Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы организации безналичных расчетов. Порядок открытия (текущего) счета в банке. Организация межбанковских расчетов. Формы безналичных расчетов.
Безналичные расчёты - это расчёты, осуществляемые между физ. и юр. лицами без применения наличных денег путём перевода средств через банк с расчётного (текущего) счёта плательщика на счёт их получателя. Безналичные расчеты нашли широкое применение в развитии банковской системы. Принципы организации безналичных расчетов: 1. Все предприятия и организации обязаны хранить свои средства на счетах в банках. В кассах предприятий разрешается оставлять суммы наличных денег в пределах установленных норм. 2. Подавляющая часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк. 3. Требование платежа должно выставляться либо перед отгрузкой товаров, либо вслед за ней, чтобы не допускалась задержка платежей. 4. Платежи производятся со счетов клиентов в банке лишь с их согласия. 5. Установлено несколько форм расчетов и видов платежей, которые предприятия могут выбирать по своему усмотрению. Безналичные расчеты способствуют уменьшению издержек обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку, и т. д. Основа безналичных расчетов - межбанковские расчеты Расчетный счет-откр коммерческим орг всех орг прав форм, исп-ся для зачисления выручки, осущ расчетов. Тек счет-откр неком орг К этим счетам банк ведет две картотеки №1 не связана с фин пол №2помещ документы с истек сроком оплаты Необход документы: 1 Заявл об откр 2док о гос рег 3 копия учер дог 4 коп устава 5 док подтвер полном руковод и гл бухг 6 нотар завер карточка с обр подписей 7 спр из нал орг, ПФР, ФСС, ОМС Организация межбанковских расчетов. Формы безналичных расчетов. В наст время в РФ исп след системы межб расчетов 1)плат совер ч/з расчет сеть БР 2) платежи совер ч/з прямые корр сч 3)плат совер ч/з внутрибанков сист расчетов 4)межбанковский клиринг-ч/з единый расчет центр Формы безналичных расчетов. Согласно этому следующих инструментов: Платёжных поручений - это расчётный документ, содержащий поручение плательщика банку о перечислении с его счёта определённой суммы на счёт получателя. Расчёты чеками. При расчётах чеками владелец счёта (чекодатель) даёт письменное распоряжение плательщику (банку, выдавшему расчётные чеки) уплатить определённую сумму, указанную в чеке получателю средств (чекодержателю). Расчёты аккредитивами. Аккредитив - это поручение банка покупателя банку поставщика производить оплату счетов этого поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении. Покупателю открываются следующие виды аккредитивов: 1. - покрытые (депонированные) - это аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент, открывший аккредитив, перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика на отдельный счёт на весь срок действия обязательств по аккредитивам. 2. - непокрытый (гарантированный) аккредитив может применяться, если 2 банка, обслуживающих рассчитывающихся клиентов имею корсчета друг у друга. Каждый аккредитив должен указывать, является ли он отзывным или безотзывным. Преимущество такой формы расчётов - отсутствие задержки оплаты продукции и услуг, деньги заранее приготовлены и получатель средств уверен, что сразу, даже в день отгрузки, может получить полагающиеся ему деньги. Расчёты платежными требованиями-поручениями. Платёжное требование-поручение - это расчётный документ, содержащий требование получателя средств плательщику об уплате определённой суммы через банк. Оба бланка заполняются поставщиком. Платёжное требование - от его имени, а платёжное поручение - от имени плательщика. Расчёты платежными требованиями. Платежные требования широко применяются при акцептной форме расчетов, когда платежи совершаются не сразу после отгрузки товара и выписки товарных документов. Отгрузив товар, поставщик выписывает в соответствующем количестве экземпляров платежные требования и сдает их на инкассо. Банк, принимая документы на инкассо, берет на себя обязательство вовремя переслать их в учреждение банка, обслуживающее покупателя, взыскать там с него средства и перечислить на расчетный счет поставщика. Расчеты в форме пластиковых карточек. По экономическому содержанию различают дебетовые и кредитовые карточки. Кредитовые карточки связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупках товаров и при получении кассовых ссуд. Дебетовые карточки предназначены для получения наличных в банковских автоматах или покупки товаров с использованием электронных терминалов. Деньги при этом списываются со счета владельца карточки в банке. Аккредитив — это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов. Аккредитивная форма расчетов используется только в иногороднем обороте. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка. При данной форме расчетов плательщик депонирует на отдельном специальном счете определенную сумму денег, эта сумма денег не может быть использована на другие цели. После получения банком коммерческих документов (товароотгрузочные накладные, акты о выполненных работах, оказанных услугах и др.) банк переводит средства на счет бенефициара. При этом аккредитив бывает: 1) Покрытый аккредитив – сумма его при открытии списывается с текущего счета плательщика и бронируется на отдельном счете («Расчеты аккредитивами»). Он выгоден для бенефициара, т.к. гарантирует получение денежных средств, в то же время невыгоден для плательщика, т.к. из его оборота изымаются денежные средства. 2) Непокрытый или гарантированный аккредитив. При этом средства плательщика предварительно не бронируются. Платежи осуществляются с его текущего счета под гарантию банка, что в случае отсутствия средств банк предоставит ссуду для осуществления платежей по аккредитиву. Он удобен и выгоден для плательщика. 3) Безотзывной – не может быть изменен без согласования с бенефициаром. 4) Отзывной – может быть изменен или аннулирован без согласования с бенефициаром. Этот аккредитив не выгоден для бенефициара, т.к. не исключает риск неплатежа.
|