Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 77. Советское государство и право в период ВОВ. Немецкий оккупационный режим в Беларуси. Партизанское движение.
22 июня 1941 г. начался период Великой Отечественной войны. Война потребовала перестройки работы партийных, советских и государственных органов на военный лад. Первыми законодательными актами в этот период были общесоюзные. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» все функции органов государственной власти возлагались на военные советы фронтов, армий, военных округов, высшее военное командование войсковых соединений. Военные власти имели право: 1) привлекать граждан к трудовой повинности; 2) вводить военно-квартирную повинность; 3) отбирать транспортные средства; 4) регулировать время работы учреждений, предприятий; 5) регулировать торговлю; 6) запрещать выезд и въезд в местности, находящиеся на военном положении; 7) выселять в административном порядке из мест, находящихся на военном положении; 8) в местах, находящихся на военном положении, все уголовные дела рассматривались военными трибуналами. С целью концентрации всей полноты власти в одном месте Президиум Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(Б) и СНК СССР 30 июня 1941 г. образовали Государственный Комитет Обороны (ГКО). Ему подчинялись все военные, партийные, советские и гражданские учреждения, В связи с оккупацией территории Беларуси ее высшие государственные органы власти вынуждены были эвакуироваться в Россию, а местные органы власти и управления временно приостановили свою деятельность. В эвакуации продолжали свою деятельность только Президиум Верховного Совета БССР и Совет Народных Комиссаров БССР. Президиум Верховного Совета продолжал осуществлять функции государственной власти республики. Он издавал указы об объединении наркоматов, а назначение народных комиссаров и членов правительства БССР, продлении полномочий органов власти и т. д. Летом 1942 г. закончились полномочия депутатов Верховного Совета БССР, избранных в 1938 г., и Президиум Верховного Совета БССР продолжил их полномочия до проведения новых выборов. Продолжил свою работу в эвакуации и Совет Народных Комиссаров. В начале войны деятельность СНК республики определялась организационно-хозяйственными задачами, связанными с эвакуацией населения и материальных средств в советский тыл и перестройкой работы промышленности и строительства на военные рельсы. С целью налаживания и укрепления связи с находившимися в тылу гражданами БССР и улучшения работы среди них правительство Беларуси в апреле 1942 г. организовало отдел по работе среди эвакуированного из республики населения. Для разработки конкретных мер по возобновлению деятельности государственных органов и восстановлению народного хозяйства республики СНК БССР в мае 1942 г. создал оперативную группу Госплана при СНК БССР. Одним из первых законодательных актов, принятым в день нападения Германии на Советский Союз, явился Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении». Постановлением ГКО от 19 сентября 1941г. было введено обязательное обучение всего взрослого мужского населения и части женщин военному делу, а пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 11 октября 1941 г. ввел уголовную ответственность граждан, уклоняющихся от всеобщего, обязательного обучения военному делу. Введение военного положения повлекло значительные изменения в уголовном законодательстве, в квалификации преступлений: установлена уголовная ответственность за распространение ложных слухов, паникерство; повышена ответственность за разглашение государственной тайны и утрату документов, содержащих государственную тайну. Введены дополнения в трудовое законодательство: установлен более жесткий режим работы, вводились обязательные сверхнормативные часы работы, рабочим и служащим запрещалось увольнение с работы по желанию работника, предусматривалась уголовная ответственность за самовольное оставление работы, за прогул без уважительных причин, за отказ или уклонение от трудовой повинности, за невыработку обязательного минимума трудодней. Гражданско-правовое регулирование имущественных отношений в период войны было подчинено мобилизации всех ресурсов для обеспечения победы. Повышена ответственность вплоть до расстрела за хищения, недостачу и утрату товаров, горючего, гибель лошадей и скота. На период военных действий приостанавливались все нерассмотренные гражданские дела, если ответчики находились в армии. Подлежали прекращению все нерассмотренные дела о взыскании административных штрафов с лиц, призванных в армию. Уголовно-процессуальное право было также направлено на достижение победы. Военным трибуналам предоставлялось право рассматривать дела через 24 часа после вручения обвиняемому обвинительного заключения, в составе трех постоянных членов суда, без прокурора и защитника. Все дела о контрреволюционных преступлениях, особо опасных преступлениях против порядка управления и наиболее тяжких общеуголовного характера подлежали направлению через прокуратуру в военный трибунал по месту службы обвиняемого. Значительные изменения внесены в семейное законодательство. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства» был увеличен отпуск по беременности и родам работающим женщинам. На оккупированной территории Беларуси был установлен фашистский оккупационный режим. Эта система мер была направлена на ликвидацию советской власти, грабеж нац. богатства, ликвидации БССР как государства, уничтожение 75 % населения и лишения остальных прав, т.е. фактическое превращение в рабов. Для осуществления этих намерений был создан военно-политический аппарат. В городах, районных центрах и больших нас. пунктах существовали военные гарнизоны, спец. подразделения войск СС, разные службы и подразделения жандармерии, тайной полевой полиции (ГПФ), полиции безопасности с службы безопасности (СД), полевые и местные комендатуры и другие карательные органы, а также разветвленная сеть тюрем и концлагерей. Массовым уничтожением людей занимались спец. оперативные группы и команды, обладающие крайне широкими полномочиями. За неповиновение предусматривались жестокие кары, вплоть до высшей - расстрела без суда и следствия. На территории действовала система органов гитлеровской оккупационной гражданской администрации. Генеральный округ " Беларусь" с центром в Минске возглавлял В.Кубэ. Была создана система органов местного управления.
Были попытки остановить нарастающее сопротивление бел. народа создание профашистский нац. организаций - Белорусская народная самопомощь, Союз белорусской молодежи, Белорусская центральная рада (БЦР) Второго Всебелорусского конгресса, которые, однако, не были поддержаны народом. Наоборот, всенародная борьба против фашизма набирала обороты. Директивами ЦККПБ(б) были организованы партизанская и подпольная борьба.
Первые партизанские бригады возникли в Витебской и Минской областях. На территории Беларуси было создано более 400 партизанских бригад и отдельных отрядов, в которых сражалось более 370 тыс. чел. В тылу немецких властей действовало 10 подпольных обкомов, 193 межрайкома, горкомы и райкомы коммунистической партии, которые организовывали подрывную работу.
В партизанских отрядах создавались след. судебные органы: товарищеские суды (1 инстанция), военно-полевые трибуналы (созданы в 1942—1943 гг.; 2 инстанция; рассматривали дела, касающиеся командиров партизанских частей, коллегиально, в составе трех человек). Зачастую имело место совмещение партизанских судов и военно-полевых трибуналов. Суду подлежали пререкания с командиром, унижение чести и достоинства личности, самоуправство, преступления против мирного населения, разбой, грабеж, укрывательство преступников, споры из-за трофеев.
|