![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Руководство сюжетно-ролевыми играми.
В руководстве творческими сюжетно-ролевыми играми детей перед воспитателем стоят основные задачи: 1) развитие игры как деятельности; 2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей. Для решения этих задач важны: - постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений; - педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов. В дошкольной педагогике накоплен богатый опыт руководства детскими играми (Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, В.П. Залыгина, Н.Я. Михайленко и др.). Используемые воспитателями приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия (обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, внесение игрушек и создание игровой обстановки, обновления игровых материалов) и приемы прямого руководства (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.). В теории и практике также ставится вопрос об использовании комплексного метода руководства игровой деятельностью. Четыре компонента комплексного метода: — ознакомление детей с окружающим в активной деятельности; — обучение детей способам игрового воспроизведения действительности (игры-загадки, постановка проблемных вопросов, использование предметов-заменителей, игра с воображаемыми предметами); — организация предметно-игровой среды (оформление игровых эпизодов на съемных панелях, уменьшение количества игрушек, привлечение детей к приготовлению простых предметов для игры и т. д.); — активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе игры. Михайленко Н.М., Короткова Т. Выделяют три последовательных этапа развития и руководства сюжетно-ролевой игрой. 1 этап — обогащение игровых действий 2 этап — развитие ролевого поведения детей в игре 3 этап — обучение сюжетосложению в игре. В современных исследованиях вводится понятие «педагогическое взаимодействие», как вид поддержки, содействия сюжетно-ролевым играм детей. С этой целью предлагаются три направления работы: — помощь в организации взаимодействия детей в совместных играх; —обогащение событийной стороны содержания игры; —создание игровой среды. Игровая позиция воспитателя включает умения: коммуникативные (приемы общения), анализирующие (приемы наблюдения и диагностирования), творческие (креативные). Основные требования к организации игровой деятельности предполагают отсутствие авторитаризма, навязывания детям тематики игр, партнеров, предметов; принцип развития игровой динамики; поддержка игровой атмосферы; построение «игрового пространства» (С.Л. Новоселова) вместе с детьми; принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.
|