Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уры Жанабай. Байтемiр-Боздак-Болтай-Итiбай-Атеке-Сугiр-Амiре-Молдаш






О происхождении казахских родов сары-уйсун, дулат, албан, суан, ысты, шапрашты, ошакты, сргелы Автор: Ж.М. Сабитов

Абстракт

В данной статье рассматривается вопрос происхождения казахских родов Старшего Жуза: сары-уйсун, дулат, албан, суан, ысты, шапрашты, ошакты, сргелы с точки зрения популяционной генетики, истории и данных казахских устных генеалогий (шежире).

Казахский этнос структурно состоит из трех Жузов. В состав Младшего Жуза входят три больших объединения: алимулы, байулы и жетиру. В состав Среднего Жуза входят такие рода, как аргын, кипшак, керей, найман, уак, конырат. В состав Старшего Жуза входят такие рода, как сары-уйсун, дулат, албан, суан, ысты, шапрашты, ошакты, шанышкылы, сргелы, канлы, жалаир.

Согласно данным шежире (устные генеалогические предания казахов), рода Старшего Жуза происходит от Майкы-бия, которого отождествляют с известным из письменным источников Байку, военачальником Джучи и Бату. Большинство историков скептически относятся к данным шежире. Данные популяционной генетики позволяют разделить мифологические и реально существовавшие части шежире. Проверке данных шежире Старшего Жуза посвящена данная статья.

В казахстанской исторической науке утвердился ряд положений, которые принимаются и разделяются большинством исследователей. Так, согласно данным положениям, некоторые казахские рода, принадлежащие к одной группе (например, байулы и алимулы) имели разное происхождение. На основе ДНК-данных [2] уже было установлено, что подроды, входящие в байулы и алимулы, имеют одного мужского предка, жившего относительно недавно. Основываясь на том, что эти два рода известны, как алшины, была высказана идея, что байулы и алимулы - это две ветви алшинов, которые также известны как алчи-татары у Рашид ад-Дина. Однако ряд положений, в частности вопрос о происхождении некоторых родов Старшего Жуза, остаются неисследованными. Ниже мы предлагаем свое видение происхождения следующих родов: сары-уйсун, дулат, албан, суан, ысты, шапырашты, ошакты.

Сары-уйсунов часть исследователей производит от племени усунь, но с данной точкой зрения не соглашаются Н.Э. Масанов [6, 120] и Б.Б. Ирмуханов [4, 120]. Как мы знаем, в средневековье племена Старшего Жуза собирательно назывались уйсун [6, 96]. Согласно устоявшейся точке зрения казахский род дулат происходит от могулистанского рода дуглат [11, 85]. Эту точку зрения поддержал и Н.Э. Масанов [6, 104]. Происхождение других казахских родов Старшего Жуза, упомянутых в заголовке, не известно. Первым источником о родоплеменном составе Старшего Жуза были работы М. Тевкелева (1748). По его данным в состав Старшего Жуза входили следующие рода (орфография М. Тевкелева):

1. Ботбой оуйсюн (ботбай, подрод дулатов);

2. Черм оуйсюн (шымыр, подрод дулатов);

3. Джанес оуйсюн (жаныс, подрод дулатов);

4. Сикам оуйсюн (сийкым, подрод дулатов);

5. Адбансуван оуйсюн (албан и суан);

6. Сары оуйсюн (сары уйсун);

7. Слы оуйсюн (возможно ысты или сыргелы);

8. Чанечклы оуйсюн (шанышкылы);

9. Канлы оуйсюн (канлы);

10. Чалаер (джалаир) [6, 99].

Согласно Описанию родов Большой Орды1 (1825 г.): «киргизы (казахи) Большой Орды все вообще именуются юсунцами. Они делятся на пять родов, которые называются следующими именами: 1. Дулат, 2. Албан, 3. Джалаир, 4. Чашрашты, 5. Суан» [6, 100].

Таким образом, отметим, что большинство исследователей называет Старший Жуз, как уйсун, что напоминает историю названия для Младшего Жуза (алшин). Подтверждённые данные шежире о единстве происхождения алшинов (байулы и алимулы), говорят, что шежире является источником, достойным доверия. Обратившись к шежире и легендам о происхождении родов Старшего Жуза, мы можем обнаружить следующие версии:

1. Ш.Ш. Валиханов: У Тобея был сын Уйсун, у которого было 4 сына: Коелдер, Мекрен, Майки, Когам. От Коелдера происходит Катаган, от Мекрена - Джалаир, от Когама - Канлы, от Майки - Абак. От Абака происходят: Ысты, Байдибек, Шапрашты, Ошакты. Сыновьями Байдибека были Сары Уйсун и Джаршак, от которого происходили Дулат, Албан и Суван [6, 100].

2. Г.Н. Потанин: у Уйсуна было два сына - Абак и Тарак. От Тарака происходили жалаиры, от Абака - Дулат, Албан, Суан (по другим сведениям добавляли Сары Уйсуна), от Токал (второй жены) - Шапырашты, Ошакты, Ысты, Сыргелы, а Канлы и Шанышкылы являются пришельцами (кирме) [6, 101]. 1 Большая Орда – другое название Старшего Жуза.

3. Согласно шежире научно-исследовательского центра Алаш, сыновьями Тобея были: Майкы, Когам, Койылдар, Мекрейл. Сыновьями Майкы были: Бактияр, Канлы, Кырыкжуз, Мынжуз. Сыновьями Бактияра были Уйсун и Сргелы, сыновья Уйсуна - Аксакал (Абак), Жансакал (Тарак). Сыном Тарака был Жалайыр, сыном Аксакала был Караша-би. Сыновьями Караша-бия были Байдибек и Байдолла. Сыном Байдуллы был Шакшам. Сыновьями Байдибека были Сары Уйсун, Жал-мамбет, Жарыкшак. Сыновьями Жалмамбета были Шапырашты, Ысты, Ошакты, сыновьями Жарыкшака - Албан, Суан, Дулат [5, 272].

4. Согласно шежире З. Садибекова: у Майкы был сын Бахтияр, у него было два сына - Ойсыл и Уйсил. У Ойсыла было три сына: Жалмамбет (отец Ошакты), Жарымбет (отец Шапырашты), Жарас (отец Ысты). У Уйсила сын Абак (Аксакал), у которого сын Карашби. У него сыновья Байдибек и Байдуыл. У Байдуыла - сын Шакшам, у Байдибека - сын Сары Уйсун (от Байбише - старшей жены) и Жарыкшак (от Домалак ана). У Жарыкшака - сыновья Албан, Суан, Дулат [10, 40-41].

Здесь стоит упомянуть, что в шежире есть два уровня:

1. Мифический уровень, который связывает все рода и возводит их к единому мифическому первопредку.

2. Реальный уровень, который отражает реальное родство определенных родов. Это утверждение можно проиллюстрировать на примере происхождения всех казахов от одного предка: безусловно, это мифический уровень. На уровне алшин - Младшего Жуза стоит отметить, что, по шежире, весь Младший Жуз восходит к одному первопредку. Ранее было доказано, что две части Младшего Жуза (байулы и алимулы) имеют реальное родство по мужской линии, в то время как жетиру, скорее всего, на основе исторических данных, является союзом семи мелких родов Среднего Жуза, присоединенных к Младшему Жузу и не имеющего единого происхождения. В случае со Старшим Жузом, вполне возможно, мы имеем схожие механизмы. В данном случае данные популяционной генетики позволяют проверить реальность или мифологичность шежире, путем тестирования представителей разных подродов, восходящих, по данным шежире, к одному первопредку. Здесь нужно учесть, что есть вероятность совпадения, когда два разных рода могут иметь один или близкий модальный га-плотип, но в случае реального генетического родства большого количества родов, имеющих по шежире единого предка, гипотеза о том, что шежире достоверно, обретает дополнительные аргументы. Так же стоит отметить, что, кроме репрезентативной выборки, требуются и большее количество маркеров, чтобы попытаться по STR-маркерам выделить определенные кластеры внутри определенных родов. Приведя выше исторические и генеалогические данные, ниже мы приведем данные по распределению гаплогрупп среди представителей родов Старшего Жуза:

Ранее мы считали, что гаплогруппа С3-starcluster не является гаплогруппой монголов-нирун [7, 8, 32]. Сейчас же мы склоняемся к точке зрения, что гаплогруппа С3-starcluster отражает генетический вклад мон-голов-нирун, потомков Бодончара (предка мангытов, бесутов, барынов, барласов, сиджиутов, дуглатов, киятов и т.д.) и его братьев (предков катаган и сальджиутов) в этногенез народов Евразии.

Для начала уточним позицию по тем родам, которые, по нашему мнению, не имеют единого происхождения с другими родами Старшего Жуза. Канлы и жалаир были известны и до Майкыбия, так что, скорее всего, их родство в рамках единого шежире имеет мифологический характер. Тем более с учетом того, что к жалаирам в середине 18 века присоединились каракалпакские жалаиры, которые, по нашему предположению, образовали группу сырманак внутри казахских жалаиров, в то время как изначально казахские жалаиры образовали группы шуманак. Племя канлы восходит к домонгольскому племени канглы, таким образом, оно не может происходить от Майкы-бия. Вопрос с шанышкылы является очень запутанным. На основе сведений Г.Н. Потанина мы считаем, что они являлись кирме (присоединившимися к Старшему Жузу). По данным Ш. Валиханова и М. Тынышпаева шанышкылы являются остатками большого рода катаган, который ранее преобладал среди казахов, но со второй четверти 17 века был разбит и рассеян Есим-ханом [6, 132]. Как известно, племена катаган и сальджиут происходят от братьев Бодончара. Бодончар же являлся предком для большинства монгольских родов, таких как барын, барлас, мангыт, дуглат, дурбан, сиджиут, бесут, кият и т.д. Вполне возможно, что старкластер был связан не столько с Чингиз-ханом, сколько с монголами-нирун («собственно монголами»), потомками трех братьев, сыновей Алангоа. Если учесть, что первые два племени (катаган и сальджиут) отделились от других монгольских родов раньше, то вполне реально можно предположить, что у них есть свои STR-маркеры, которые отличают их от других родов.

На основе предыдущих публикаций [2] и данных открытого Казахстанского ДНК-проекта [12] среди оставшихся родов Старше-го Жуза можно отметить следующие гапло-группы (запись тестированного по следующим показателям: кит в ФТДНА, род, племя, клан):

1. 120951 – Дулат-Жаныс-Капал – С3-starcluster (67 маркеров);

2. 211722 – Дулат-Жаныс-Жанту-Отемис - С3-starcluster (37 маркеров);

3. 168413 – Дулат-Жаныс – J2;

4. 166910 – Дулат-Сийкым-Аккойлы - С3-starcluster (12 маркеров);

5. 172372 – Дулат-Сийкым-Тогатай-Бескаска - С3-starcluster (37 маркеров);

6. 168411 – Дулат-Шымыр-Шинкожа-Шокай – С3d;

7. 202352 – Шапырашты-Екей-Тегенбай - С3-starcluster (12 маркеров);

8. №9 [3] – Ошакты-Тасжурек-Токтау - С3-starcluster (17 маркеров);

9. 171594 – Ысты-Тилик-Таша-Бугал – N1c1;

10. 84784 – Ысты-Ойык-Жалмамбет-Жолым – С3 (кластер не идентифицирован) (12 мар-керов);

11. 185569 – Албан-Котан - С3-starcluster (12 маркеров);

12. 182516 – Албан - С3-starcluster (12 маркеров);

13. 173016 – Албан-Айт-Балта-Суйндык – R1a1;

14. 185654 – Албан-Кызылборик-Жолболды – R1a1;

15. 207435 – Шанышкылы-Балык-Сурым - С3-starcluster (37 маркеров);

16. 181171 – Шанышкылы-Санырау-Каратукым - С3-starcluster (12 аркеров);

17. 182498 – Шанышкылы-Корпык-Араншы - С3-starcluster (12 маркеров).

К сожалению, представители родов суан, сргелы, сары-уйсун не тестировались, но, исходя из принципа того, что их шежире отра-жало реальное родство, мы можем предположить, что представители данных родов будут относиться к гаплогруппе С3-starcluster.

Кроме этого, стоит отметить и публикации популяционных генетиков, в которых исследовались представители тех районов, где проживали рода Старшего Жуза. Взятые в 1999 году в селении Актасты Райымбекского района Алматинской области пробы показывают, что большинство (37-40 из 49) протестированных, скорее всего (на основе характерных значений STR-маркеров), относятся к гаплогруппе С3-starcluster [8, 28]. С учетом того, что большинство проживающих там – это представители рода албан, то можно предположить, что С3-starcluster среди них преобладает. В Таразе из 181 человек, собранных Томасом Ротамелем, немногим менее половины образцов принадлежат к гаплогруппе С3-starcluster. Также на севере Джамбульской области были взяты пробы исследователей во главе с Е. Жолдыбалиной [13]. Среди взятых образцов можно заметить, что от трети до 40% образцов принадлежат к гаплогруппе С3-starcluster. Вполне возможно, что это образцы, собранные у части дулатов (ботбай), ысты и ошакты тараза и Джамбульской области.

Среди представителей вышеуказанных родов (211722, 172372, 120951) стоит отметить значение DYS 447, равное 25, в то время как у остальных обладателей старкластера данный маркер имеет значение 26 (у шанышкылы - 207435 DYS 447=26). Хотя все три гаплотипа относятся к представителям племени дулат (2 жаныса и 1 сийкым), можно предположить, что данное значение маркера характерно не только для дулатов, но и для всех казахских родов Старшего Жуза, происходящего от Байдибека.

Стоит также отметить, что, по некоторым преданиям, абак-кереи происходят от Абак-батыра из племени уйсун Старшего Жуза [9]. С учетом того, что они различаются на 17 маркерах от ашамайлы-кереев и принадлежат к гаплогруппе С3-starcluster [1], вопрос о том, к какому субкладу гаплогруппы С3-starcluster они относятся, требует дальнейшего исследования.

Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что почти все роды Старшего Жуза (исключая шанышкылы, жалаир и канлы), имеющие, согласно шежире, происхождение от Байдибека и имеющие гаплогруппу С3-starcluster, родственны и могут быть отнесены к уйсунской подгруппе внутри гапло-группы С3-starcluster. Дело будущего - поиск характерных значений STR-маркеров, отличающих их от других гаплотипов, относящихся к гаплогруппе С3-starcluster (вполне возможно, что это DYS 447=25). Здесь стоит отметить одно противоречие: согласно большинству данных исследователей, дулаты имеют другое происхождение, не от Байдибека, а из Моголистана. Таким образом, стоит также проверить, кому ближе гаплотипы дулатов: представителям родов шапырашты, ошакты, ысты, сргелы, сары-уйсун, албан и суан или же другим представителям гапло-группы С3-starcluster. Во втором случае можно будет утверждать, что дулаты - это потомки могулистанских доглатов. В первом случае Дулат окажется именем предка рода, тезкой могулистанским дуглатам.

Можно предположить, что среди казахов три группы казахских родов относятся к гап-логруппе С3-starcluster:

1. Связанные с племен уйсун и потомками Байдибека среди казахов: рода дулат, албан, суан, шапырашты, ошакты, ысты, сргелы, сары-уйсун – от Старшего Жуза и абак-кереи от Среднего Жуза. Скорее всего, их отличием от других кластеров данного субклада будет значение DYS 447, равное 25.

2. Связанные с родом шанышкылы, гипотетическими потомками катаганов.

3. Связанные с родом ашамайлы-керей (от Среднего Жуза?).

Безусловно, выдвинутые соображения еще нуждаются в верификации путем ДНК-тестирования представителей данных родов с учетом их шежире. Отвечая на поставленный в начале статьи вопрос, резюмируем, что мифологическими в шежире Старшего Жуза являются генеалогические связи жалаиров и канлы с Майкы-бием (эти рода были известны до него).

По нашему предположению, подкреплённому данными популяционной генетики, рода дулат (целесообразно сопоставить их гаплотипы с прочими), албан, шапрашты, ошакты являются потомками рода уйсун и имеют общего предка по мужской линии (предположительно это Байдибек, потомок Майкы-бия). К ним же, на основе шежире, можно отнести рода сары-уйсун, суан, сргелы. Для подтверждения этого необходимо дождаться результатов тестирования.

Вопрос связи шанышкылы, ысты, несмотря на принадлежность некоторых их гаплотипов С3-starcluster, с остальными родами Старшего Жуза, требует дальнейшего рассмотрения.

* * *

Хотелось бы выразить признательность Д.Адамову и А.Кирееву за просмотр черновой версии работы и замечания, высказанные автору.

Список публикаций

1. Abilev, Serikbai; Malyarchuk, Boris; Derenko, Miroslava; Wozniak, Marcin; Grzybowski, Tomasz; and Zakharov, Ilya (2012) " The Y-chromosome C3* star-cluster attri-buted to Genghis Khan's descendants is present at high frequency in the Kerey clan from Kazakhstan, " Human Biology: Vol. 84: Iss. 1, Article 12.

2. Turuspekov Y., Sabitov Zh., Daulet B., Sadykov M., Khali-dullin O. «The Kazakhstan DNA project hits first hundred Y-profiles for ethnic Kazakhs»// Russian Journal of Ge-netic Genealogy. 2011. 3. №1. P. 69-84.

3. Джансугурова Л.Б., Бекманов Б.О., Красоткин Е.В., Булентаева З.А., Мусралина Л.З., Курманов Б.К. «Ге-нетические исследования костных останков из некро-поля " Хан молласы"»//Арало-Каспийский регион в ис-тории и культуре Евразии: Материалы II Междуна-родной научной конференции, посвященной 20-летию независимости Республики Казахстан. – Алматы-Актобе, C. 357-361.

4. Ирмуханов Б.Б. «Усунь и Этногенез казахского наро-да». Алматы. 2006. 124 с.

5. Казак ру-тайпаларынын тарихы: Дулат. XI том. 2 кни-га. Алматы. 2008. 576 с.

6. Масанов Н.Э. «Кочевая Цивилизация Казахов: основы жизнедеятельности номадного общества». Алматы. 2011. 740 с.

7. Сабитов Ж.М. В поисках Чингиз-хана//Вестник Россий-ской Академии ДНК-генеалогии. 2009. Том 2 №4 стр. 593-638.

8. Сабитов Ж.М. Гаплогруппа С3 у казахов// Russian Jour-nal of Genetic Genealogy. (Русская версия) Том 1. №2. 2009. С.27-39.

9. Сабитов Ж.М. О происхождении кереев с точки зрения популяционной генетики // Russian Journal of Genetic Genealogy. (Русская версия) Том 3. №3 (2011) /Том 4. № 1 (2012). С.91-93.

10. Садибеков З. Қ азақ Шежіресі. Ташкент. 1994. 144 с. 11. Юдин В.П. «Центральная Азия в XIV-XVIII веках гла-зами востоковеда». Алматы. 2001. 384 с.

Несколько мыслей о происхождений слов «Чингисхан», «Монгол» и «Торе».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал