Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Высшие и местные органы власти.
11 апреля 1927 г. VIII Всебелорусским съездом Советов была принята вторая Конституция Белорусской ССР. В ней закреплялись изменения в административно-территориальном делении республики, достижения белорусского народа в государственном, хозяйственном и культурном строительстве, отражался факт объединения БССР и других союзных республик в единое союзное государство — Советский Союз, определились суверенные права БССР в составе СССР. В Конституции говорилось: · БССР провозглашалась государством диктатуры пролетариата, в котором вся власть принадлежит Советам; · закреплялось вхождение БССР в СССР с правом свободного выхода; · определялись суверенные права БССР в составе Советского Союза: самостоятельно принимать свою Конституцию, вносить в неё изменения, создавать органы государственной власти; · подтверждался социалистический характер БССР и принадлежность земель, лесов, вод, промышленности и транспортной системы в государственной собственности; · признавались основные права личности и гражданина; · подтверждалось право свободно общаться на родном языке и возможности его преподавания в школах; · провозглашалось равенство белорусского, еврейского, польского и русского языков (у белорусского оставался приоритет в международных отношениях и в государственном делопроизводстве); · впервые закреплялись система местных органов власти, нормы избирательного права (права избирателей признавались лишь за " трудящимися"); · впервые в качестве столицы официально определён Минск. · были определены отношения между СССР и БССР, утверждена обязательная сила всех решений верховных органов СССР на территории Белоруссии. · двойное гражданство - БССР и СССР.
Система высших органов власти по Конституции 1927 г. в целом оставалась прежней. Правительственным органом общего руководства признавался СНК, состоявший из народных комиссариатов, он был ответственен перед Всебелорусским съездом Советов и ЦИКом БССР. В Конституции закреплялись конкретные «предметы ведения» верховных и центральных органов БССР. К числу верховных органов были отнесены Съезд Советов БССР и ЦИК. Очередные Съезды Советов БССР должны были созываться ЦИК один раз в год. Устанавливалось, что ЦИК ответственен перед Съездом Советов БССР. По Конституции Съезд Советов БССР хотя и получил определение верховного органа власти, однако не обладал верховенством по всем вопросам законотворчества. ЦИК БССР являлся законотворческим органом по широкому кругу вопросов. Центральные органы власти республики – Президиум ЦИК и Совет Народных Комиссаров – также наделялись существенной компетенцией в сфере законотворческой деятельности. Президиум ЦИК в период между сессиями ЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти БССР. СНК как центральный, постоянно действующий орган власти являлся законодательно-распорядительным органом БССР. Предусматривались следующие типы наркоматов(народные комиссариаты): · - союзные (по иностранным делам, по военным и морским делам, путей сообщения, почт и телеграфов; на заседаниях СНК БССР присутствовали их уполномоченные); · - союзно-республиканские (Высший Совет Народного Хозяйства, торговли, продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции); · - республиканские (земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, Центральное статистическое управление, Государственное политическое управление).
Местные органы гос. власти имели 3-х звенную систему: округ, города, сельские и городские районы и деревни. Все территориальные единицы формировали свои представительные органы в виде советов депутатов, которые избирали исполкомы. Исполкомы должны были приводить в жизнь решения вышестоящих органов советской власти и заниматься проблемами местного значения.
|