Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действующая практика ценообразования в






ЗАО «Покровская слобода»

Выходя на рынок со своей продукцией, предприятие планирует своевре­менно се реализовать, окупить затраты и получить прибыль от продажи. Такой положительный результат от реализации продукции в значительной степени за­висит от правильно сформированной цены. Теоретически данная задача может быть легко решаема, но в практической деятельности это представляет собой серьезную проблему для большинства предприятий. На цену реализации влияет множество факторов. Причем одни из них представляют собой собственные возможности (материальные и трудовые ресурсы), другие же факторы обуслов­лены внешней, по отношению к предприятию, средой - действенностью кана­лов реализации, покупательной способностью населения, государственным ре­гулированием и др.

Цена в условиях рыночной экономики - один из главных экономических параметров среды деятельности сельскохозяйственных предприятий, при по­мощи которого рынком задаются условия воспроизводства, определяется эф­фективность производственной деятельности.

Особенностью развития производства сельскохозяйственной продукции является тот, что цена постепенно перестает быть решаю­щим фактором формирования условий воспроизводства, стимулом повышения инвестиционной и предпринимательской активности в сельском хозяйстве. Причин тому несколько.

Спрос на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары растет медленнее предложения по причине ограниченности физиологических потребностей в питании.

В структуре продовольственных товаров покупатели отдают предпочте­ние продуктам, прошедшим более глубокую переработку, имеющим более привлекательный товарный вид и хорошо разрекламированным. В результате этого наблюдается рост доходов в сфере промышленной переработки сельскохозяй­ственного сырья и торговли продовольственными товарами.

Следующим этапом нашего исследования является анализ себестоимости продукции и факторы, влияющие на нее.

Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности сельскохозяйственного производства. В нем синтезируются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. Ее снижение является одной из первоочередных и актуальных задач любого общества, каждой отрасли, предприятия. Особую актуальность проблема снижения себестоимости приобретает на современном этапе. Поиск резервов ее снижения помогает многим хозяйствам избежать банкротства и выжить в условиях рыночной экономики.

От уровня себестоимости продукции зависят, сумма прибыли и уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия и его платежеспособность, размеры отчислений в фонды накопления и потребления, темпы расширенного воспроизводства, уровень закупочных и рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию.

В условиях рыночной экономики роль и значение показателя себестоимости продукции резко возрастает. С экономических и социальных позиций ее снижение позволяет:

1. Увеличить прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, а, следовательно, возможность не только простого, но и расширенного воспроизводства;

2. Улучшить материальное стимулирование работников и решение социальных проблем;

3. Улучшить финансовое состояние предприятия;

4. Снизить цены на свою продукцию, тем самым повысить ее конкурентоспособность и увеличить объем реализации;

5. В акционерных обществах увеличить выплаты дивидендов и повысить их ставки.

Динамика себестоимости продукции, как и остальных основных финансовых результатов производства по отраслям, была представлена нами в приложении 4. Интересно в этой ситуации понаблюдать за тем, чем обусловлен такой рост себестоимости 1 ц реализованной продукции (таблица 12).

Таблица 12 - Факторный анализ себестоимости 1 ц молока, зерна и мяса в ЗАО «Покровская слобода»

  Вид продукции Полная себестоимость, тыс. руб. Объём реализации, ц. Себестоимость 1 ц., руб. Отклонение
              усл.   общ. За счет полной себестоимости За счет объема реализации
Молоко Мясо Зерно         785, 8 7131, 3 150, 8 847, 5 10983, 6 337, 8 254, 9 1741, 8 63, 1 61, 7 3852, 2 592, 7 9241, 8 274, 7 -530, 9 -5389, 5 -87, 7

 

Результативный показатель себестоимость 1 ц молока в отчетном 2011 году по сравнению с базисным 2007 годом увеличилась на 61, 7 руб. Это произошло главным образом за счёт увеличения качественного показателя – полной себестоимости на 11909 тыс. руб.., повлекшее за собой увеличение себестоимости 1 ц молока на 592, 7 руб. При этом увеличение объёма реализации молока в ЗАО «Покровская слобода» повлекло за собой уменьшение результативного показателя на 530, 9 руб. Таким образом, можно сделать вывод, что на изменение результативного показателя в большей степени повлияло увеличение качественного показателя – полной себестоимости молока. В свою очередь себестоимость 1 ц мяса и зерна также увеличились соответственно на 3852, 2 и 187 руб. На увеличение себестоимости 1 ц мяса повлияли оба фактора: за счет полной себестоимости себестоимость возросла на 9241, 8 руб и понизилась за счет объема реализации 5389, 5 руб. соответственно, в результате чего себестоимость 1 ц мяса повысилась на 3852, 2 руб., а повышение себестоимости 1 ц зерна в большей степени произошло за счет увеличения качественного фактора – полной себестоимости на 19886 тыс. руб., повлекшее за собой увеличение себестоимости 1 ц зерна на 274, 7 руб.

Наибольший интерес для нас представляют материальные затраты на производство и реализацию продукции. В последние годы в целом по стране прослеживается тенденция роста затрат на производство большинства видов продукции. Этот рост вызван и ростом инфляции, и ростом цен на основные средства и многим другим. Рассмотрим динамику изменения материальных затрат в ЗАО «Покровская слобода» за последние 5 лет (таблица 13).

Таблица 13 - Динамика изменения денежно – материальных затрат на сельскохозяйственную продукцию в ЗАО «Покровская слобода»

Показатель           Изменение
(+; -) %
Денежно –материальные затраты всего, тыс. руб. Денежно–материальные затраты на 1ц зерна, руб. Денежно–материальные затраты на 1ц молока, руб. Денежн –материальные затраты на 1 га пашни, руб.     367, 4     2558, 9     638, 9   3776, 2   6457, 3     611, 1   3952, 4   4256, 5     727, 8   2032, 3   3946, 6     1296, 5     7030, 9   +35753   +929, 1   +492   +4471, 9   352, 9   352, 9   122, 9   274, 8

 

Из таблицы 13 видно, что за 5 последних лет вследствие увеличения общей суммы денежно – материальных затрат на 35753 тыс. руб. (или в 3, 5 раза) увеличилась и сумма денежно – материальных затрат на 1 га пашни в 2, 7 раза (или на 4471, 9 тыс. руб.). В свою очередь сумма денежно – материальных затрат на 1 ц зерна возросла также в 3, 5 раза, а на 1 ц молока на 22, 9%.

 

 

Таблица 14 - Динамика структуры денежно – материальных затрат на

производство продукции в ЗАО «Покровская слобода»

Статья затрат           Изменение
Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. % (+, -) %
Материальные затраты, тыс. руб. в т. ч.: семена -корма -удобрения Содержание основных средств -из них ГСМ -прочие       7, 7 25, 6 25, 9   14, 1 26, 7       14, 8 15, 3 28, 1   21, 6 20, 2       10, 4 17, 2 25, 8   23, 8 22, 8       10, 8 20, 3 29, 8   23, 9 15, 3       7, 1 25, 1 26, 2   17, 3 24, 3     352, 9   322, 7 346, 2 356, 8   431, 9 431, 9 322, 3

 

Структура денежно – материальных затрат в динамике тоже претерпела изменения на доминирующее место вышли затраты на удобрения (26, 2%), когда в 2007 году они составляли (25, 9%). Наглядное представление структуры денежно – материальных затрат представлено на рисунке 6.

 


 

 

Рисунок 6 - Структура денежно – материальных затрат в ЗАО «Покровская слобода» за 2011 год.

 

Денежная выручка является одной из самых важных характеристик финансово – хозяйственной деятельности организации. Ее предприятие получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности.

Вычитая из выручки себестоимость, мы получаем прибыль – главный показатель деятельности организации. Динамика денежной выручки в ЗАО «Покровская слобода» представлена нами в таблице 15.

 

Таблица 15 - Динамика денежной выручки в ЗАО «Покровская слобода»

Показатель           Изменение (+, -)
Выручка по организации, всего, тыс. руб., в т.ч. По отрасли растениеводства, тыс. руб., из нее: - зерновые и зернобобовые в т.ч. - пшеница - рожь - ячмень - овес - прочие зерновые и зернобобовые По отрасли животноводства, тыс. руб., из нее: -скот и птица в живой массе, всего, в т.ч.: - крупно – рогатый скот - молоко цельное - мясо и мясопродукты           -         -     -           +54205 +26840   +24720 +5528 +6412 +5604 +6007 +641 +26080   +6784 +6784 +19251 +44

 

В отчетном году по сравнению с базисным годом денежная выручка по организации возросла на 54205 тыс. руб. или в 4, 5 раза, что свидетельствует о положительной динамике. Повышение выручки наблюдается по продукции растениеводства (за тот же временной период она увеличилась на 26840 тыс. руб., а по отрасли животноводства на 26080 тыс. руб. Повышение выручки по отрасли растениеводства произошло главным образом за счет повышения денежной выручки по производству пшеницы и ячменя на 5528 и 5604 тыс. руб. соответственно и ржи и овса на 6412 и 6007 тыс. руб. соответственно.

Увеличение же денежной выручке по отрасли животноводства произошло главным образом за счет Увеличения денежной выручки по производству молока цельного на 19251 тыс. руб. и реализации крупного рогатого скота на 6784 тыс. руб. В целом по большинству отраслей и подотраслей к 2011 г. в ЗАО «Покровская слобода» наблюдается положительная тенденция увеличения денежной выручки по всем показателям.

Для более углубленного изучения такого фактора как денежная выручка необходимо изучить такой показатель как цена реализации продукции.

Цена реализации продукции является одним из показателей экономического развития предприятия. Она определяется как соотношение величины денежной выручки к количеству реализованной продукции. В первую очередь необходимо выявлять степень влияния факторов первого порядка, на цену реализации продукции. На величину цены реализации продукции оказывают прямое влияние 2 фактора – денежная выручка и количество реализованной продукции. С помощью факторного анализа цены реализации 1 ц (таблица 16) мы определим влияние каждого из них.

Таблица 16 - Факторный анализ цены реализации 1 ц молока, мяса и зерна в ЗАО «Покровская слобода»

Вид продукции Выручка, тыс. руб. Объём реализации, ц. Цена реализации 1 ц, руб. Отклонение
              усл.   общ. За счет выручки За счёт объёма реализации
Молоко Мясо Зерно         4424, 2 246, 5 1252, 2 6659, 5 444, 6 294, 2 1080, 6 103, 1 245, 2 2235, 3 198, 2 5578, 9 341, 5 -612, 8 -3343, 7 -143, 3

 

Результативный показатель цена реализации 1 ц молока в отчетном 2011 году по сравнению с базисным 2007 годом увеличилась на 245, 2 руб. Это произошло главным образом за счёт увеличения качественного показателя – выручки на 19251 тыс. руб., повлиявшее на увеличение цены 1 ц молока на 958 руб. При этом уменьшение объема реализации в ЗАО «Покровская слобода» повлекло за собой уменьшение результативного показателя на 612, 8 руб. Таким образом, можно сделать вывод, что на изменение результативного показателя в большей степени повлияло увеличение качественного показателя – общей выручки реализации молока.

В свою очередь цена реализации 1 ц мяса и зерна также увеличились соответственно на 2235, 3 и 198, 2 руб. На увеличение цены реализации 1 ц мяса в большей степени повлиял качественный фактор – выручка увеличившаяся на 6784 руб.), в результате чего цена реализации 1 ц мяса повысилась на 5578, 9 руб., а повышение цена реализации 1 ц зерна в большей степени произошло за счет увеличения качественного фактора – денежной выручки на 24720 тыс. руб., повлекшее за собой увеличение цены реализации 1 ц зерна на 341, 5 руб.

Товарность продукции является одним из показателей экономического развития предприятия. Товарность определяется как отношение реализованной продукции к валовой продукции и выражается в процентах.

Результату данного показателя должно уделяется большое внимание. В первую очередь необходимо выявлять степень влияния факторов первого порядка, на товарность, поскольку ее размер находится в непосредственной зависимости от них, а все остальные факторы оказывают косвенное влияние. На величину товарности оказывают прямое влияние 2 фактора – объём реализации и валовое производство продукции. С помощью факторного анализа уровня товарности (таблица 17) мы определим влияние каждого из них.

Таблица 17 - Факторный анализ уровня товарности молока, мяса и зерна в ЗАО «Покровская слобода»

  Вид продукции Объём реализации, ц Объём производства, ц. Уровень товарности, % Отклонение
              усл.   общ. За счет объёма реализации За счёт объёма производства
Молоко Мясо Зерно         99, 1 78, 7 106, 4 209, 3 53, 6 34, 5 51, 1 22, 4 7, 3 5, 3 -25, 1 71, 9 158, 2 31, 2 -64, 6 -152, 9 -56, 3

 

Результативный показатель - уровень товарности молока в отчетном 2011 году по сравнению с базисным 2007 годом увеличился на 7, 3%. Это произошло главным образом за счёт повышения качественного показателя – объема реализации на 13577 ц., повлекшее за собой увеличение уровня товарности на 71, 9%. При этом снижение объёма производства молока в ЗАО «Покровская слобода» повлекло за собой уменьшение результативного показателя на 64, 6%. Таким образом, можно сделать вывод, что на изменение результативного показателя в большей степени повлияло увеличение качественного показателя – объема реализации молока.

В свою очередь уровень товарности мяса повысился на 5, 3%, а уровень товарности зерна уменьшился на 25, 1%. На снижение уровня товарности мяса в большей степени повлияло увеличение качественного фактора – объёма реализации продукции на 919 ц., в результате чего уровень товарности мяса повысился на 158, 2%, а понижение уровня товарности зерна в большей степени произошло за счет увеличения количественного фактора – объёма производства продукции на 96520 ц, повлекшее за собой понижение уровня товарности зерна на 56, 3%.

Оценивая первичные факторы, влияющие на доходность организации мы можем отметить явно негативную тенденцию повышения денежно – материальных затрат и себестоимости и явно позитивную тенденцию повышения прибыли и рентабельности. В целом динамику основных факторов, влияющих на доходность предприятия за 5 лет мы можем считать положительной.

ЗАО «Покровская слобода» в ходе своей деятельности взаимодействует с другими предприятиями, которые непосредственно обеспечивают предприятие необходимыми ресурсами, а предприятие в свою очередь обеспечивает своей продукцией перерабатывающие предприятия Нижегородской области. ЗАО «Покровская слобода», произведя продукцию растениеводства и животноводства, сбывает ее на Нижегородские перерабатывающие предприятия.

ЗАО «Покровская слобода» реализует зерно на переработку на ОАО «Нижегородский мукомольный завод», ООО «Сергачский элеватор», ОАО «Нижегородский геркулес», а также своим работникам (таблица 18).

Таблица 18 - Каналы реализации продукции ЗАО «Покровская слобода»

Канал реализации Цена реализации 1 ц, руб. Темп роста, %
         
ООО «Молочное дело», молоко            
ОАО «Держинский МК», мясо            
ОАО «Мукомольный завод» Рожь Пшеница             93, 3
ООО «Сергачский элеватор» Пшеница           101, 1
ОАО «Нижегородский геркулес» Овес           102, 7

 

Проводя анализ таблице 18, можно сказать, что за анализируемый период цена реализации продукции изменяется каждый год, наибольшая цена за 1 лирт молока наблюдается в 2011 году и составляет 14 руб..По мясу ценовой максимум был зафиксирован в 2010 году на уровне 120 руб. за кг. Живого веса. Цена реализации зерновых в частности – рожь 3, 3 руб. в 2011 году, пшеница – 4, 5 руб. центнер в 2009 году и овес 3, 8 руб. в 2011 году.

