Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жалайыр. Акбиюм Андас Арыктыным Байчигир Балгалы Кальпе Кайшылы Карашапал Кушук Мырза Оракты Сиырши Сыпатай






Акбиюм Андас Арыктыным Байчигир Балгалы Кальпе Кайшылы Карашапал Кушук Мырза Оракты Сиырши Сыпатай

Уран «Бахтияр», «Бө рібай», «Қ абылан», тамга (тарақ)

Джалаиры - одно из крупнейших и значительных племен Старшего жуза. Этноним племени восходит к племенному союзу джалаит, обитавшему на реке Онон в ХII веке в составе монголоязычных племён: джаит, кункаут, куркын, нилкит, тукраут, тулакат – около 70 тыс. семей. В начале ХIII в. Джалаиты добровольно вошли в государство Чингисхана и приняли активное участие в монгольских завоеваниях, упомянутых Рашид ад-Дином (ХIV в.). В середине ХIII в. джалаиры обосновались в Семиречье (Чагатайский улус), откуда в 1266 г. часть их переселилась в бассейн реки Ангрен и в район города Ходжент. Потомки монголов-джалаитов, смешавшись с местными тюркскими племенами, в дальнейшем вошли в состав казахов (Семиречье) и узбеков (Узбекистан), сохранив слегка видоизменённый этноним. Небольшая группа джалаиров, приняв участие в походе Хулагу-хана на Иран, осела в Западном Иране, где их потомки создали государство Джелаиридов (1336–1441 г.г.) с центром в городе Тебризе. Отдельные родовые подразделения джалаиров вошли в состав киргизов (род мангытай), каракалпаков (балгалы, кайшилы) и ногайцев.

Джалаиры компактно проживали в районе между реками Или и Каратал (Балхашский и другие районы Алматинской области). Первые данные о племени джалаир в русских источниках, относятся к началу ХIХ в. В этих материалах указывается, что род джалаир «разделяется» на 12 «волостей» (он екі ата жалайыр). Согласно сельскохозяйственной переписи Семиреченского края 1910-1913 г.г. джалаиров насчитывалось 101 тыс. человек. * По материалам книги Востров В.В., Муканов М.С. «Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX – начало XX в.в.)», Издательство «Наука» Казахской ССР, Алма-Ата, 1968, 256 с.; www.art-kaz.kz/auxpage_dzhalair

Канлы

Кара-канлы Кзыл-канлы Капсан-канлы Сары-канлы

Уран «Бә йтерек», «Айрылмас», тамга (кө сеу)

Канглы — одно из древнейших племен Старшего жуза. Этноним канглы восходит к топониму Канг, местности в среднем и нижнем течении Сыр-Дарьи, где в 125 г. до н. э. - 270 г. н.э. существовало государство Кангюй (в китайской транскрипции), население которого по культуре и языку было близким к саком и хорезмийцам. В VI в. Кангюй был завоеван тюрками. В 712 г. здесь упоминаются кенгересы (вариант – кангары, «мужи канга»), ставшие ядром печенегов. В IX в. Кангюй захватывают огузы, в XI в. - кыпчаки, с которыми оставшаяся часть кангар смешавшись, образует народность канглы (так арабский историк XIV в. Ибн-Халдун в составе кыпчаков отмечает племя кангароглы). В начале XIII в. канглы играют важную политическую роль при дворе хорезмшахов. После разгрома Хорезма монголами, часть канглы ушла на запад, часть вошла в состав многоплеменного населения улуса Джучи (о племени канглы в Золотой Орде упоминается у Плано Карнини и в «Истории Фахррредина Мубаракшаха» XIII века). Известный восточный хронист Рашид-ад-Дин сообщая нам о канглы, приводит интересную легенду о происхождении этого названия от слова телега (канг), производством которых славились мастера этого племени. Об этом позже пишет и Абулгази в своей «Родословной Туркмен».

Начиная с первой четверти XVIII племя канглы начинает фигурировать в русских письменных источниках. М. Тевкелев в своих списках казахских важнейших родов называет их канглы-уйсун, где уйсун — собирательное обозначение племен всего Старшего жуза. Согласно документов колониальной администрации канглы (сары-канлы, кара-канлы, кызыл-канлы, бадрак-канлы, капсан-канлы, шанышклы и др.) на рубеже XIX-XX в. проживали двумя компактными группами: в долине р. Или, на Алтын-Эмельской возвышенности, в верховьях р. Сыр-Дарьи и в Ташкентской области. По данным сельскохозяйственной переписи 1897 г. канглы и шанышклы насчитывалось 78 тыс. человек, из них около 20 тыс. чел. приходилось на илийские и сыр-дарьинские группы.

О древности племени канглы красноречиво свидетельствуют и дошедшие до наших дней устные родословные – шежре, бережно передаваемые из поколения в поколение. Одна из таких родословных впервые была записана Ч.Ч. Валихановым, согласно которой родоначальником канглы был Когам, сын Тобея (Тобе-бия – легендарного предка всего Старшего жуза). По родословной Н. А. Аристова, записанной в конце XIX в. со слов знаменитого бия Старшего жуза Дикамбая-батыра – Канглы был сыном Майкы, т.е. брата Когама. Но это принципиально не важно, ибо в том или ином случаи канглы по старшинству стоят рядом с уйсунами, что подтверждают слова древней китайской хроники Цянь-ханшу: «Или – древняя страна усуней, и страна эта на севере и западе примыкает к канцзюй (кангюй)».

Племя канглы вошло и в состав целого ряда других племен и народов (ногайцев, узбеков, киргизов, каракалпаков, башкир), сохранив свое этническое наименование. * По материалам книги Востров В.В., Муканов М.С. «Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX – начало XX в.в.)», Издательство «Наука» Казахской ССР, Алма-Ата, 1968, 256 с; https://www.art-kaz.kz/auxpage_kangly



Ошакты

Аталык Байлы Коныр Тасжурек

Уран «Бахтияр», тамга (тұ мар таң басы)

Ошакты – один из значительных родов Старшего жуза. Первые сведения об ошакты даются в хронике Масуди «Тарих и Абулхаирхани», относящейся к ХV в. О древности племени ошакты убедительно свидетельствуют народные генеалогические предания, впервые обработанные замечательным исследователем казахской старины М.Тынышпаевым. Согласно этих данных родоначальник племени – Ошакты являлся сыном Абака, внуком легендарного Майкы-бия и правнуком Уйсуна, от которого ведут начало все основные племена Старшего жуза. Отсюда следует, что предки ошакты входили на равных правах в уйсунский племенной союз III в. до н.э., сыгравший огромную роль в этногенезе не только казахского, но многих других народов Центральной Азии.

Согласно родословных племя ошакты делится на 4 основных подразделения: байлы, коныр, аталык, тасжурек, которые в свою очередь подразделяются на рода:

Байлы (или Байназар): Сү зік (Созақ), Байсары, Қ асқ а, Қ абыл.

Қ оң ыр (Қ ойназар): Шуылдақ, Алданар, Жамантымақ, Тү лкіші.

Аталық (Бекназар): Орақ (Тортауыл, Қ арсақ), Жалмә мбет (Берді, Сү гір, Тө бет, Тас).

Тасжү рек (Ақ назар): Қ осан, Солақ ай, Сейіт, Тоқ тыауыл, Қ араман, Келмембет, Бө лек, Тас, Тілеу, Кайкы, Таз, Кенже.

Из этого рода произошел знаменитый батыр Саурық, герой битвы с калмыками при Буланты в 1725 года.

По архивным источникам дореволюционного времени племя ошакты проживало в основном в Аулиеатинском, Чимкентском и Ташкентском уездах и насчитывалось 2000 семейств. По подсчёту М. Тынышпаева их численность в 1917 г. достигала 70 тыс. чел. * По материалам книги Востров В.В., Муканов М.С. «Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX – начало XX в.в.)», Издательство «Наука» Казахской ССР, Алма-Ата, 1968, 256 с; www.art-kaz.kz/auxpage_oshakty



Суан

Байтюгей Токарстан

Уран «Байсуан», тамга

Суаны — одно из крупных и значительных племён Старшего жуза, родственного по происхождению дулатам и албанам. По древней родословной легенде, впервые записанной Ч. Валихановым, у Байдебека от третьей жены был сын Джорыкчак, у которого имелось три сына - Дулат, Албан и Суан. О племени суван (суан) сообщает нам Рашид-ад-Дин, как об одном из десяти монгольских племен. Ч. Валиханов считает, что они, как и дулаты монгольского происхождения. Однако, по данным современной науки, корни суанов тюркские и они относятся к исконным жителям Семиречья. В V-VI в.в. суаны вместе с албанами входили в союз племён дулу (дулатов) как родственные ему.

На рубеже ХIХ-XX в.в. общая численность суанов насчитывалась по Н. Аристову – 4000 семейств, по данным М. Тынышпаева – около 40 тыс. человек. Проживали они в основном на территории Верненского и Джаркентского уездов Семиреченской области, а также в приграничных районах Китая.

Основные родовые подразделения племени суан: Тоқ арыстан, Байтө гей, Бағ ыс, Жесегір. * По материалам книги Востров В.В., Муканов М.С. «Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX – начало XX в.в.)», Издательство «Наука» Казахской ССР, Алма-Ата, 1968, 256 с; www.art-kaz.kz/auxpage_suan




Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал