Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Значение слова «Монгол».






Я выше подчеркивал определение о названии и самоназваний народов. Название будем говорить так, как называли другие, а самоназвание – как называли себя какой- нибудь этнос. Например казахов называли – Кайсаками, Киргизами, Киргиз- Кайсаками и представителями Большой, Средней, Младшей Орды. А самоназвание казахов всегда было: Казах, Алаш, Уш Жуз. Как видно из этого, название и самоназвание имеет огромное значение. Казахская интеллегенция во главе с Алиханом Букейхановым даже 1920 году, когда созывали Всеобщий Съезд в Оренбурге вынуждены были называть этот съезд - Всеобщим Съездом Киргизов. Казахов названных по банальной причине в 18- веке Российской Империей Киргизами в свое время не могли исправить выдающиеся ученые Левшин и Валиханов, только после этого съезда берет справедливое начало самоназвания - Алаш и Казах.

Слово «Монгол» тоже трактуется разными учеными, авторами по разному, есть мнения: «социально- политический статус»; «политический союз племен и народов»; «мын кол» - от тюркского тысяча рук или тысяча войск; «мын кул» - тысяча рабов;

В последнее время ссылаясь на непонимание современных монголов этого слова, многие Казахские авторы возводят его начало тюркскому языку и объясняют, как значение «Мә ң гі Ел» - вечный народ. Видимо, это название нравится многим, этим, наверное, объясняется открытие арки в Астане, в честь 20- ти летия Независимости Республики Казахстан. В этом конечно, ничего страшного нету, ибо по свидетельству очевидцев тех времен и поздних ученых (Джувайни, Рашид ад- Дин, Марко Поло, академик В. П. Васильев, английский ученый Гарольд Лэмб, академик В. В. Бартольд и др.) это название было настолько ярким, что все племена, входящие в политико-социальный союз стали себя называть монголами. Т.е. это слово стало самоназванием тех народов.

Но истина дороже! Я представляю эту картину следующим образом: после того как, на знаменитом курултае, Кокочу назвал Темуджина Чингисханом, Чингисхан встал, произошла соответствующая инаугурация – по древнему обычаю, поднятие на белой кошме избранного хана. Волнующий, трепетный момент. Все дают клятву на верность, с соответствующей церемонией. И своим избирателям обращается Чингисхан! После пламенной речи он называет свой, объединенный, новый народ – «Кеке Манг Ол». Вырывается у всех гордый, счастливый, одобряющий возглас!

Спрашивается, почему все подхватили, гордились этим словом и что за название народа. Выше приведенных примеров значение слова «Монгол» полностью не раскрывается, потому, что авторы забывают ещё одну великую силу Чингисхана – простоту и искренность! Обратим внимание на контингент делегатов Курултая, это были строгие люди, почитающие только законы отцов. Принадлежность некоторых к христианству было только условное, косметическое, воздерживались канонов религий в основном верхушка вождей и некоторые фанаты, а основная масса придерживалась, и любили Вечное Небо Тенгри! Чингисхан будучи особо умным человеком никак не мог называть эту публику Вечным Народом, ибо эта было- бы святотатство в отношении к Тенгри Отцу, также он отлично знал историю прошлых народов и не мог сказать, что есть вечные народы.

В его личных наставлениях «Билик», есть такие слова, которые мог сказать только утонченный философ:

- Что человек?

Век тела очень краток,

Но имя незапятнанное – вечно.

Нет лучше друга нам,

Чем светлый ум,

Нет злей врага,

Чем неразумный гнев!

А что касается утверждений тысячи рук, тысячи войск и самоназвание тысячи рабов не вызывает авторитета.

Чингисхан строго почитал обычаи предков, поэтому следует толковать его название народа «Кеке Манг Ол», вот таким образом, т.е. на современном казахском языке это звучало- бы так: «Мә ң гі Кө ктің Ұ лдары», буквально «Сыновья Вечного Неба – Тенгри»! (Кеке – Кө к, два значения; цвет и Небо; Манг – Мә ң гі, вечный; Ол – сынь;) Народ, люди не могут быть вечными, они исчезают, возрождаются, а Тенгри вечен! Вот поэтому это название понравилось всем и стало самоназванием народов.

Отсюда наверное выходит определение понятий Монголо- Татарское нашествие, т.е. эти слова стали синонимами. А привели его с собой войска Чингисхана. Если Мукулай называл себя скромно «татарским человеком», то особенно простые люди и мелкие полководцы наверняка не отличались такой скромностью перед побежденными людьми, а называли себя гордо «Монголами», сыновьями Вечного Неба с приставкой своего рода и племени, примерно «Я Татар Кеке Монгол- Найман, я Татар Кеке Монгол- Кият и т.д.». А может, идеологи войны специально это особо подчеркивали, о превосходстве, избранности своих народов, ведь информационно- психологическая война – половина всех успехов. Недаром перед Чингисхановских войск летела весть о том, что монголы непобедимые, бесстрашные, беспощадные, для них нет преград, а кто не сопротивляется, тем будет оказано великодушие!

Читая трудов великого Чокана и Абая о происхождений Казахов, где они утверждает казахов, как сложившихся нацией в результате смешивания монгольских и казахских родов я раньше удивлялся, даже думал, может, ошиблись просветители. Нет, оказывается, не ошиблись Великие мыслители, а были правы, действительно казахи как народ образовался в результате сложных объединений пришедшими племенами с Востока (аргын, найман, керей, жалайыр и т.д) и оставшимися (кипчаки, некоторых уйсунов и т.д.) «здесь» своими родственными племенами в результате распада ещё Тюрксих Каганатов на Восточное и Западное крыло. А объединил этих родственников Чингисхан, за что мы потомки должны быть ему благодарны.

Несколько слов о возникновении современной Монголии. Младшему сыну Чингисхана Тулую (1193- 1243) достался улус на территории современной Монголии, и он был «отчегином» коренного йурта. Любой уважающий себя казах знает, что такое, «отчегин» - (от, отау иесі или егесі, Қ ара шаң ырақ), т.е. хранитель очага, дело в том, что отчий дом доставался младшему сыну.

Война это не только кровавые битвы, а целый комплекс военно- промышленно- тыловых мероприятий. Когда войска Чингисхана уходили на фронты, на территории современной Монголии было организовано крупное тыловое обеспечение, хозяйство, как в коренном йурте. Сюда были стянуты менее пригодные, более мирные народности из окраин. Они занимались всеми хозяйственными делами, тыловой работой. Казахи таких людей называют общим названием - туленгут. Из их среды тоже выделялись воинственные люди и они отправлялись на передовые, но все- же на тыловых работах оставались много людей. Из этих народностей и сложились народы современной Монголии, которые долгие века попадали под влияние буддизма, восточных религии и Китая, потом их называли монголами, в дальнейшем это стало самоназванием.

Но современные монголы должны быть в двойне благодарны Чингисхану, благодаря которому маленькую Монголию знает весь мир. Есть в всемирной классификации не Тюркская, не Японская и не Китайская, а Монголоидная Раса, к которой включены почти все народы Азии, Австралии, Зеландии, вообще Океании и обеих Америк …


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал