регулирование международных отношений. Таким образом, сферу правового регулирования составляют следующие группы общественных отношений: имущественные, управленческие, отношения по защите общественного порядка и международные отношения. Выделено 2 основных вида регулирования: императивный и диспозитивный. Императивное регулирование - это детальное регулирование поведения участников общественных отношений на основе предписания по принципу: что предписано, то и следует делать, все остальное за пределами закона. Диспозитивное регулирование — это регулирование основных отношений субъектов права, предоставляющие им значительные свободы по принципу «все незапрещенное разрешено». Диспозитивное регулирование ориентировано на приоритет общественных отношений перед нормами права. Надо отметить, что в чистом виде каждый характер регулирования не встречается. На преобладание императивного или диспозитивного регулирования влияют факторы: исторические традиции, уровень культуры, менталитет народа, характер правовой системы, особенности регулируемых отношений. В качестве особых методов правового регулирования используется убеждение и принуждение. Кроме императивного и диспозитивного методов используют альтернативный и рекомендательный метод поощрений и наказаний. Императивный метод используется, главным образом, в уголовном и административном праве, а диспозитивный - гражданском. В административном праве действует метод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность гос. органов и должностных лиц. Метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права.
23.Нормативно-правовые акты и акты применения норм права (сравнительный анализ). По результатам правоприменения выносится акт применения права. Это документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права. Акт применения права – это официальное решение компетентного органа или должностного лица по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властные веления, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений. Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами: – во-первых, это письменные акты – документы; – во-вторых, исходят от государства; – в-третьих, обладают юридической силой. Отличие актов применения права от нормативно-правовых актов заключается в следующем: 1) нормативно-правовой акт содержит государственно-властные предписания общего характера, а акты применения права индивидуальны, обращены к конкретным лицам, распространяются на конкретный случай; 2) нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, а акт применения права нет; он лишь реализует общие предписания нормативно-правового акта, применяется на основе нормативно-правового акта; 3) акты применения права не являются формами права, рассчитаны на однократное применение, носят строго индивидуальный характер, персонифицированы, адресованы определенным лицам; 4) акты применения права являются юридическими фактами и служат основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений. В юридическом процессе правоприменительный акт не сводится к одним действиям с теми или иными юридическими последствиями, а имеют одновременно свойства акта-действия, акта-решения и акта-документа. В качестве решения акт применения права – это компетентный ответ, индивидуализированный вывод, властное предписание по делу. В качестве документа – это официальная форма закрепления, существования и функционирования предписания. В качестве действия – средство его формирования объективации и документального удостоверения. В структуре акта – документа применения права – выделяют вводную, описательно-мотивировочную и резолютивную части. В вводной части указываются наименование акта и принимающего его органа, дата, разрешаемое дело и основные его участники. В описательно-мотивировочной излагаются констатации относительно обстоятельств дела и подтверждающих их средств доказывания. В резолютивной – приводится само принятое решение с обозначением порядка его обжалования и опротестовывания. По своим видовым особенностям акты применения права классифицируются на исполнительные и правообеспечительные. И те и другие могут быть основными и вспомогательными (подготавливают, корректируют процессы становления основного решения). Акты применения права имеют властную природу. Такие акты правосудия, как приговор по уголовному делу и решение по гражданскому делу, наделяются законной силой, так как постановляются от имени самого государства. Правильно принятое решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок, поддерживает интересы государства и общества, охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону.
24.Понятие и структура правовой нормы. Соотношение нормы и статьи закона. Под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников. Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм. 1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. 2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей. 3. Норма права представляет собой правила поведения общеобязательного характера, т.е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия. 4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа — нормативно-правовом акте. 5. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. 6. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф). Т.о., структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы. Излагая правило поведения, законодатель может: — все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта; — в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм; — элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; — элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов. По способам изложения возможны 3 варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта: 1) прямой способ имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта; 2) отсылочный (ссылочный) способ имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта; 3) бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к другому нормативному акту, или нескольким нормативным актам.
25.Понятие, структура и функции правового сознания. Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Правосознание теснейшим образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Функции: А) оценочная – с помощью правосознания оцениваются и анализируются все элементы правовой системы Б) регулятивная – оказывает эффективное общенормативное воздействие на поведение людей. В) познавательная – аккумулирует в себе обширный комплекс знаний о правовой деятельности. Г) прогностическая – раскрывает способность правосознания идти впереди права, давать прогноз развитию. Виды: 1. по степени общности: А) массовое – когда определенные правовые взгляды, идеи получают достаточно широкое распространение в обществе. Б) групповое – определенных слоев населения В) индивидуальное – суждение о праве отдельной личности. 2. по глубине отражения: а) научное – наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере. Б) профессиональное – суждения о праве и др. правовых явлениях юристов – профессионалов. В) обыденное – знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности. Структура правосознания: - правовая идеология– отношение общества в целом к праву. Правовая идеология образует ту среду, где формируется правосознание отдельной личности - правовая психология – эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми права и правовых явлений (чувства, настроение, переживания) - индивидуальные знания о праве – уровень правовых знаний каждой отдельной личности, который влияет на восприятие права - личностные ценности индивида – та система убеждений, личный опыт, на которые, человек оценивает правовые явления. - субъективная воля индивида – способность человека на основании знаний, чувств принимать решение, которое будет определять правомерность или неправомерность его поведения. Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) — сложное структурное образование, в котором можно выделить рациональные компоненты, обычно называемые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях и обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой психологией. Анализ отношения людей к законам и иным нормативным правовым актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы. Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.
26.Понятие формы (источников) права. Виды источников права, их характеристика. Источник права в юридическом смысле и форма права совпадают по своему содержанию. Формы (источники) права - это способы официального выражения, закрепления правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы. К числу форм права относятся: Правовой обычай. Под обычаем понимается исторически сложившееся правило поведения, вследствие фактического его применения в течение длительного времени, закрепленное практикой общения людей и обеспечивающееся мерами общественного воздействия. Обычай, получивший санкцию государства, считается правовым. Юридический прецедент (судебный или административный).Судебный прецедент – положение, содержащееся в решениях судебных инстанций по конкретному делу, обязательное в будущем для других судов при разрешении аналогичных дел (характерен для англосаксонской правовой системы). Нормативно-правовой договор - это добровольное соглашение нескольких субъектов права, содержащее юридические нормы, обязательные для них, и рассчитанное на неоднократное применение (всегда являются актами свободного волеизъявления, согласуются с интересами всех субъектов, учитывают их возможности). Свойства НПД: содержат нормы общего характера заключаются добровольно учитывают интересы субъектов договора субъекты договора равны взаимная ответственность сторон за его нарушение многократность применения Нормативно-правовой акт - официальный документ, принятый компетентным государственным органом, в установленном порядке и содержащий общеобязательные правила поведения. Религиозные источники права - это религиозные предписания священных книг.
27.Понятие и виды нормативно-правовых актов. Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации. Нормативным актом является правовой акт, содерж. нормы права, и направленный на урегулирование опред. общ. отнош. Основную массу форм права составляют именно они как наиболее совершенные в ю. смысле правовоплощения. И большой удельный вес по сравнению с другими формами права связан с повышением роли гос-ва в урегулирование общ. отнош.. Они наиболее оптимально отвечают динамике развития последних. Признаки норм. акта: 1. Имеет наибольшую распространённость, 2. Созд. правотворческими орг. и санкционируется гос., 3. Принимаются и осущ. в чётко обознач. проц.- процесс. порядке, 4. Имеет чёткую устойчивую форму, реквизиты, порядок вступления в силу, 5. Может быть быстро изменён в соответствие с потребностью, 6. Реализация обеспечивается комплексом мер гос. воздействия. Все нормативные акты являются гос. по своему характеру и издаются и санкционируются только орг. гос.. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Виды законов: 1) Конституция — основополагающий, учредительный политический правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и гос. устройства, учреждающий федеральные органы гос. власти; 2) федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией; 3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества; 4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию. Виды подзаконных актов: 1) указы и распоряжения Президента РФ; 2) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, гос. комитетов, 4) решения и постановления местных органов гос. власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления; В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты: 1.нормативные акты гос. органов; 2.нормативные акты иных социальных структур; 3.нормативные акты совместного характера (гос. органов и иных соц. структур); 4.нормативные акты, принятые на референдуме. В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на: 5.общефедеральные; 6.нормативные акты субъектов РФ; 7.нормативные акты органов местного самоуправления; 8.локальные нормативные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как: 9.нормативные акты неопределенно-длительного действия; 10.временные нормативные акты.
28.Основные принципы юридической ответственности.
Необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия называется ответственностью. Юридическая ответственность – обязанность лица претерпеть неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение со стороны государства. Признаки: наличие государственного принуждения, предусмотренного санкциями норм права, применение которых регулируется нормами процессуального права; совершение противоправного деяния; негативные последствия для правонарушителя личного, имущественного и др.характера; применение государственных мер принуждения компетентными органами в строго определенной законом процессуальной форме; является одним из видов социальной ответственности. Принципы: Законность – заключается в соблюдении и исполнении материальных и процессуальных норм, регламентирующих юридическую ответственность. Справедливость – выражается в соразмерности вида и меры наказания общественной опасности совершенного деяния и личности правонарушителя. Гуманизм – запрет устанавливать и применять такие меры наказания, которые унижают человеческое достоинство. Неотвратимость – заключается в неизбежности наказания за совершенное правонарушение. Целесообразность – предполагает соответствие меры воздействия, применяемой к правонарушителю, целям юридической ответственности. Индивидуализация наказания заключается в возложении ответственности на личность правонарушителя и недопустимости её перенесения на другого субъекта. Ответственность за вину – предполагает привлечение лица к юридической ответственности за совершенное противоправное деяние лишь при наличии его вины. Своевременность – невозможность привлечения правонарушителя к юр.ответственности за истечением срока давности. Назначение юридическую ответственности в общем виде - это охрана конституционного строя, правопорядка, прав и свобод граждан, в более узком смысле - это наказание правонарушителя, предостережение остальных от возможных противоправных поступков и их последствий. Юридическая ответственность является стимулятором правомерного поведения людей, сдерживающим началом. Главная среди них — штрафная, карательная функция. Она выступает как реакция общества в лице государства на вред, причиненный правонарушителем. Прежде всего это наказание правонарушителя, которое есть не что иное, как средство самозащиты общества от нарушения условий его существования. Наказание — всегда причинение правонарушителю духовных, личных, материальных обременений. Оно реализуется путем либо изменения юридического статуса нарушителя через ограничение его прав и свобод, либо возложения на него дополнительных обязанностей. Однако наказание правонарушителя не самоцель. Оно является также средством предупреждения (превенции) совершения новых правонарушений. Следовательно, юридическая ответственность осуществляет и превентивную (предупредительную) функцию.
29.Понятие, основания и виды юридической ответственности. Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений. Государство, издавая нормы права, определяет юридическую ответственность субъектов независимо от их воли и желания, она носит государственно-принудительный характер. Государственное принуждение — специфическое воздействие на поведение людей, основанное на его организованной силе. Но это не просто гос. принуждение, а принуждение к исполнению норм права. Характерная особенность такого принуждения заключается в том, что сама эта деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые рамки. Субъектами деятельности выступают суд, прокуратура, милиция, администрация различных гос. учреждений, которые специально занимаются рассмотрением дел о правонарушениях. Юридическая ответственность — это одновременно и претерпевание, она всегда связана с применением мер государственно-принудительного воздействия. Этой особенностью правовая ответственность отличается от иной социальной ответственности. Основная черта юридической ответственности — штрафное, карательное назначение. При этом кара — не самоцель, а средство перевоспитания правонарушителя. Наряду с наказанием юридическая ответственность выполняет правовосстановительную функцию, т.е. служит восстановлению нарушенных прав личности или государства. Правонарушение является основанием для юридической ответственности, где особое значение играет его состав. Состав правонарушения — это фактическое основание для юридической ответственности, а норма права — правовое основание, без которого юридическая ответственность немыслима. Правонарушение указывает на момент возникновения юридической ответственности, порождает определенные правоотношения и соответствующую ответственность лица, совершившего его. Юридическая ответственность характеризуется следующими основными признаками: 1) она опирается на гос. принуждение, на особый аппарат; это конкретная форма реализации санкций, предусмотренных нормами права; 2) наступает за совершение правонарушения и связана с общественным осуждением; 3) выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя типа личного, имущественного, организационно-физического характера; 4) воплощается в процессуальной форме. Указанные признаки юридической ответственности являются обязательными: отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и позволяет отграничивать ее от других правовых и неправовых категорий. Таким образом, юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права. В соответствии с видами правонарушений юридическая ответственность классифицируется как уголовно-правовая, гражданско-правовая, административная, дисциплинарная, а также материальная. Уголовная ответственность наступает за преступления и поэтому представляет собой наиболее суровый вид юридической ответственности. Только наличие в действиях индивида состава уголовного преступления служит основанием возникновения уголовной ответственности. Возлагается она специальным правоприменительным актом — приговором суда, определяющим соответствующую деянию меру наказания. Гражданско-правовая ответственность предусмотрена за нарушение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба. Она имеет свои характерные черты, определяемые спецификой данной отрасли права и предмета ее регулирования. Административная ответственность следует за административные правонарушения. Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права (административного, трудового, хозяйственного, финансового и др.), поэтому круг актов, имеющих к ней отношение, весьма многочислен Дисциплинарная ответственность наступает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Дисциплинарными санкциями могут быть замечание, выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность, увольнение с работы и т.д. Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности и в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в некоторых министерствах и ведомствах. Материальная ответственность наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.
30.Правовое воспитание: понятие, формы и методы осуществления. Правовое воспитание – это процесс формирования у граждан и в обществе правосознания и правовой культуры. Данный процесс осуществляется гос. органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом. Основными направлениями правового воспитания являются: · формирование правосознания и правовой культуры в семье; · обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе; · профессиональная правовая подготовка в высших учебных заведениях юридического (и родственного) профиля; · самовоспитание; · распространение правовых знаний средствами массовой информации; · выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы; · осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами; · создание компьютерных баз данных (" Гарант", " Консультант-плюс", " Кодекс"), распространение правовой информации через Интернет. Правовые знания включают в себя: · знание норм Конституции РФ; · знание содержания наиболее важных федеральных законов (в том числе основных положений отраслевых кодексов); · понимание сущности правовых учений, доктрин; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов; · наблюдение за деятельностью законодательных органов и учет новейших нормативно-правовых актов; · иную информацию. Основными способами правового воспитания являются: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение и наказание.
31.Понятие и классификация правомерного поведения. Поведение является важнейшей социальной характеристикой личности. В зависимости от формы выражения оно может быть вербальным (словесным), складывающимся из различных высказываний, суждений и оценок, которые дают представление о внутреннем состоянии индивида, и реальным (практическим), которое заключает в себе определенные действия людей. Поведение людей, не совпадающее с нормами, нарушающее общественные правила, квалифицируется как отклоняющееся и антиобщественное. Принципиальным фактором, определяющим место личности в обществе, является ее отношение к праву, социально-правовой действительности. О характере действий человека в сфере правового регулирования можно судить, исходя из оценок, зафиксированных в юридических нормах. Такими правовыми действиями лица являются поступки — правомерные или противоправные. Все остальные действия могут быть причислены к юридически безразличным (индифферентным по отношению к праву), то есть не отнесенным к категории действий, нуждающихся в каком-либо правовом опосредовании. Правомерное поведение можно определить как обусловленную культурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанную на сознательном выполнении его целей и требований. Поведение человека всегда является сознательным волевым проявлением, тем самым, отличаясь от иных действий, которые носят, например, инстинктивный либо рефлекторный характер. По степени активности процесса вовлечения личности в правовое регулирование выделяют следующие виды правомерного поведения. 1. Социально-активное поведение. Социально-правовая активность личности представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой государством и обществом деятельности в правовой сфере. Это прежде всего инициативное поведение, которое может стать и нередко становится существенным фактором изменений в самой правовой системе. 2. Привычное поведение. Привычка возникает в результате многократного повторения действий, совершаемых в уже привычной, известной обстановке. В этих условиях лишь вначале человек обдумывает свои поступки, а в дальнейшем он действует в силу образовавшейся привычки вести себя так, а не иначе. 3. Конформистское поведение. Конформистское правомерное поведение представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих (непосредственного социального окружения, группы и т.п.). 4. Маргинальное поведение. Следование праву людей, правосознание которых расходится с требованиями правовых норм, относится к поступкам, лежащим в основе такого формально правомерного поведения как маргинальное (лат. margo — край, граница), т.е. пограничное. Оно отражает состояние индивида, которое находится на грани антиобщественного проявления, ведущего к правонарушению, однако таким не становится в силу ряда причин и обстоятельств.
32.Право и закон: проблемы соотношения понятий.
Вопрос о соотношении права и закона вызывает много споров в юридической литературе. Чтобы понять их суть, необходимо учитывать, что термин " закон" достаточно многозначен. В узком смысле это акт высшей юридической силы, принятый органом законодательной власти или путем всенародного голосования, в широком — любой источник права. В определении К. Маркса и ф. Энгельса, в котором право рассматривается как воля, возведенная в закон, анализируемый термин употреблен в широком смысле, включает в себя и нормативный акт, и судебный прецедент, и санкционированный обычай. Возвести волю в закон — значит придать ей общеобязательное значение, юридическую силу, обеспечить гос. защиту. Спор о том, совпадают ли право и закон, будет содержателен только в случае, когда термин " закон" понимается в широком смысле. Стремление отождествить право и закон имеет определенное основание: в этом случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Особо отметим, если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права. В этой триаде назначение норм состоит в том, чтобы социально-правовые притязания трансформировать в субъективные права — " юридическую кладовую" всевозможных духовных и материальных благ. Следовательно; право охватывает сферу не только должного (нормативные ииндивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное использование юридических возможностей, реальное использование обязанностей). Право есть и регулятори появляющаяся в результате регулирования юридическая формаобщественных отношений, представляющих бытие общества. При таком широком понимании права становится очевидным, что его содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т. е. " возведение его в закон", осуществляется государством. Формула " Право создается обществом, а закон — государством" наиболее точно выражает разграничение права и закона. Нужно только не забывать о единстве правового содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым, если содержанием его становится произвол гос. власти. Подобные законы можно определить как формальное право, т.е. право с точки зрения формы, но не содержания. Жизнь показывает, что и законодательство в целом может не иметь ничего общего с истинным правом (тоталитарные государства). Разграничение права и закона имеет большой гуманистический смысл, ибо тогда Право рассматривается как критерий качества закона, установления того, насколько последний признает права человека, его интересы и потребности.
33.Право и нравственность: соотношение, взаимодействие и противодействие.
Право - система… Нормы права - правило, установленное или санкционированное государством, закрепленное в признаваемых публичной властью формах. Нравственность - правила поведения, основанные на представлении людей о добре и зле, справедливом и несправедливом, и других этических требованиях и принципах.
Единство:
Взаимодействие:
Противоречия:
34.Право как нормативный государственный регулятор общественных отношений. Право – система общеобязательных, формально-определенных норм, принимаемых или санкционируемых государством, обеспечиваемых
|