Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Режим или течение речи
Необходимо четко отличать живой ритм, в котором все похожее снова и снова сменяется похожим (но не точно таким же) в сходных временных пределах, от жестко отрегулированной цикличности. Жизнь всегда протекает в ритмической смене своих противоположностей (зима и лето, день и ночь, активное действие и пассивный отдых, вверх и вниз, становление и исчезновение). Машины же, напротив, в точно такой же цикл делают точно то же самое. Естественный танец ритмичен, это — изначальность жизни, а прусский парадный шаг цикличен, то есть создан целенаправленной волей. Ритмичное говорение (ровное перетекание слон с легкими периодическими колебаниями, более или менее уравновешенным напряжением, более или менее оживленное или спокойное, впечатление органически-чувственное): богатство чувств, уравновешенность, духовное равновесие, скорее радостное основное настроение. Некоторые неравномерности в ритме: соответственно общему впечатлению живой подвижной характер, или - зависимый от эмоций, с недостаточным самоконтролем, нерасчетливый, скорее негативное или неустойчивое основное настроение. Строго цикличное, правильное говорение (впечатление сравнительно более твердого, и при этом механического или машинного): управление личностью в целом с помощью сознательного рассудка и воли, сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплина, жесткость, любовь к порядку, педантичность, твердость, холодность чувств. Это только что описанное противопоставление проявляется также и в следующем, легко улавливаемом различии: Округло-текущая манера говорить с мягкими переходами отдельных звуков и слов, ритмическое, мелодичное течение колеблющегося вверх и вниз тона, точный и теплый, скорее мягкий и эластичный голос, обычно вокальный, типично для циклотимиков (пикников) в кречмеровском смысле: глубокая, полная, способная к резонансу эмоциональная жизнь, в крайних формах - елейная. Угловато-отрывистая манера говорить с разорванными словами в предложениях, внезапными изменениями громкости и тона, совершенно немелодичная, скорее однотонная, острая и ребристая, голос кажется угловатым и негибким, несоразмерные ударения и паузы, обычно консонантная, крайний пример — военный командный голос, типично для шизотимиков (лептосомов или же для атлетов) в кречмеровском смысле: трезвое, целесообразное мышление и соответственная организация личности в целом. У известного типа офицеров, учителей или политиков с явной или скрываемой авторитарностью можно наблюдать. Форсированная манера говорить с подчеркнутым ударением (первый слог важных в смысловом отношении слов как бы выстреливается из пистолета, это же бывает и у заик): сверхнапряженность, форсированная личность, неосознаваемое желание продемонстрировать свою уверенность, силу и решительность. В сильно выраженных случаях - сверхкомпенсация по крайней мере отчасти противоположной установки.
|