Рассматривая темп роста цены продукции,, то видно, что по всем показателям видно значительное повышение цены реализации за исключением пшеницы на ОАО «Мукомольный завод», где цена понизилась на 6, 7%. Сокращение реализации продукции произошло в связи с неблагоприятными природными условиями, аномальной жарой, и получения низкого валового сбора.

Также у предприятия имеются потенциальные покупатели – это ЗАО «Княгининское сухое молоко», ОАО «Княгининский мукомольный завод», Борский молокозавод, а также предприятие Чувашской республики «Ядринмолоко».

 

3.2. Анализ показателей рентабельности ЗАО «Покровская слобода»

Поскольку цена – это совокупность себестоимости продукции и получаемой прибыли за эту продукцию, а цена на сельскохозяйственную продукцию регламентируется во многом государством, то в сложившихся условиях необходимо понижать себестоимость продукции, что при неизменной цене реализации продукции непосредственно повлияет на повышение рентабельности.

Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества товарной продукции, с увеличением качества повышается и цена реализуемой продукции.

Основным источником резервов повышения уровня рентабельности продаж являются также увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости товарной продукции.

Рентабельности является важнейшим результативным показателем экономической эффективности производства и реализации продукции сельского хозяйства.

В широком смысле слова рентабельность – это прибыльность, доходность. Предприятие является рентабельным, если результаты от продажи продукции (работ, услуг) покрывают его издержки и, кроме того, дают прибыль, достаточную для расширенного воспроизводства.

Экономический смысл показателей рентабельности состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля капитала (собственного или заемного), вложенного в предприятие или занятого в обороте.

Основными показателями рентабельности являются рентабельность производства и рентабельность продаж. Кроме этих двух показателей необходимо рассмотреть и другие показатели рентабельности (таблица 19).

Таблица 19 - Динамика изменения показателей рентабельности в

ЗАО «Покровская слобода»

Показатель           Отклонение, (+/-)
Чистая рентабельность, % Рентабельность имущества, % Рентабельность собственного капитала, % Рентабельность основных производственных фондов, % Рентабельность производства, % Рентабельность продаж, % 29, 3 15, 2 28, 9 46, 2   129, 7 17, 7 20, 5 34, 1 54, 1   137, 4 22, 4 19, 6 0, 2 0, 4 0, 6   109, 9 0, 4 42, 8 21, 4 43, 5 69, 5   132, 9 18, 2 34, 2 12, 8 15, 5 14, 1   121, 8 12, 6 4, 9 -2, 4 -13, 4 -32, 1   -7, 9 -5, 1

 

В ЗАО «Покровская слобода» чистая рентабельность составляет 34, 2% и указывает на то, что на 1 рубль себестоимости приходится 34, 2 копейки чистой прибыли. Причем в 2011 году эта сумма увеличилась на 4, 9%, по сравнению с 2007 годом. Рентабельность собственного капитала говорит о том, что на 1 рубль собственного капитала приходится 15, 5 копеек прибыли. В свою очередь рентабельность имущества уменьшилась в динамике за пять лет на 2, 4% и составила 12, 8%. Рентабельность основных производственных фондов свидетельствует о том, что на 1 рубль основных производственных фондов приходится 14, 1 копеек прибыли.

В отчетном году по сравнению с базисным рентабельность производства в ЗАО «Покровская слобода» уменьшилась на 7, 9% и составила 121, 8%. Это означает, что на каждый рубль вложенных в производство затрат приходится 1, 21 руб. прибыли. В свою очередь рентабельность продаж в 2011 году составила 12, 6%, что ниже показателя 2007 г. на 5, 1%. В целом общая динамика показателей рентабельности имеет положительную тенденцию.

Для более подробного изучения динамики рентабельности необходимо рассмотреть этот показатель в динамике за последние 10 лет. В данном случае мы включили в динамику показатель рентабельности производства. Наглядное представление выравнивания представлено на рисунке 7, а основные показатели динамического ряда и методы выравнивания расположены в приложении 5.

Рисунок 7- Выравнивание динамического ряда рентабельности производства продукции различными методами.

 

Выравнивание динамического ряда рентабельности производства в ЗАО «Покровская слобода» за последние 10 лет определена нами как позитивная тенденция для предприятия. Рентабельность производства ежегодно в среднем увеличивается на 1, 17% (y = 1, 1745x – 2232, 7).

Следующим этапом нашего исследования является анализ рентабельности продаж и факторов, влияющие на нее. Рентабельности продаж является важнейшим результативным показателем экономической эффективности производства и реализации продукции сельского хозяйства.

На величину рентабельности продаж оказывают прямое влияние 2 основных фактора – прибыль от реализации продукции и денежная выручка. Также на величину данного показателя прямо или косвенно влияют такие показатели как стоимость и изношенность основных средств, денежно-материальные затраты (они формируют себестоимость), объёмы производства и реализации продукции.

Таблица 20 - Факторный анализ рентабельности продаж молока, мяса и зерна

в ЗАО «Покровская слобода»

Вид продукции Прибыль (убыток), тыс. руб. Выручка от реализации, тыс. руб. Рентабельность продаж, % Отклонение
              усл.   общ. За счет прибыли За счет выручки
Молоко Мясо Зерно -804 -5258     13, 4 -61, 2 38, 8 32, 3 -64, 9 3, 1 -9, 9 18, 9 -3, 7 -14, 8 29, 2 -55 -10, 3 51, 3 -29, 8

 

Результативный показатель - рентабельность продаж зерна в отчетном 2011 году по сравнению с базисным 2007 годом понизилась на 14, 8%. Это произошло главным образом за счёт увеличения количественного показателя – выручки от реализации продукции на 24720 тыс. руб., повлекшее за собой уменьшение рентабельности продаж на 29, 8%.

При этом увеличение прибыли от реализации зерна в ЗАО «Покровская слобода» повлекло за собой повышение результативного показателя на 15%. Таким образом, можно сделать вывод, что на изменение результативного показателя в большей степени повлияло увеличение количественного показателя – выручки от реализации зерна.

В то же время рентабельность продаж мяса снизилась на 3, 7%, а рентабельность молока повысилась 18, 9%. На увеличение рентабельности продаж молока в большей степени повлияло повышение качественного фактора – прибыли от реализации продукции на 7342 тыс. руб., в результате чего рентабельность продаж молока увеличилась на 29, 2%. Понижение рентабельности продаж мяса в большей степени произошло за счет снижения прибыли от реализации продукции на 4454 тыс. руб. повлекшее за собой уменьшение рентабельности продаж мяса на 55%.

На доходность организации оказывают существенное влияние такой показатель как производительность труда. Производительность труда характеризуется количеством произведенной сельскохозяйственной продукции в единицу рабочего времени или же количество денежной выручки приходящаяся на 1 работника. Динамика изменения показателя производительности труда, а также её связи с изменением показателей рентабельности в ЗАО «Покровская слобода» представлена в таблице 21.

Таблица 21 - Показатели производительности труда и рентабельности

в ЗАО «Покровская слобода»

Показатель           Изменение (+, -)
Численность работников всего, чел. Денежная выручка, всего, тыс.руб. Производительность труда, тыс. руб.на 1 чел. Рентабельность производства, % Рентабельность продаж, % 229, 3   129, 7 17, 7 482, 9   137, 4 22, 4 405, 5   109, 9 0, 4 405, 7   132, 9 18, 2 591, 5   121, 8 12, 6 362, 2   -7, 9 -5, 1

 

Из показателей данной таблицы видно, что в ЗАО «Покровская слобода» за последние пять лет, прослеживается прямая взаимосвязь между увеличением численности работников (на 50 чел. или на 73, 5%) и повышением производительности труда (на 362, 2 тыс. руб. на 1 работника или в 2, 5 раза). Но происходит понижение рентабельности производства и продаж на 7, 9% и 5, 1% соответственно.

Общий анализ показателей рентабельности показал, что в 2011 году по сравнению с 2007 годом происходит увеличение абсолютно всех показателей рентабельности. Детальный анализ рентабельности производства и рентабельности продаж выявил положительную тенденцию в деятельности предприятия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал