Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 7.Финансовая устойчивость и безопасность бюджетной системы как ключевые факторы развития национальной экономики






В современных условиях особую значимость приобретает вопрос об ус­тойчивости государственных финансов. Эксперты сопоставляют показатели финансовой устойчивости с показателями финансового потенциала, ищут ответ на вопрос о региональной финансовой устойчивости, на основе которой можно сделать вывод о финансовой устойчивости государства. Однако, с на­шей точки зрения, важно выявить определенные количественные критерии и показатели, по которым можно было бы судить о финансовой устойчивости или неустойчивости государственного, а в дальнейшем и регионального уровня.

Финансовая устойчивость воспринимается сегодня как непрерывность процесса, его длительность и долгосрочная направленность, а также поддер­живаемая мерами государственного регулирования и, что особенно важно, как сохраняющая финансовую целостность система. Именно эта позиция свя­зывает финансовую устойчивость системы с финансовой безопасностью сис­темы, так как целью в данном случае является противостояние угрозам и по­ступательное движение вперед.

Безопасность и устойчивость - это характеристики национальной эконо­мики как целостной системы. Эти понятия не следует противопоставлять, так как каждое из них характеризует по-своему состояние и особенно развитие экономики. Понятия «устойчивость» и «безопасность» связаны между собой, а понятие «развитие» является их непосредственным компонентом. Ведь если экономика не развивается, то резко сокращаются возможности ее выживания, а также сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Поэтому некоторые авторы трактуют безопасность через развитие. Так, по Л.И. Абалкину «экономическая безопасность - это состояние эконо­мической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику». В то же время развитие сегодня практически все связывают с терми­ном «устойчивое», считая только такое эффективным и возможным в даль­нейшем, называя при этом три основные взаимосвязанные составляющие ус­тойчивого развития: экономическое процветание, социальное развитие и за­щиту окружающей среды, без которых невозможно будет реализовать основ­ные цели человеческого развития

Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к устойчивости (самовыживанию) в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов. Определяя безопасность через устойчивость, авторы фиксируют внимание на поддержании определенных характеристик функционирования экономики перед лицом неблагоприятных факторов. Данную трактовку мож­но проиллюстрировать следующим определением: «... безопасность - это со­стояние национальной экономики, характеризующееся устойчивостью, «им­мунитетом», к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование общественного воспроизводства, подрываю­щих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих по­вышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию государства»

Само понятие «безопасность национальной экономики» определяется че­рез три подхода:

1) как «интересы» общества, нации, предприятия, государства;

2) как «независимость» экономики от внешних и внутренних факторов, таких как международные рынки и политические решения, кризисы и вызовы системы и др.;

3) как «устойчивость» национальной экономики, экономического разви­тия, социально-экономической системы, государственных финансов.

Особо значимыми для нашего анализа являются финансовая устойчи­вость и финансовая безопасность.

Финансовая устойчивость имеет место как на микро-, так и на макро­уровне. Термин «финансовая устойчивость» обычно применяется к микро­экономическим субъектам. Финансовая устойчивость может быть определена как форма внутреннего проявления устойчивости финансового состояния субъекта рыночных отношений, обеспечивающая стабильную платежеспособ­ность, в основе которой лежит сбалансированность активов и пассивов, дохо­дов и расходов, положительных и отрицательных денежных потоков. Финан­совая устойчивость есть целеполагающее свойство оценки реального финансо­вого состояния, а поиск внутрихозяйственных возможностей, средств и спосо­бов ее укрепления определяет характер проведения анализа и содержания про­цесса управления. Таким образом, финансовая устойчивость - это гарантиро­ванная платежеспособность и кредитоспособность субъекта в результате его деятельности на основе эффективного формирования, распределения и ис­пользования финансовых ресурсов. Финансовое состояние субъекта, его ус­тойчивость и стабильность зависят от результатов его финансовой деятель­ности, является итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты деятельности в государстве.На уровне макроэкономики развитие, финансовая устойчивость и безо­пасность экономической системы в первую очередь зависят от состояния ус­тойчивости государственных финансов. Исследования данной области го­ворят, что устойчивость государственных финансов отражает удовлетворен­ность потребностей текущих поколений, не оказывающих влияния на удовле­творение потребностей будущих поколений

В этом смысле понятие финансовой устойчивости применяют обычно к анализу бюджетной политики. Основной задачей анализа долгосрочной ус­тойчивости государственных финансов становится выявление тех рисков, которые в перспективе могут вызвать пересмотр бюджетной политики и ее параметров в долгосрочной перспективе.

Для финансовой безопасности важны не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных эле­ментов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разруши­тельных тенденций в экономическом развитии. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально­экономической стабильности общества, а превышение предельных, или по­роговых, значений - о вступлении общества в область нестабильности и со­циальных конфликтов, т.е. о подрыве безопасности.

Система показателей-индикаторов, получивших количественное выраже­ние, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по ее предупреждению. Важно подчеркнуть, что наи­высшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс по­казателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значе­ний, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.

Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений порого­вых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных мо­нополий, отягощена коррупцией, криминалом, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства.

Исследование показателей финансовой устойчивости и безопасности го­сударственных финансов имеет как теоретическую, так и практическую зна­чимость. Главное внимание в исследовании показателей финансовой безо­пасности и устойчивого развития нужно уделять тем показателям, которые характеризуют динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов. Исходные показатели для ана­лиза индикаторов финансовой устойчивости государственных финансов при­ведены в табл. 1 Исследование не претендует на всеобщность, выборка показателей ограничивалась влиянием на финансовые основы стабильности общества и предотвращением угроз финансовой безопасности государственой системы.

Рассмотрим наиболее важные индикаторы финансовой безопасности и устойчивости на основе исходных данных, приведенных втаблиц.

Таблица 1 Показатели федерального бюджета 2008-2014 гг.  
Показатели              
Доходы, млрд руб.             -
Налоговые доходы, млрд руб. -       5341, 1 - -
Нефтегазовые доходы, млрд руб. 2 383           -
В % от доходов 29, 5 69, 9 44, 7       -
Расходы, млрд руб.             -
Дефицит, профицит, млрд руб.   -3132 -2916 -719 -869 -1005 -478
Ненефтегазовый дефицит, % от ВВП 6, 5 15, 2 12, 6 10, 2   10, 3 9, 1
Дефицит, % от ВВП   6% 4, 9% 3, 6% 3, 1 2, 9 0, 1
Управленческие расходы, нацио­нальная оборона и безопасность, млрд руб. 2701, 4   3229, 2570,      
Управленческие расходы, нацио­нальная оборона и безопасность, % от расходов 39, 1 32, 7 32, 7 23, 3      
Расходы на национальную эко­номику, млрд руб.     1600, 1760, - - -
Расходы на национальную эко­номику, % от расходов 14, 9 12, 6 15, 64 16, 51 - - -
Резервный фонд, млрд руб.              
Фонд национального благосос­тояния, млрд руб.              
ВВП, млрд руб.              
Государственный долг, млрд руб.   2 801 3 286     - -
ГД ВВП 7, 3 6, 4 6, 7 7, 1 7, 2 - -

 

 

Доходы государственного бюджета. Доходы бюджета поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей клас­сификацией и существующим законодательством. В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогопла­тельщиками. Большая часть доходов бюджета сегодня формируется в основ­ном из налогов и нефтегазовых доходов. Главная цель налогов - собрать средства для удовлетворения потребностей, для которых других доходов не­достаточно. Поэтому, осознавая важность расходов на общественные блага, государство должно искать возможность их зарабатывать.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы от уп­латы:

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводород­ного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородно­го сырья);

- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

- вывозных таможенных пошлин на газ природный;

- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Зависимость бюджетной системы от нефтегазовых доходов вызывает

большие опасения ее внутренней устойчивости. Изменение внешних пара­метров может привести к нарушению сбалансированности и устойчивости,

так как доходы от продажи ресурсов составляют около 50%. В связи с выше­изложенным рассмотрим следующий параметр, влияющий на устойчивость.

1. Цены на нефть и зависимость от мировой экономики. Бюджетные доходы напрямую зависят от цены на нефть, поэтому сегодня этот индикатор является одним из самых актуальных в связи с изменениями мировой эконо­мики. В бюджет 2012 г. заложена величина цен на нефть 100 долл. за баррель. По прогнозам аналитиков, цена на нефть будет в ближайшее время сни­жаться.

Также сохраняется вероятность спадов мировой экономики. По оценкам МВФ, ожидался подъем мирового ВВП на 4, 3% в 2011 г. и на 4, 5% в 2012 г. (табл. 2). В 2010 г. прирост составил 5, 1%. МВФ рекомендует правительствам всех стран принять «действенные меры для повышения стойкости финансо­вой системы». Основными задачами в развитых странах названы преодоле­ние последствий кризиса и реализация реформ в сфере финансового регули­рования. Для развивающихся экономик эксперты МВФ рекомендуют ограни­чение роста финансовых дисбалансов и создание «основ для более прочной финансовой системы».

2. Дефицит государственного бюджета и ненефтегазовый дефицит. Наличие дефицита федерального бюджета свидетельствует о превышении расходов над доходами. Снижение дефицита бюджета до порогового значе­ния приводит к полному замораживанию капиталовложений и падению про­изводства, предельный рост дефицита увеличивает нагрузку на будущие по­коления, увеличивая государственный долг и снижая устойчивость государ­ственных финансов. Федеральный бюджет 2011-2012 гг., по предваритель­ным оценкам, может быть исполнен без дефицита. Однако именно в РФ сложилось особое понятие - ненефтегазовый дефицит.

Согласно ст. 96.7 БК РФ ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управ­ления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финан­совом году. Согласно этой же статье ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4, 7% прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Однако ненефтегазовый дефицит сохраняется выше предельно до­пустимой нормы.

Размер ненефтегазового дефицита в 2010 г. - 12, 6% ВВП, при этом дефи­цит госбюджета составил 4% ВВП. Нынешний показатель примерно на 4-5 процентных пунктов выше приемлемой отметки. В докризисном 2008 г. не­нефтегазовый дефицит был ниже в 2 раза - 6, 5% ВВП. Размер дефицита «яв­ляется по-прежнему предметом беспокойства в нашей политике». По данным аналитиков, такая зависимость сохранится в ближайшие 3 года.

3. Расходы федерального бюджета. Важное значение для финансовой устойчивости приобретает развитие реального сектора экономики. И хотя по предложению председателя правительства в реальный сектор экономики в 2012 г. было предложено выделить 2 трлн руб., с нашей точки зрения, этого недостаточно по сравнению с расходами на управление, национальную обо­рону и безопасность.

4. Резервный фонд как «подушка безопасности». С точки зрения фи­нансовой устойчивости данный подход к планированию бюджета и форми­рованию Резервного фонда оказался оправданным, система выдержала кри­зисный этап. В период кризиса, когда доходы федерального бюджета снизи­лись на 20%, а расходы выросли на 28%, Резервный фонд оказал решающую поддержку не только при выплате социальных гарантий, но и для поддержки базовых отраслейэкономики.

Однако наличие Резервного фонда, с одной стороны, обеспечивает внеш­нюю устойчивость финансовой системы, которая служит «подушкой» от внешних угроз, с другой - это препятствие, нарушающее устойчивое эконо­мическое развитие, так как потери несет реальный сектор экономики, приво­дя к недопроизводству ВВП.

5. Предельный размер государственного долга и его соотношение с золотовалютными резервами страны. Долговые обя­зательства практически всех стран БРИК (за исключением России) меньше их золотовалютного запаса.

Несомненным лидером здесь является Китай, резервы которого почти в 7 раз превышают внешний долг страны. Долговые же обязательства стран «большой семерки» во много раз превышают существующие на сегодняшний момент резервы. Наиболее тяжелая ситуация складывается в США, где внешний долг страны превышает объем золотовалютных резервов в 100 раз, в Великобритании - в 138 раз и во Франции - почти в 59 раз.Подводя итог вышесказанному, автор считает нужным подчеркнуть, что была сделана попытка количественно определить индикаторы устойчивости и безопасности государственных финансов. Приведенные финансовые пока­затели являются актуальными, особо важными, имеют количественную опре­деленность и наиболее приемлемы для анализа финансовой устойчивости. С нашей точки зрения, подсчет приведенных показателей позволит судить, в какой мере система является устойчивой, а в какой необходимо принятие мер и создание механизма поддержания данной устойчивости. На основе их рас­чета будет определено, является ли экономика внутренне устойчивой вслед­ствие эффективности самой системы и насколько обеспечение безопасности страны должно стать прерогативой государственной политики.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал