Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отличие правовых от неправовых социальных норм.
Издание правовых норм государством означает, что только государство в лице специально уполномоченных органов при соблюдении процедуры способно принимать правовые нормы. Так, граждане, не являющиеся должностными лицами, не могут издавать правовые нормы. То же можно сказать об органах (организациях), не являющихся государственными (например, религиозные организации, политические партии и т. д.). Социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании и т.д. Нормы права формально определены. Это значит, что они четко сформулированы и закреплены в письменном виде. В отличие от многих социальных норм (морали, обычаев) правовые нормы должны быть конкретными и однозначными. Социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата). Общий характер правовых норм означает, что они действуют применительно не к конкретному человеку, а к описанной в норме ситуации. Любой человек, оказавшийся в ситуации, описанной в норме, подпадает под ее действие. Например, лицо, совершившее деяние, предусмотренное Уголовным кодексом, будет при наличии соответствующих оснований привлечено и уголовной ответственности. Правовая норма действует многократно (во всех случаях, когда возникает необходимость ее применения) до тех пор, пока она в установленном порядке соответствующими гос. органами не будет изменена либо отменена. Общеобязательность означает, что все правовые нормы обязательны для исполнения теми, кому они адресованы. В случае неисполнения предписаний правовых норм возможно применение мер гос. принуждения, выступающих чаще всего в виде юридической ответственности (дисциплинарной, материальной, административной, гражданско-правовой, уголовной).
41.Применение норм права: понятие, особенности, стадии. Акты применения норм права. Правоприменение — сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий. Можно выделить 3 основные стадии правоприменительного процесса: 1) установление фактической основы дела; 2) установление юридической основы дела; 3) решение дела. На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. По сути, здесь речь идет о сборе всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу. На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние. На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт. Именно в рамках данного этапа правоприменительного процесса решается судьба этого дела и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правоотношений. Установление фактической и установление юридической основы дела выступают как бы подготовительными стадиями применения норм права. Принятие решения является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого решение должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано. Акт применения права — это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела. Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями: — исходит от компетентных органов; — носит государственно-властный характер; — носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями; — имеет определенную установленную законом форму. Вместе с тем следует различать акт применения как действие (деятельность) и как акт-документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Классифицируютправоприменительные акты по следующим основаниям: 1) по форме — на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.; 2) по субъектам, их издающим, — на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов; 3) по функциям права — на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного Дела); 4) по юридической природе — на основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных актов, в частности постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого); 5) по предмету правового регулирования — на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.; 6) по характеру — на материальные и процессуальные.
42.Принципы права: понятие и их разновидности. Принципы права — это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Они аккумулируют в себе наиболее характерные черты права, определяют его юридическую природу. Виды принципов права. Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. Существует три основные группы принципов права: общие, межотраслевые и отраслевые. 1. Общие принципы — это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права в независимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений. К числу общих принципов права относятся: 1) Принцип социальной свободы. Данный принцип обеспечивает социальную защищенность личности, предоставляет реальные гарантии дня свободной и обеспеченной жизни. Все государственные органы, подчеркивается в Декларации прав и свобод человека, обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности. 2) Принцип социальной справедливости. Посредством права достигается наиболее оптимальная соразмерность между возможным и должным поведением и оценкой его результатов. Справедливость является одним из ведущих начал в практике правового регулирования, при решении конкретных юридических дел (например, при назначении размера пенсии, выделении жилья, определении меры уголовного наказания). 3) Принцип демократизма. Непосредственное выражение он находит в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством. 4) Принцип гуманизма. Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека. Гуманизм правовых установлений выражается и в том, что они гарантируют неприкосновенность личности. 5) Принцип равноправия (равенство всех перед законом). НПА провозглашают равенство всех граждан перед законом, их равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств.
|