Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 4.Система органов, контролирующих финансовую безопасность страны






Под государственно-правовым механизмом обеспечения финансовой безопасности государства следует понимать закрепленную действующими нормативными правовыми актами систему органов и институтов, направленную на создание условий для стабильного функционирования и устойчивого развития финансовой системы государства, а также выявление, предотвращение и противодействие ее угрозам. Данный механизм заключает в себе следующие составляющие:

– правовая – совокупность нормативных правовых актов в области обеспечения финансовой безопасности;

– институциональная – система государственных органов и институтов, обеспечивающих финансовую безопасность государства;

– инструментальная – совокупность способов и приемов обеспечения финансовой безопасности.

Анализ научной литературы и разных точек зрения ученых позволил диссертанту заключить, что термины «система обеспечения безопасности» и «механизм обеспечения безопасности» соотносятся как целое и часть, что, с одной стороны, позволяет выделять в системе обеспечения безопасности дополнительные составляющие, а с другой – не допускает исключения из нее структурных элементов, характеризующих механизм обеспечения безопасности.

В общем виде система государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность государства, включает в себя два уровня: федеральный и региональный, а также соответствующий инструментарий обеспечения финансовой безопасности на каждом из них.

Возглавляет указанную систему Президент РФ, призванный обеспечить гармонизацию и повышение эффективности взаимодействия органов публичной власти разных уровней. Условно компетенцию Президента РФ в обеспечении финансовой безопасности РФ можно разделить на две сферы: а) законодательного обеспечения и б) формирования системы органов государственной власти, обеспечивающих финансовую безопасность России. Специальным органом, создающим условия для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий, является Администрация Президента РФ.

Главным координирующим органом обеспечения всех видов национальной безопасности является Совет Безопасности РФ.

Законодательное управление финансами в России осуществляет Федеральное Собрание РФ. Постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему, является Счетная палата РФ.

Руководит работой органов, обеспечивающих финансовую безопасность России, контролирует их деятельность, а также осуществляет текущее финансовое управление высший орган исполнительной власти в Российской Федерации – Правительство РФ.

Непосредственно реализацию функций по обеспечению финансовой безопасности страны осуществляют подотчетные Правительству РФ министерства, службы и агентства: Министерство финансов РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба и др.

В своей работе Правительство тесно взаимодействует с Центральным банком РФ, который подотчетен Государственной Думе РФ. Центральный Банк России не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения в России.

Важнейшим органом, обеспечивающим финансовую безопасность нашей страны, является Министерство финансов РФ. Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности органов, обеспечивающих финансовую безопасность, находящихся в его ведении. Среди них: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджет­ного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральное казначейство.

К системе государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность, следует отнести Федеральную службу по надзору в сфере связи и Российскую государственную пробирную палату при Министерстве финансов РФ, а также систему правоохранительных органов, к которой, прежде всего, относятся Министерство внутренних дел РФ и Федеральная служба безопасности РФ.

Анализ системы государственных органов и институтов, обеспечивающих финансовую безопасность нашего государства, позволил заключить, что в настоящий период времени такая система представляется многоуровневой и разнопрофильной, но в целом способной выполнять возложенные на нее задачи.

В качестве особого звена в государственно-правовом механизме обеспечения финансовой безопасности государства следует выделять механизм обеспечения финансового контроля. Возрастание угроз состоянию защищенности финансовой системы государства со стороны растущего объема легализации преступных доходов и финансирования терроризма обусловило выделение в механизме обеспечения финансового контроля органов и институтов противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Во исполнение международных договоренностей в России была разработана система мер как законодательного, так и организационного характера по борьбе с отмыванием «грязных» денег, направленных на исключение возможности распоряжаться преступно полученными доходами.

Основной вехой в этом процессе стало принятие 7 августа 2001 года Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ. В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ Президент РФ издает Указ от 1 ноября 2001 года № 1263, предусматривающий образование Комитета РФ по финансовому мониторингу, который стал центральным звеном, связующим все элементы системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность государственных органов и институтов в этой области.

Система органов противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в России состоит из двух основных подсистем, отличающихся по своему субъектному составу и решаемым задачам: правоохранительный блок и финансовый мониторинг. При этом финансовый мониторинг можно в свою очередь разделить на два уровня: первичный финансовый мониторинг и государственный финансовый мониторинг.

Основными субъектами первичного финансового мониторинга являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и иные определенные законодательством лица, в чьи обязанности входит, в частности, надлежащая проверка клиентов, выявление подозрительных операций и представление соответствующей информации уполномоченному органу. Государственный финансовый мониторинг осуществляется прежде всего специально созданным уполномоченным органом, обеспечивающим контроль за финансовыми операциями на основании информации, получаемой им от субъектов первичного финансового мониторинга, проверку этой информации и, при наличии достаточных оснований, передачу информации и материалов правоохранительным органам.

В июне 2002 года Комитет РФ по финансовому мониторингу был официально признан членом международного объединения подразделений финансовой разведки – Группы «Эгмонт».

В рамках административной реформы в соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314, а затем и Указом Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 20 мая 2004 года № 649 Комитет РФ по финансовому мониторингу преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству финансов РФ.

Анализ полномочий, функций, порядка организации и деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу позволил автору заключить, что национальное подразделение финансовой разведки России с полным основанием может быть отнесено к административному типу. Федеральная служба по финансовому мониторингу полностью отвечает принятым для национальных подразделений финансовой разведки требованиям, но при этом имеет ряд специфических особенностей.

Заключение

Экономическая безопасность страны может быть надлежащим образом обеспечена, если создан и функционирует механизм финансового контроля, осуществляемый компетентными органами. А этот механизм, в свою очередь, может быть результативным, если обеспечивается взаимодействие между его субъектами. В дополнение к этому требуется и использование возможностей правоохранительных органов, поскольку задача выявления, раскрытия и расследования, например, отмывания денег, полученных незаконным путём, возлагается на органы внутренних дел. В нашей стране при осуществлении широкомасштабных преобразований на начальном этапе реформ надлежащее внимание вопросам организации финансового контроля не уделялось. Однако к 1994 году ситуация кардинально изменилась, что было предопределено передачей бывшего контрольного органа Верховного Совета РСФСР – Контрольно-бюджетной палаты – в ведение Государственной Думы РФ. Деятельность этого высшего органа финансового контроля была коренным образом преобразована в соответствии с принятым Государственной Думой РФ в этом же году Федеральным законом «О Счётной палате РФ». Вместе с тем элементами национального механизма финансового контроля являются не только Счётная палата РФ, но и контрольно-счётные палаты субъектов Российской Федерации. Поскольку Россия – это федеративное государство, то уставы республик, краёв, областей, автономных образований, входящих в её состав, содержат конституционные нормы, позволяющие учреждать для осуществления финансового контроля региональные контрольно-счётные палаты. Современная ситуация такова, что на региональном уровне финансовый контроль в пределах своей компетенции осуществляют территориальные органы, входящие в систему Министерства финансов РФ, органы финансового контроля субъектов РФ. Наряду с этим в пределах каждого субъекта РФ созданы и функционируют налоговые органы ФНС Минфина РФ, подразделения по налоговым преступлениям МВД РФ, обладающие полномочиями осуществлять налоговый контроль и проверки налогоплательщиков. Задача же противодействия экономической преступности возлагается и на территориальные органы прокуратуры, внутренних дел и ФСБ РФ. Речь идёт о правоохранительном обеспечении государственного финансового контроля, поскольку укрепление финансовой дисциплины требует совместных усилий органов финансового контроля и правоохранительных органов.

На региональном уровне существуют двусторонние соглашения о порядке взаимодействия, во-первых, между различными государственными органами, осуществляющими финансовый контроль; во-вторых, между этими органами и субъектами правоохранительной деятельности. Поскольку в Российской Федерации подследственность по фактам должностных (служебных) преступлений отнесена к компетенции органов прокуратуры, то прежде всего заключаются соглашения о порядке взаимодействия между контрольно-счётными палатами республик, краёв, областей, автономных образований и территориальными органами прокуратуры. Такие соглашения заключаются в целях проведения согласованных действий при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов регионального уровня о государственном финансовом контроле. Предметом соглашений является организация взаимодействия и координация деятельности сторон по выполнению задач, возложенных на них Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», региональным законом, определяющим статус контрольно-счётной палаты, и другими законодательными актами. Устанавливается, что контрольно-счётные палаты и органы прокуратуры в пределах своей компетенции осуществляют взаимодействие и координацию деятельности по следующим направлениям: взаимное оказание правовой и экспертной помощи; оказание взаимной помощи по вопросам пользования ведомственными базами данных; обмен материалами проверок, аналитической и статистической информацией, а также иной информацией, представляющей взаимный интерес. Контрольно-счётные палаты и органы прокуратуры на взаимной основе определяют состав, структуру и форматы данных, а также процедуру передачи информации в электронном виде. Для реализации соглашений на практике в регионах создаются рабочие группы из числа сотрудников контрольно-счётных палат и органов прокуратуры.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал