Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурная жизнь Казахстана в 1945-1991 гг.






На рубеже 1945-1991 гг развивалась культура. Хотя здесь имелись свои трудности. Слабой была материальная база, особенно в первые послевоенные годы. Но постепенно расширялась сеть библиотек, клубов, кинотеатров, музеев. В 1958 г. был построен городской Дом культуры, в котором работали многочисленные кружки художественной самодеятельности. В начале 60-х годов начал работать Народный университет культуры, городское общество «Знание». На левобережье Иртыша вырос индустриальный регион города и сложился большой жилой массив. Понтонные средства переправы и железнодорожный мост не справлялись с всё увеличивающимся током грузов и людей. Было принято решение о строительстве моста через Иртыш. В 1964 году коллектив мостопоезда на 2 года раньше срока закончил строительство автомобильно-пешеходного моста через Иртыш. С начала 60-х годов промышленные предприятия города стали крутиться и объединяться в отраслевые комбинаты, значительно повысилась техническая оснащенность предприятий.

70-е годы ознаменовались значительным шагом в индустриальном развитии города. Больше внимания стали уделять улучшению качества продукции. Дальнейшее развитие в городе получило капитальное строительство. В строй действующих вошли дополнительные мощности на заводах ''Казахкабель'', арматурном, опытно-механическом, кирпичном, КСЖБ №1, комбинате нерудных материалов, были сданы в эксплуатацию хлебозавод, новое здание перчаточно-трикотажной фабрики, а также речной вокзал, Дом Союзов и другие объекты. Автопарки города пополнились большегрузными автомобилями и новыми автобусами.

В 80-е годы Семипалатинск стал одним из крупнейших городов республики. Это важный административный экономический, научный и культурный центр Казахстана. В городе пять институтов. Окрепла учебно-материальная база вузов, появились спортивный, учебно-оздоровительные комплексы. В Семипалатинске того времени насчитывалось - 15 средних специальных учебных заведений: Жители города не только хорошо работали и учились, но и хорошо отдыхали - к их услугам 33 клуба, областная филармония, казахский музыкально - драматический театр им. Абая, русский драматический театр им. Ф.М. Достоевского, республиканский литературно - мемориальный музей Абая, литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского, историко-краеведческий музей, выставочный зал. Дом народного творчества.

В декабре 1985 года был открыт Музей изобразительных искусств. За годы сотрудничества музея с российским коллекционером Юлием Владимировичем Невзоровым, музей получил в дар его коллекцию, среди ее полотна картин И.Шишкина, К.Брюсова, А..Саврасова и других знаменитых художников. В 1991 году музею было присвоено имя семьи Невзоровых.

Одно из важных мест в культурном досуге горожан занимало кино. В городе кроме семи стационарных кинотеатров действовало 116 киноустановок в клубных учреждениях, учебных заведениях, на предприятиях. Исключительно большую просветительскую работу вели библиотеки. Их в Семипалатинске было 152 с книжным фондом около 4 млн. экземпляров.

56. Культурное строительство в Казахстане в 20 – 30-е гг. XX в

Одно из безусловных достижений советского режима - развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности. Уже в 1918 году принимаются “Декларация о единой трудовой школе” и “Положение о единой трудовой школе”, в которых провозглашались основные принципы советской образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление. Все школы делились на две ступени - первую, для детей 8-13лет и вторую, для детей 13-17 лет. Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских школ в советские. К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. - казахи. В 20-х - 30-х годах проводилась большая работа по методическому обеспечению школ. Тяжелый удар по системе образования нанес перевод казахского языка в 1929 году с арабской графики на латинскую. Начала развиваться система высших учебных заведений. В 1926 году в Ташкентском высшем педагогическом институте был образован казахский факультет. В 1928 году факультет был переведен в Алма-Ату и преобразован в Казахский государственный университет. Два года спустя он был переименован в Казахский педагогический институт, а в 1935 году получил имя Абая Кунанбаева. В 1929 году в Алма-Ате был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 - сельскохозяйственный. В 1934 году в столице состоялось открытие двух новых вузов - Горно-металлургического института и Казахского государственного университета им. С.Кирова. В 1931 году в Алма-Ате открывается первый в республике медицинский институт. Открываются педагогические и учительские институты в Уральске, Семипалатинске, Актюбинске, Петропавловске, Чимкенте и Кустанае. В 30-е годы начинает развиваться система заочного обучения. В начале XX века казахская литература была уже на достаточно высоком уровне. Огромной популярностью пользовались произведения классиков казахской литературы. - А. Байтурсынова, Ш. Кудайбердыулы, М. Жумабаева, Ж. Аймаутулы, придерживавшихся в своих произведениях общечеловеческих ценностей, принципов гуманизма. В то же время появляется плеяда молодых литераторов, представителей т.н. “пролетарской” литературы - С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров, С. Муканов, появляются первые работы М. Ауэзова, С. Муканова, Г. Мусрепова, М. Хакимжановой. В 1919 году в г. Верном был проведен слет акынов Семиреченской области. Сразу же после гражданской войны началась работа по сбору и систематизации творческого наследия народа. В 1921 году был образован Главный политико-просветительный комитет, музыкальный отдел которого записывал народную музыку, организовывал музыкальные коллективы и т.п. В 1925 году известный ученый-этнограф и музыкант А. Затаевич опубликовал труд “1000 песен казахского народа” - плод многолетней работы по сбору и систематизации музыкальных произведений казахов. В 1931 году он опубликовал “500 казахских песен и кюев”. 13 января 1934 года был открыт Казахский государственный музыкальный театр, первыми постановками которого стали “Айман-Шолпан” М. Ауэзова и “Шуга” Б. Майлина.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал