Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка персонала.
Оценка персонала — это процесс определения соответствия качественных характеристик работников требованиям должности или рабочего места, исполняемой организационной роли. Такая оценка включает: 1.текущий контроль результатов деятельности; 2.проведение различных аттестационных мероприятий; 3.анализ результатов текущего контроля и аттестаций; 4.доведение результатов текущего контроля и аттестаций до сотрудников. Оценка персонала на предприятии служит трем основным целям: *Административная цель. Это — повышение по службе, понижение, перевод, прекращение трудового договора. В данном случае оценка работника проводится с целью принятия административных решений. *Информационная цель. В результате оценки появляется возможность информировать работников об относительном уровне их работы. В итоге работник узнает свои сильные и слабые стороны. *Мотивационная цель. Результат оценки представляет собой важное средство мотивации поведения людей. Определив хороших работников, их можно вознаградить. Оценка персонала дает возможность решить следующие задачи: • выявить уровень профессиональной подготовленности работника (знания, навыки, умения); • выявить уровень его психологическом подготовленности (направленность личности, мотивы поведения, адаптивность, черты характера, темперамент); • определить эффективность труда (производительность и качество труда, стремление к рационализации и изобретательству); • выработать рекомендации по развитию личностных и деловых качеств; • определить степень соответствия оплаты труда затрачиваемым работником усилиям, результативности его труда и его ожиданиям; • определить основные направления развития персонала; • сформировать эффективный механизм трудовой мотивации персонала. Различают два основных вида деловой оценки: * оценка кандидатов на вакантную должность. Она обычно проводится при найме работников; * текущая периодическая оценка сотрудников организации. Она предполагает оценку результатов работа и факторов, определяющих степень достижения результатов, а также анализ динамики результативности труда. При оценке персонала используют различные показатели: 1.объективные показатели. Они достаточно легко. Их используют для оценки производственного персонала предприятия и тех функциональных подразделений, результаты деятельности которых могут иметь количественное выражение. 2.субъективные показатели. Они используются при оценке тех подразделений, где достаточно сложно установить численные критерии эффективности деятельности (планово-экономический отдел, юридическая служба); 3 .показатели профессионального поведения. Они охватывают такие стороны деятельности, как стремление к сотрудничеству, самостоятельность в принятии решений, готовность к принятию дополнительной ответственности; 4 .показатели личностных качеств. Из всего многообразия качеств личности необходимо выбрать те, которые в наибольшей степени определяют результаты профессиональной деятельности. При этом следует иметь в виду, что качества личности нельзя непосредственно наблюдать и измерять. Выделяют следующие методы оценки персонала: 1.прогностические методы. Здесь используются анкетные данные, письменные и устные характеристики, мнения и отзывы руководителя и коллег по работе, личные беседы, тесты; 2.практические методы. Пригодность работника к выполнению служебных обязанностей определяется на основе результатов его практической работы. При этом могут использоваться пробные перемещения; 3.имитационные методы. Претенденту дается конкретная ситуация, которую он должен разрешить. Одной из разновидностей оценки персонала является аттестация, Это процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемый непосредственно руководителем. В центре этого процесса - аттестационное собеседование. Оно требует тщательной подготовки как аттестуемого, так и руководителя.
|