Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Единство с К СССР!
Особенности новой Конституции: • помимо глав есть четко названные разделы, что облегчает пользование ее текстом; • значительно большее количество статей (172 вместо 122); • в 1 раздел «Асновы грамадскага ляду i палiтыкi БССР» были включены о политической и экономической системе, омечалась направляющая роль КПСС в жизни общества и государства; • во 2 разделе “Государство и личность” впервые закрепляется право граждан на участие управлении государственными и общественными делами (ст. 46), право на жилище (ст. 42), право на государственную охрану здоровья (ст. 40), право на пользование достижениями культуры (ст. 44), право обращаться с жалобами на действие должностных лиц (ст. 56) и другие. • в 3 разделе говорилось о положении республики в составе СССР и правомочия БССР; • 4 раздел, в соответствии с общесоюзной Конституцией, не только закрепил новое название органов власти – с советов депутатов рабочих они превратились в советы народных депутатов, но и усилил их роль в государственном механизме; • В 5 разделе речь шла о «Вышэйшых органах улады iкiравання Беларускай ССР». Высшим законодательным органом являлся Верховный Совет БССР. Сессии – 2 раза в год. Снижался возраст для депутатов с 21 до 18 лет. Срок полномочий Верховного совета (ВС) был изменён с 4 до 5 лет. В перерывах между сессиями ВС постоянно действующим органом являлся Президиум ВС. Высшим исполнительным и распорядительным органом был Совет Министров БССР, который образовывался ВС. Высшая судебная власть – Верховный Суд, избирался ВС. Срок полномочий местных советов увеличился с 2 лет до 4; • Остальные разделы были посвящены государственному плану экономического и социального развития, гос. Бюджету, арбитражу, правосудию, прокурорскому надзору и др. • Конституция закрепила новые формы непосредственной демократии: всенародное обсуждение и референдум; • Развёрнутую трактовку получили следующие обязанности граждан: соблюдать конституцию и законы, добросовестно трудиться и блюсти дисциплину труда, оберегать интересы государства и способствовать укреплению его могущества, беречь социалистическое Отечество; • Наряду с гос. и колхозно-кооперативной собственностью впервые конституционно закреплялась собственность профсоюзных и общественных организаций; • Многие положения конституции носили деклараторный характер и в реальной общественно-политической жизни не действовали. Таким образом, хотя данная конституция расширила права граждан, но во много она имела декларативный характер, многие права провозглашались, но на практике не осуществлялись. Это была последняя советская конституция БССР. 82.Узнаўленне знешне-палітычнай дзейнасці Беларускай ССР. Удзел БССР у стварэнні ААН. Международная деятельность Белорусской ССР начинается с принятия Верховным Советом СССР 1 февраля 1944 года Закона «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский». Закон закрепил право союзных республик вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими представителями. В связи с этим Верховный Совет БССР 24 марта 1944 года принял Закон «Об образовании Народного комиссариата иностранных дел», внеся ряд соответствующих дополнений в Конституцию БССР 1937 года. Вновь образованный Наркомат развернул активную деятельность в сфере межгосударственных отношений БССР, подтверждением тому являлось участие БССР вместе с 50 государствами в создании Организации Объединенных Наций и в разработке ее Устава. Вопрос об участии всех советских республик в ООН был поставлен делегацией СССР осенью 1944 года на переговорах в Думбартон-Оксе, однако только на японской конференции в феврале 1945 года было достигнуто соглашение о представительстве двух из 16 советских республик в ООН. Сразу же после открытия конференции ООН 26 апреля советская делегация поставила вопрос о включении Белорусской и Украинской республик в состав ООН, мотивируя это тем, что они обладают суверенными правами, «каждая из них выставила по миллиону бойцов в Красную Армию», и что на эти республики обрушился первый удар фашизма. Решение о включении УССР и БССР в число полноправных членов ООН было принято единогласно. Участие БССР в работе ООН положило начало новому этапу внешнеполитической деятельности республики, которая протекала в соответствии с нормами международного права и осуществлялась в различных международных формах. Республика имела свои представительства, вела значительную дипломатическую переписку, участвовала в работе различных международных конференций, состояла во многих межправительственных организаций, имела большую договорную политику, оказывала различную помощь развивающимся странам. С течением времени установились постоянные контакты правительства Белорусской ССР с иностранными государствами и международными межправительственными организациями. В послевоенный период получили дальнейшее развитие международные формы внешнеэкономической деятельности БССР, в том числе республика вступила в непосредственные переговоры с иностранными государствами. В 50-80-е года формы внешнеполитической деятельности БССР получили дальнейшее развитие. Белорусская ССР имела своих постоянных представителей при штаб-квартирах некоторых международных организаций. Постоянное Представительство БССР при ООН защищало внешнеполитические интересы республик в различных органах ООН, вступало в деловые контакты с представителями других государств при ООН. БССР имело постоянного представителя при европейском отделении ООН и других организациях в Женеве, при ЮНЕСКО в Париже. Дипломатические отношения БССР с иностранными государствами осуществлялись с помощью посольств и миссий Союза ССР в зарубежных странах, хотя Конституции БССР и СССР не содержали каких-либо положений, препятствовающих развитию непосредственных дипломатических отношений БССР с иностранными государствами. Вместе с СССР и УССР Белорусская ССР участвовала в работе дипломатической конференции по защите жертв войны, проходившей в Женеве в 1949 году, на которой были выработаны конвенции: об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны и другое. В 1954 году представители БССР участвовали в работе Гаагской конференции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, в 1958 и 1960 годах – в Женевской и в 1960 году – в Брюссельской конференциях по морскому праву, в 1961 году – в Венской конференции по кодификации важнейших норм дипломатического права, в 1963 году – в Венской конференции по консульским сношениям и иммунитетам, в 1970 году – в Гааге, в 1971 году – в Монреале, в 1973 году – в Риме в конференциях по воздушному праву, в 1963 году – в Женеве в конференции по дорожному движению, в 1968-1969 годах – в Вене в конференции по праву международных договоров и так далее. Довольно обширной была договорная практика БССР. Заключенные республикой договоры с нормативным содержанием охватывали самые различные стороны международной жизни. Некоторые из них: Статут международного Суда; Конвенция о политических правах женщин (1953 года); Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (1958 год); Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 год); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 марта 1968 года; Конвенция о неприменении сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1969 год) и так далее.
|