Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование резерва персонала.
Различают следующие виды резерва персонала: социальный; потенциальный; предварительный; окончательный. Социальный резерв руководящих кадров — резерв в самом широком смысле слова. Критерий здесь один — честный, добросовестный труд. Этот резерв составляет, прежде всего, творческая молодежь, молодые специалисты и те, кто заканчивает учебные заведения без отрыва от производства. Потенциальный резерв образуют руководители, специалисты, рабочие, удовлетворяющие основным требованиям по образованию, специальности, возрасту. Это исходная база формирования собственного резерва в каждом подразделении. Этот резерв — перспективные работники, которые в будущем могут быть назначены на руководящие должности. Предварительный резерв составляют работники из потенциального резерва, которые с большей вероятностью, чем другие, могут быть назначены на руководящие должности. Этот резерв формируется на основании сравнительных оценок управленческих качеств кандидатов. В формировании предварительного резерва активно участвует трудовой коллектив, его представители выступают в качестве экспертов по оценке деловых качеств кандидатов. В окончательный резерв входят только те работники, которые в наибольшей мере соответствуют всем критериям его формирования. Формирование резерва персонала осуществляется в следующей последовательности. • В соответствии с данными отдела кадров составляется потенциальный резерв по каждой управленческой должности в том или ином подразделении. • Назначаются эксперты по оценке качеств кандидатов в предварительный резерв персонала. • Утверждается список экспертов. • Экспертам разъясняются цели оценки и ее процедура. • Определяется сравнительная экспертная оценка качеств кандидата и вероятность зачисления кандидата в предварительный резерв по сравнению с другими кандидатами. • Составляется список предварительного резерва. • Анализируются материалы оценки кандидатов и передаются руководителю подразделения. • С работниками, получившими в ходе экспертизы высокую оценку требуемых качеств, проводится совещание. При зачислении из предварительного в окончательный резерв на руководящую должность можно сравнивать кандидата с руководителем, который занимает эту должность. Однако это лучший вариант подбора кадров, так как не всегда руководитель является образцом для подражания. Для такого сравнения необходима обобщенная модель должности, которая называется профессиограммой (или профилем требований). Профессиограмма — это модель управленческой должности, которая включает перечень требований, предъявляемых к кандидатам на должность (профессионально-квалификационная модель). Профессиограмма не является характеристикой идеального работника, который в наибольшей степени соответствует управленческой должности. Это результат обобщенного анализа деятельности руководителей, занимающих данную должность. Показатели профессиограммы устанавливаются путем экспертной оценки этих качеств. Подготовка руководящих кадров проводится следующими методами: - организация лекций, дискуссий в составе небольших групп, разбор конкретных ситуаций, деловые игры и ролевой тренинг, курсы и семинары по проблемам управления; - ротация по службе. Руководитель среднего звена перемещается из отдела в отдел на срок от трех месяцев до одного года. Так он знакомится с различными сторонами деятельности организации; - подготовка руководящих кадров в процессе их работы. Новым перспективным руководителям с самого начала поручают достаточно ответственную работу, являющуюся испытанием их способностей, но предположительно приходящуюся им по силам.
|