Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерактивная сторона общения. Общение как межличностное взаимодействие. Интерактивные модели общения (Дж.Мид, Э.Берн, Р.Бейлз и другие)






Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.Общение выступает как межличностное взаимодействие. Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, объясняя или описывая что-то, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека, добиться от него желаемого ответа, выполнения поручения, понимания того, что он до тех пор не понимал.Большая роль в межличностном взаимодействии принадлежит социальным нормам. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк — от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга и патриотизма, до правил вежливости. Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за их поведение, позволяет регулировать действия и поступки, оценивая их как соответствующие или не соответствующие этим нормам.Интеракция–взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности. Р. Бейлз считает, что любое взаимодействие может быть описано с помощью четырех феноменов, в каждом из них он выделял три типа поведения(позитивные эмоции: выражение солидарности, снятие напряжения, выражения согласия; Решение проблем: предложения, указания, выражение мнений, выдача ориентаций; Постановка проблем: просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указаниях; Негативные эмоции: выражение несогласия, создание напряженности, демонстрация антагонизма). Дж.Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения. Он выделял во взаимодействии два типа действий: 1.Незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания). 2.Значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека). Еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе– направлении, предлагающем управлять действия участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Э. Берн, 1988). С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия занимает одну из трех позиций, которые условно обозначены как Родитель, Ребенок и Взрослый. Все эти стороны личности обладают абсолютно разными предназначениями, характеристиками и ценностями. Данные позиции не связаны с социальной ролью: это лишь психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. Позиция Ребенка может быть определена как позиция " Хочу! ", позиция Родителя как – " Надо! ", позиция Взрослого – объединение " Хочу! " и " Надо! ". Дж. Хоманс, автор теории обмена, считает, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Эта теория опирается на четыре принципа: 1) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться; 2) если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится их воссоздавать; 3) если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения; 4) когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

54. Социальная психология личности. Социализация: институты, факторы и механизмы социализации. Интернет-социализация.

Термин «социализация» не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. Это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения и социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей». Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Деятельность: на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением новых видов деятельности. При этом происходят три важных процесса: 1. Ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, их усвоение. Продукт такой ориентации называется личностным выбором деятельности. 2.Центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем соподчинения ему всех остальных деятельностей. 3.Освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Общение: рассматривается в контексте социализации со стороны его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Углубление общения – это переход от монологического общения к диалогическому, умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие. Развитие самосознания личности: процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. Образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. В этой сфере анализ много противоречивых позиций. Прежде всего само определение «Я-образа» зависит от той концепции личности, которая принимается автором. Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Тогда можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два периода: а) ранняя социализация, время от рождения ребенка до поступления его в школу. В возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности, все время обучения в школе Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Так или иначе, студенчество – одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны. Трудоваястадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны. Это весь период трудовой деятельности человека. В последние годы актуализируются исследования по акмеологии - науки о зрелом возрасте. Послетрудовая стадия социализации представляет собой более сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни – с одной стороны, определенная социальная политика государств – с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Сейчас переживают период бурного развития геронтология и гериатрия. Пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспрозводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этом период. На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия – это нормы, ценности и знаки. Группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, которые выступают трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства – семья и дошкольные детские учреждения. В семье дет приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я». Дошкольные детские учреждения в социальной психологии до сих пор не получили прав гражданства, т.к. имеет дело с группами, где функционирует развитая личность. Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое есть важнейший элемент социализации. Школа обязана подготовить человека к жизни в обществе, расширяет возможности ребенка в плане его общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. В зависимости от того, включается во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос о таком социально институте, как вуз. Проблематика студенчества занимает значительно место в системе различных общественных наук. На трудовой стадии важнейшим институтом социализации является трудовой коллектив. Для стиля лидерства или группового принятия решений характеризует какие-то стороны трудового коллектива как института социализации. Но не все аспекты проблемы при этом освещаются: например причины отрыва личности от трудового коллектива, уход ее в группы антисоциального характера, кода на смену институту социализации приходит институт «десоциализации» в виде преступной группы, группы пьяниц. Таким же спорным, как и сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации является вопрос о ее институтах. Можно назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. При определении стадий социализации необходимо учитывать социально-экономические различия города и деревни, историко-культурные различия стран. Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. Какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации. Механизмы социализации: 1.усвоение через подражание; 2. идентификация (уподобление себя другому); 3. рефлексия (я осмысливаю – годится ли мне это или нет); 4. чувство вины и стыда.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал