Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане: итоги и последствия






Экономика Казахстана в годы первой и второй пятилетки развивалась преимущественно в одном направлении - добыча сырья, республика быстро превращалась в сырьевой придаток страны.

Если индустрия является ведущим началом, то сельское хозяйство - базой развития индустрии, источником экспортных резервов.

Намерения были благими, когда на 15 съезде партии (1927 г.) была принята широкая программа перевода крестьянства на рельсы социализма именно на основе развития кооперации и концепции модернизация НЭПа применительно к задачам ускорения индустриализации.

Однако такого планового развития не получилось.

Согласно решениям 15 съезда ВКП(б), зерновые районы Казахстана были отнесены ко второй региональной группе, где коллективизацию необходимо было закончить весной 1932 года.

Тем не менее даже эти форсированные сроки воспринимались как некая планка, которую во что бы то ни стало нужно «перепрыгнуть».

В условиях патриархальных отношений и экстенсивного кочевого скотоводства коренное население было совершенно неподготовлено к ускоренному переходу к оседлости и форсированию на этой основе коллективизации.

Поэтому политика насильственного перехода скотоводов-кочевников к оседлому образу жизни нанесла казахскому хозяйству сильный удар.

Вопиющим извращением в практике коллективизации являлось и то, что в чисто скотоводческих районах создавались полеводческие колхозы. В некоторых аулах устанавливались абсурдные планы сдачи утильсырья, причем их сбор сопровождался разного рода издевательствами (например, каждый бедняк должен был по плану в течении пяти суток сдать несколько пудов костей, чтобы выполнить эти обязательства, забивали собак, верблюдов, овец). О темпах оседания кочевых хозяйств наглядно говорит следующая таблица.

Перегибы и ошибки, допущенные в ходе сплошной коллективизации, провоцировали откочевки не только в другие районы в пределах республики, но в граничащие с Казахстаном края и даже за пределы СССР. Люди оставляли насиженные места, привычные занятия, теряли скот, имущество и уходили неведомо куда.

Но, безусловно, самым страшным последствием сталинской авантюры стал голод с осени 1931 года по 1933 год. Имелись случаи вымирания целых селений. Общие потери казахского населения за 1930-1933 годы составили около 1, 7 млн. человек. Численность уйгуров сократилось почти в два раза, дунган на 25%, узбеков на 20, 5%, украинцев - на 3, 4%. Массовый характер приняла откочевка за пределы Казахстана. Около 1 млн. человек мигрировали в Узбекистан, Киргизию, Россию и безвозвратно откочевали за рубеж.

Упоминания о голоде были запрещены.

О народном бедствии - катастрофе массового голода писали С.Садвакасов, С.Ходжанов, Г.Мусрепов, М.Даулеткалиев, Е.Алтынбеков, К.Куанышев, Т.Рыскулов. Их призывы услышаны не были, сами они были подвергнуты репрессиям.

На карте Казахстана появились Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь особого режима), «Алжир (Акмолинский лагерь жен изменников Родины). Долгие годы в Карлаге томились соратник и друг Циолковского А.Чижевский, будущий селекционер - академик В.Пустовойт.

В наше время в республике было реабилитировано около 40 тыс. человек. Выяснено, что через Гулаг прошли сто одна тысяча казахстанцев, более 27 тыс. были расстреляны.

66. Конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» (16 декабря 1991г).

16 декабря 1991 г. вступил в силу Конституционный Закон " О государственной независимости Респ. К.", который стал новым этапом в политико-конституционном развитии республики и отразил такие основополагающие демократические принципы как право нации на самоопределение, приоритет прав и свобод личности, политическая стабильность, разделение властей, межнациональное согласие и др. «Переход от факта к праву» - именно так можно охарактеризовать декларацию. Мировое сообщество пополнилось новым государством. Респ. К. провозглашалась независимым демократическим государством, которое обладает верховным правом в отношении своей территории и национального богатства, самостоятельно определяет и проводит свою внешнюю и внутреннюю политику, строит взаимоотношения с другими государствами. С обретением независимости на республику налагается ответственность. Республике приходится рассчитывать только на свои силы с добавлением новых расходов (армия, внутренние войска).

В начале 90-х г. переход к демократии в республике начался в сложных условиях. Страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, инфляция, резкое снижение уровня жизни населения. Не было исторически сложившихся демократических традиций и опыта функционирования демократических институтов. В результате распада СССР почти повсеместно в постсоветских странах обострились межнациональные отношения. В начале 90-х г. основные изменения были направлены на демонтаж существовавшей политической системы.

В это время произошел полный демонтаж партийно-советской системы управления, ликвидирована политическая монополия одной партии, введена многопартийность. Существенно расширились права и свободы граждан. Именно тогда в стране произошло становление парламентско-президентской формы правления. Происходил процесс поиска модели политической системы К., учитывающей политические, экономические, социально-культурные, психологические, геополитические, элитные, национальные особенности страны. Изменения в политической системе общества были закреплены в принятой Конституции 1993 г. В этот период в стране был законодательно закреплен принцип разделения властей. Законодательные, исполнительные и судебные органы были определены как самостоятельные ветви государственной власти. Впервые были проведены альтернативные выборы в Верховный Совет страны, сформированы новые органы представительной власти на местах - маслихаты.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал