![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕМА 7.Финансовая устойчивость и безопасность бюджетной системы как ключевые факторы развития национальной экономики
В современных условиях особую значимость приобретает вопрос об устойчивости государственных финансов. Эксперты сопоставляют показатели финансовой устойчивости с показателями финансового потенциала, ищут ответ на вопрос о региональной финансовой устойчивости, на основе которой можно сделать вывод о финансовой устойчивости государства. Однако, с нашей точки зрения, важно выявить определенные количественные критерии и показатели, по которым можно было бы судить о финансовой устойчивости или неустойчивости государственного, а в дальнейшем и регионального уровня. Финансовая устойчивость воспринимается сегодня как непрерывность процесса, его длительность и долгосрочная направленность, а также поддерживаемая мерами государственного регулирования и, что особенно важно, как сохраняющая финансовую целостность система. Именно эта позиция связывает финансовую устойчивость системы с финансовой безопасностью системы, так как целью в данном случае является противостояние угрозам и поступательное движение вперед. Безопасность и устойчивость - это характеристики национальной экономики как целостной системы. Эти понятия не следует противопоставлять, так как каждое из них характеризует по-своему состояние и особенно развитие экономики. Понятия «устойчивость» и «безопасность» связаны между собой, а понятие «развитие» является их непосредственным компонентом. Ведь если экономика не развивается, то резко сокращаются возможности ее выживания, а также сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Поэтому некоторые авторы трактуют безопасность через развитие. Так, по Л.И. Абалкину «экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику». В то же время развитие сегодня практически все связывают с термином «устойчивое», считая только такое эффективным и возможным в дальнейшем, называя при этом три основные взаимосвязанные составляющие устойчивого развития: экономическое процветание, социальное развитие и защиту окружающей среды, без которых невозможно будет реализовать основные цели человеческого развития Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к устойчивости (самовыживанию) в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов. Определяя безопасность через устойчивость, авторы фиксируют внимание на поддержании определенных характеристик функционирования экономики перед лицом неблагоприятных факторов. Данную трактовку можно проиллюстрировать следующим определением: «... безопасность - это состояние национальной экономики, характеризующееся устойчивостью, «иммунитетом», к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию государства» Само понятие «безопасность национальной экономики» определяется через три подхода: 1) как «интересы» общества, нации, предприятия, государства; 2) как «независимость» экономики от внешних и внутренних факторов, таких как международные рынки и политические решения, кризисы и вызовы системы и др.; 3) как «устойчивость» национальной экономики, экономического развития, социально-экономической системы, государственных финансов. Особо значимыми для нашего анализа являются финансовая устойчивость и финансовая безопасность. Финансовая устойчивость имеет место как на микро-, так и на макроуровне. Термин «финансовая устойчивость» обычно применяется к микроэкономическим субъектам. Финансовая устойчивость может быть определена как форма внутреннего проявления устойчивости финансового состояния субъекта рыночных отношений, обеспечивающая стабильную платежеспособность, в основе которой лежит сбалансированность активов и пассивов, доходов и расходов, положительных и отрицательных денежных потоков. Финансовая устойчивость есть целеполагающее свойство оценки реального финансового состояния, а поиск внутрихозяйственных возможностей, средств и способов ее укрепления определяет характер проведения анализа и содержания процесса управления. Таким образом, финансовая устойчивость - это гарантированная платежеспособность и кредитоспособность субъекта в результате его деятельности на основе эффективного формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовое состояние субъекта, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его финансовой деятельности, является итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты деятельности в государстве.На уровне макроэкономики развитие, финансовая устойчивость и безопасность экономической системы в первую очередь зависят от состояния устойчивости государственных финансов. Исследования данной области говорят, что устойчивость государственных финансов отражает удовлетворенность потребностей текущих поколений, не оказывающих влияния на удовлетворение потребностей будущих поколений В этом смысле понятие финансовой устойчивости применяют обычно к анализу бюджетной политики. Основной задачей анализа долгосрочной устойчивости государственных финансов становится выявление тех рисков, которые в перспективе могут вызвать пересмотр бюджетной политики и ее параметров в долгосрочной перспективе. Для финансовой безопасности важны не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в экономическом развитии. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социальноэкономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в область нестабильности и социальных конфликтов, т.е. о подрыве безопасности. Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по ее предупреждению. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, отягощена коррупцией, криминалом, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. Исследование показателей финансовой устойчивости и безопасности государственных финансов имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Главное внимание в исследовании показателей финансовой безопасности и устойчивого развития нужно уделять тем показателям, которые характеризуют динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов. Исходные показатели для анализа индикаторов финансовой устойчивости государственных финансов приведены в табл. 1 Исследование не претендует на всеобщность, выборка показателей ограничивалась влиянием на финансовые основы стабильности общества и предотвращением угроз финансовой безопасности государственой системы. Рассмотрим наиболее важные индикаторы финансовой безопасности и устойчивости на основе исходных данных, приведенных втаблиц.
Доходы государственного бюджета. Доходы бюджета поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством. В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками. Большая часть доходов бюджета сегодня формируется в основном из налогов и нефтегазовых доходов. Главная цель налогов - собрать средства для удовлетворения потребностей, для которых других доходов недостаточно. Поэтому, осознавая важность расходов на общественные блага, государство должно искать возможность их зарабатывать. К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы от уплаты: - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья); - вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; - вывозных таможенных пошлин на газ природный; - вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти. Зависимость бюджетной системы от нефтегазовых доходов вызывает большие опасения ее внутренней устойчивости. Изменение внешних параметров может привести к нарушению сбалансированности и устойчивости, так как доходы от продажи ресурсов составляют около 50%. В связи с вышеизложенным рассмотрим следующий параметр, влияющий на устойчивость. 1. Цены на нефть и зависимость от мировой экономики. Бюджетные доходы напрямую зависят от цены на нефть, поэтому сегодня этот индикатор является одним из самых актуальных в связи с изменениями мировой экономики. В бюджет 2012 г. заложена величина цен на нефть 100 долл. за баррель. По прогнозам аналитиков, цена на нефть будет в ближайшее время снижаться. Также сохраняется вероятность спадов мировой экономики. По оценкам МВФ, ожидался подъем мирового ВВП на 4, 3% в 2011 г. и на 4, 5% в 2012 г. (табл. 2). В 2010 г. прирост составил 5, 1%. МВФ рекомендует правительствам всех стран принять «действенные меры для повышения стойкости финансовой системы». Основными задачами в развитых странах названы преодоление последствий кризиса и реализация реформ в сфере финансового регулирования. Для развивающихся экономик эксперты МВФ рекомендуют ограничение роста финансовых дисбалансов и создание «основ для более прочной финансовой системы». 2. Дефицит государственного бюджета и ненефтегазовый дефицит. Наличие дефицита федерального бюджета свидетельствует о превышении расходов над доходами. Снижение дефицита бюджета до порогового значения приводит к полному замораживанию капиталовложений и падению производства, предельный рост дефицита увеличивает нагрузку на будущие поколения, увеличивая государственный долг и снижая устойчивость государственных финансов. Федеральный бюджет 2011-2012 гг., по предварительным оценкам, может быть исполнен без дефицита. Однако именно в РФ сложилось особое понятие - ненефтегазовый дефицит. Согласно ст. 96.7 БК РФ ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Согласно этой же статье ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4, 7% прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Однако ненефтегазовый дефицит сохраняется выше предельно допустимой нормы. Размер ненефтегазового дефицита в 2010 г. - 12, 6% ВВП, при этом дефицит госбюджета составил 4% ВВП. Нынешний показатель примерно на 4-5 процентных пунктов выше приемлемой отметки. В докризисном 2008 г. ненефтегазовый дефицит был ниже в 2 раза - 6, 5% ВВП. Размер дефицита «является по-прежнему предметом беспокойства в нашей политике». По данным аналитиков, такая зависимость сохранится в ближайшие 3 года. 3. Расходы федерального бюджета. Важное значение для финансовой устойчивости приобретает развитие реального сектора экономики. И хотя по предложению председателя правительства в реальный сектор экономики в 2012 г. было предложено выделить 2 трлн руб., с нашей точки зрения, этого недостаточно по сравнению с расходами на управление, национальную оборону и безопасность. 4. Резервный фонд как «подушка безопасности». С точки зрения финансовой устойчивости данный подход к планированию бюджета и формированию Резервного фонда оказался оправданным, система выдержала кризисный этап. В период кризиса, когда доходы федерального бюджета снизились на 20%, а расходы выросли на 28%, Резервный фонд оказал решающую поддержку не только при выплате социальных гарантий, но и для поддержки базовых отраслейэкономики. Однако наличие Резервного фонда, с одной стороны, обеспечивает внешнюю устойчивость финансовой системы, которая служит «подушкой» от внешних угроз, с другой - это препятствие, нарушающее устойчивое экономическое развитие, так как потери несет реальный сектор экономики, приводя к недопроизводству ВВП. 5. Предельный размер государственного долга и его соотношение с золотовалютными резервами страны. Долговые обязательства практически всех стран БРИК (за исключением России) меньше их золотовалютного запаса. Несомненным лидером здесь является Китай, резервы которого почти в 7 раз превышают внешний долг страны. Долговые же обязательства стран «большой семерки» во много раз превышают существующие на сегодняшний момент резервы. Наиболее тяжелая ситуация складывается в США, где внешний долг страны превышает объем золотовалютных резервов в 100 раз, в Великобритании - в 138 раз и во Франции - почти в 59 раз.Подводя итог вышесказанному, автор считает нужным подчеркнуть, что была сделана попытка количественно определить индикаторы устойчивости и безопасности государственных финансов. Приведенные финансовые показатели являются актуальными, особо важными, имеют количественную определенность и наиболее приемлемы для анализа финансовой устойчивости. С нашей точки зрения, подсчет приведенных показателей позволит судить, в какой мере система является устойчивой, а в какой необходимо принятие мер и создание механизма поддержания данной устойчивости. На основе их расчета будет определено, является ли экономика внутренне устойчивой вследствие эффективности самой системы и насколько обеспечение безопасности страны должно стать прерогативой государственной политики.
|