Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность обучения детей дошкольного возраста.
Основной категорией дидактики является обучение. Обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности по овладению системой знаний, умений, навыков, развитию творческих способностей, формированию основ мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов. Процесс обучения является составной частью целостного педагогического процесса в ДУ, наряду с процессами воспитания и развития детей. Процесс обучения имеет двусторонний характер: деятельность педагога (преподавание) и деятельность детей (учение). В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы. Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку. Деятельность педагога (преподавание) направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки), непосредственная организация детей, переключение их внимания на учебное задание, четкость объяснений, грамотное руководство деятельностью детей. Движущей силой процесса обучения являются противоречия. Ф ункции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая. Особенности процесса обучения дошкольников: • учебно-познавательная деятельность детей тесно связана с игрой; • обучение дошкольников осуществляется в разных формах; • в процессе обучения в дошкольном учреждении дети не изучают основы наук, а получают систематизированные представления об окружающем мире и получают навыки обучения; • обучение во всех формах и видах деятельности происходит при ведущей роли взрослого, который целенаправленно передает детям социальный опыт; • в дошкольном возрасте дети испытывают затруднения при отделении главного от второстепенного; • необходимость обеспечения непосредственного восприятия детьми изучаемых свойств предметов и явлений окружающего мира; • особенно важны при обучении дошкольников такие факторы, как интерес к обучению, одобрение и доброжелательность взрослых, высокая эмоциональная насыщенность процесса, положительный эмоциональный климат; • непроизвольность внимания, его неустойчивость, высокая эмоциональная восприимчивость дошкольников, небольшой объем памяти, быстрая утомляемость; • преобладание возбуждения над торможением указывает на необходимость построения кратких, четких инструкций к заданиям, использования преобладающего числа простых предложений. 3. Цель и задачи обучения детей в дошкольный период Целью обучения в дошкольный период является системная передача взрослыми и усвоение детьми элементов общественно-исторического (социального) опыта (система знаний о себе и окружающем; способы деятельности; опыт творческой деятельности детей на основе полученных знаний, умений и навыков; опыт эмоционально-ценностного отношения детей к окружающему миру, себе, другим людям). Основные общие задачи обучения дошкольников: 1. Формирование системных представлений ребенка о себе и окружающем. 2. Развитие общего кругозора детей. 3. Формирование общих и специальных умений и навыков, позволяющих ребенку включаться в разные виды деятельности (двигательную, художественно-эстетическую, познавательную, игровую, трудовую, конструктивную и др.). 4. Развитие познавательных процессов (ощущения, восприятие, мышление, память, внимание) и мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, сериация и др.). 5. Формирование способности дошкольников организовывать свою познавательную деятельность (готовить место для занятий, планировать последовательность действий, оценивать ход и результаты деятельности, работать совместно и индивидуально). 6. Формирование умения ребенка слушать, отвечать и задавать вопросы, действовать по инструкции, принимать и выполнять учебную задачу, сохранять произвольность в процессе обучения на занятиях. 7. Развитие любознательности и познавательных интересов детей. 8. Развитие способности творчески интерпретировать полученные знания, умения и навыки. 9. Воспитание положительного эмоционального отношения к учебно- познавательной, исследовательской деятельности, к овладению новыми знаниями и опытом, к конструктивному взаимодействию с педагогом в процессе обучения. 10. Формирование общей и специальной готовности детей к школьному обучению. Эти общие задачи конкретизируются в соответствии с возрастом детей, направленностью учебного материала, формой обучения, необходимостью его индивидуализации. 4. Принципы обучения дошкольников. Под принципами обучения (дидактическими принципами) подразумеваются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, обучения определении форм организации, методов и средств обучения. Заслуга разработки системы дидактических принципов как нормативной основы обучения принадлежит Я.А. Коменскому. Принципы, которые лежат в основе современной теории дошкольного обучения: Ø принцип воспитывающего обучения; Ø развивающего обучения; Ø научности; Ø наглядности; Ø систематичности и последовательности; Ø доступности; Ø принцип осознания процесса обучения.
|