Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование иконостаса ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Феофан Грек, первый живописец на Руси, о котором имеются достаточно полные и достоверные сведения. О нем несколько раз упоминают летописи, его личность ярко обрисована в письме Епифания Премудрого, троицкого инока. По словам Епифания, до приезда на Русь Феофан работал в Константинополе, Феодосии, а на Руси - в Новгороде, Нижнем Новгороде и Москве. им было расписано около 40 церквей, в том числе ц. Спаса Преображения в Новг. В купольном своде - изобрПантократора, Он грозный судия Идейную основу живописи Феофана составляет мысль о всеобщей греховности, в результате которой человек оказался настолько удаленным от Бога, что может только со страхом и ужасом ожидать прихода безжалостного судии. вкачествепосредников выступают праведники: праотцы, пророки и подвижники- они в изображении Феофана - строгие аскеты суровы их лица и величественны жесты. фреск«Троица» включ еще в композ Авраам и Сарра. высокий драматизм и экспрессия его новгородских росписей, не имеющих аналогий в византийской живопис энергичныи выразите короткий мазок накладывал диагонально и асимметрично, рисуя лицо Усилению драматизма способствовал и суровый колорит красок, основанный на коричневых и как бы тлеющих тонах: темно-желтых, красновато-розовых, зеленовато-синих. художник оказал огромное влияние на русскую культуру. АндреяРублева, на все последующие временаопределившего стиль иконописи. В основе творчества Андрея Рублевалежит иная, философконцепция. Она лишена мрачнойбезысходности и трагизма. Это философиядобра и красоты, гармониидуховногои материального начал. Вхристианскомучении Рублев, в отличиеот Феофана, видел не идеюбеспощадного наказания грешного человека, а идею любви, всепрощения, милосердия. И его Звенигородский Спас - не грозный судия, а сострадающий, любящий и всепрощающий Бог Взгляд его не устрашает, а утешает. «Троица». была важна как символ единения и русских вокруг Москвы. В иконе нетдвижения, особая тишина ощущаетсяв ней. Изобра Троицу Рублев избралочертания круга, символизирующего вечность. За левым ангелом изобр дом как символ «Божественного домостроительства», так назыв устроение вселенной. За средним дерево напоминано деревянном кресте распятЗа прав гора - знак возвышенного фигуры на иконах как будто преображены мягким сиянием фрески Успенского собора во Владимире. Он писал их вме- сте с Даниилом Черным. Важн особенностью фресок собора явл рус типы лиц, в противоположность традиционно удлиненным визант+тяготение к массовым сценам. Московская живопись, основы которой заложил А Руб, тонкие красочнсочетания, в отличиеот резких цветовых контрастов, присущих иконам Новгорода, тип святого с большим открытым лбом и с тонким прямым носом, маленькими, близко расположенными к переносице глазами, что создавало впечатление очень внимательного взгляда. В искусстве Византии и Новгорода такой образ святогоне встречается. Андрей Рублев стал также создателем иконостаса - чрезвычайно важной де- тали внутреннего убранства храма. В каменных расписанных церквах молящиеся должны были видеть алтарную роспись, поэтому алтарная преграда в них долгое время существовала в виде невысокой стенки с иконами деисуса. В Византии, где церковное зодчество было ис- кл камен, а традиция монументальной живописи никогда не пресекалась, проблема высокого иконостаса никогда и не возникала. На Руси, где зодчество было в основном деревянным, а каменные храмы XIV в. Подолг устояли без росписи, ограничений к увеличению иконостасов вширь и в высоту не существовало, поскольку они закрывали собой только голые стены. ноОни не представляли собой догматического целогоВ иконостасе имелись двери. Центральные именовали «царскими вратами.Они служили главным входом в алтарь, символизирующий райВ верхн части врат писали Благовещение, от- крывшее людям путь в рай, под ним - четырех евангелистов, поведавших миру об этом спасении. На плоскости архитрава над вратами «Тайна Вечеря» Андрей Рублев и Феофан Грек увеличили размеры и число деисусных икон, Но формирование иконостаса началось лишь с присоединением к деисусу празд- ничного ряда икон, отражающих земной путь Иисуса. Через несколько лет, работая с Даниилом Черным над росписью Успенского собора во Владимире, Рублев оформил иконостас в Благовещенском соборе: праотеч ряд(Ной, Адам, бог Саваоф), пророч(Илья, моис), деисусн(моление.), празднич.местн, тумбовый.Иконост-важн филисоф явление.собрание икон, объясн неграмотн челов суть христ вероуч.С-т из чинов(рядов).Образует смысловой, а не визуал крест.иконостас показывает становление Церкви от Адама до Страшного суда.праот, представл ветхозЦерковь от Адама до Моисея. Изображенные здесь праотцы предстают со свитками в руках, начертаны пророч о пришествии Христа. В центре -образ Тро- ицы как знак первого Завета, данного Богом человеку.В ряду пророков на свитках, которые они держат в руках, начертаны предсказания о Богородице, через которую в мир придет Иисус Христос. праздничный, представляет собой новозаветную Церковь. В него включены двенадцать обязательных икон, посвященных двунадесятым празд- никам. К ним относятся Рождество о, Сретение, Крещение, Пре- ображение, Вход Господень, Вознесение, Троица (пятидесятница), Воздвижение креста, Рожд Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение. Главным направлением в живописи великокняжеской Москвы было творчество Дионисия иконы и расписал со своими сыновьями церкви. В живописи Дионисия и в станковой, и в монументальной большое внимание уделяется внешнему оформлению, атрибутике, в ней нет изображения страдания. «Распятие» изящный изгиб тела Иисуса вызывает мысли не о его земной муке, а о высокой идее подвига Богочеловека, На лицах оплакивающих не видно слез, страдания, а крест служит скорее фоном, нежели орудием пытки. вся композиция проникнута духом умиротворения и величия. Таковы и великолепные житийные иконы.Заим из Византии жанр иконы с житием был доведен Дио до совершенства.его стихией были праздничные картины многолюд торжеств, темы славы и величаний. В таком же ключе он расписал собор Рожд Богородицы в Ферапонт монастыре. цикл Дио является не повествованием о жизни Марии и Иисуса-это гимнвечной Женственности и Святому Материнству.стремился изображать не столько человеческие фигуры, сколько молитвенную позу - предстояние.эффект достигался и тем, что он испол худож прием «пустого центра», помещая глав фигуры Б.Матери, Иисуса - среди др.Высветление и обилие белого, розового, бело-голубого фона придают особую праздн и торжеств изобр-ю .Россия стояла на пороге нового времени. В культуре проникновение запад.влияний и секуляризация. живопись XVII века. Продолжает сущ икон традиция, ориентированная на великих мастеров прошлого: Рублёва и Дионисия – годуновская» школа, по заказам царского двора.Новое худож– так назыв «строгановская» школа, н по имени купцов Строгановых, выступавших в меценатов-заказчиков.Извест мастер этой шк- Прокопий Чирин. революционное направление в иконописании было связано с именем царского изографа Симона Фёдоровича Ушакова Он отказался визант традиц изобрсхемат плоскостн бестелесных образов и стремился придать изображению сходство с реальной жизнью, добиться «живоподобия». Возникновение портрета – парсуны. Парсуна ещё похожа на икону, во многом условно, но сквозь иконную схему уже проглядывают индивид черты. «Годуновская» школа иконописи —проявилась в ряде произведений, связанных с именем царя Б Годунова- название1 Многофигурные сцены с попыткой дать толпу людей в виде компактной многоголовой группы, в 1композиц часто несколько эпизодов 2Сочетание охряных, киноварно-красн, зел-син тонов 3желание передать материальность предметов 4Фигуры в разн позах и быстрых движениях «Строгановская» школа иконописи —Прокопий Чирин и др.икона – небол по размеру, не столько моленный образ, сколько драгоцен миниатюра, рассчитанная на ценителя искусства. характерно тщательное, очень мелкое письмо, высокое мастерство рисунка, богатство орнаментации, обилие золота и серебра.Н-р Чирина «Никита – воин: фигура хрупкая, тонкая, с подгибающимися коленями, затерянная в пустоте тёмного фона, очень далека от героических персонажей русс иск-ва XIV-XV веков. Заслуга впервые в истории древнерусской живописи открыли красоту и поэтичность пейзажа. Рус иск-во этого столетия период средневек и подходит к пробл нов вр. Иоанн Предтеча в пустыне»
ИСКУССТВО КИТАЯпериод.по местам находок получил назв.ЛУНЬШАНЬ (4тыс.д.н.э.)Керамика.Прост.геометрич.орнамент.Цв: черн, бел, фиол.2тыс.д.н.э.ШАНЬ(от назв правящ династий)1 гос-во.письменность.литье из бронзы.стр-во городов.гадальные кости.тотемизмн-р изобр ласточки «шань», появл жрецы.Перв.религиозн сис-ма.на вазах колюч контур.птица и дракон-вода и небо.бык и баран-благополуч.цикада-урожай.Терракот Армия1кит Импер.лица индивидуал.Появл скальн.монастыри.Н-р Лунь-мэнь. Аллеи со свящ.животн, не реалистич.БОДхисатва более худ, в отл Инд, изящнее.Лунь-Мэнь-гигантск.статуя12-3в.д.н.э.ЧЖОУ.Уже развит.аппарат чин., котор.заним. ис-вом.перв.филисоф.с-мы.6в.Лао-Цзы.»стар.челов».Создат натурфил., даосизм, книга»дао дэ цзы»-пути.мир с-т из 2-х начал.»все, с чем боришься, поборит тебя».ВЕвропе-антропоц. «человек-мера всех вещей»У Кит-«божествен.ничегонеделание»главн-наблюд.за природ.выращ рис-2-е дело.Конфуциан.6в.д.э.-этикаи фил.с-ма, регламент.жизнь людей. СЕ ХЭ. 5в.д.н.э.6 Закон.Живописи: 1-вдохновение, 2-умение рисовать, 3-правдоподобие, 4-колористика, 5-композиц.6-тушь.умение копировать.3в.-трактат Чжоули-1-й по арх-ре.11в.н.э.Худ. ГО СИ 3 типа перспективы: высок, глубок, широк.ТАН(7-9в)Гл.ис-во-живопись.на шелк, бумаге, Водян.тушь.на камен.столе.без этюдов.в теч.1 сеанса.без исправл.худ.становился спустя 25 лет.Свиток не висел на стене.Доставался в о особых случаях.изобр.бамбук.сопровожд.стихами.ЖАНРЫ: историч.картины.цветы-птицы.Горы-воды.Парадн.портрет.Бытов.сцены реже.Пейзаж монохр.плавающ или рассеивающ перспектива.не с натуры.2 нач: верх-муж.небо, свет, прочность.низ-жен.мягкость.разрушит.но есть между ними объединение-вода.6в.д.н.э.кит.секта Чань-Дзен-буддизм, повлиявш.на кит.живопись.ЛИ, СЫСЮЙ, ВАН ВЭЙ.Пер. СУН -живопись ученых.худ-чиновн.живопись для удовольствия.ВЕНЬЖЕНЬХУА-напр.1Академ.Живописи ГОСИ.Появл.археол., собират.старины, копиров.старых свитков.возврат к истокам кит.миропонимания. ИСКУССТВО ЯПОНИИ.Культура появл в 6.тыс.д.н.э.Острова, мало земли.МИНИМАЛИЗМ в ис-ве.Мног.предметы ДПИ-мал.н-р нэцкэ получила распре в 17в.ф-я брелока, форм округл, дерев, слон кость и др. Ис-во расстановки цв-в в вазах — икэбaна.модуль-циновка-татами.Вместо стен-промаслен.бумага в деревян.раме-ширма.для зонирован.простр.Росписи на веерах, открытках.ХАНИВА-самые др погребальн урны-подобие чел фигуры из глины.Принцип «большое в малом».Периоды: ХЕЙАН(8-12в)КАМАКура(12-14в)! 4-18вНесколько династий Древний период (Хэйан)изделия из керамики.сосуды. При обжиге обматывали травяной веревкой, которая, выгорая, оставляла декоративный след. и произошло название этой керамики– Дзёмон (" след веревки")глинян фигурки – догу, олицетворявшие силы природы. возведение курганных усыпальниц знати. вокруг ограждения из глиняных цилиндров – ханива..Принятие буддизма в 6 Разработ.арх-й план., типы скульпт.композиц и живописи.СКУЛЬпу: изобр защитников и противников человека11в. ямато-э (" японская живопись"), по своим темам и сюжетам связанной с жизнью аристократии– горизонт свитки, иллюстр литерат. и включ. текст. " Повесть о Гэндзи", 12 худ. Фудзивара любов приключ принца(Гэндзи моногатари)-записки у изголовья. Раннее средневековье (эпоха Камакура) Установление сёгуната. утвержден.нов.соц уклада: феод сосл (самураев) интерес к реалсобытиям жизни, к личности. расцвет портр в скульптуре и живописи Тяга к достоверности свойственна работам Ункэя. Фудзивара.п-т военач Минамото Ёритомо, изобр в парадной одежде.изменилась и живопись на свитках, главн особенн стало утверждение повествовательного начала. Зрелое средневековье (эпоха Муромати) Гос поддержку получил учение Дзэн, монастыри секты преврат в крупн культ центр. Под влиянием Дзэн нов эстет концепция. Красоту учили видеть в простом и неброском. Эта идея повлияла на изменен форм архитектуры. Н-р Золотой павильон (14в)и Серебряный павильон(15в), 14–16 – время высокого расцвета искусства яп садов, из Китая, Сад, созданный лишь из камней и песка, –" сухой пейзаж" (карэ сансуй). Искусство расстановки камней считалось самым главным, от чего зависел смысл сада, его образ.Н-р в Киото.культ чая. иная художественная система, основой которой был концептуальный пейзаж " горы-воды" (по-японски – сан суй). " Горы-воды" – это не просто обозначение сюжетных мотивов, но указание на главные первоначала мира, их материальное воплощение: гора считалась воплощением светлого, положительного начала – ян, а вода – темного, отрицательного – инь. Взаимодействие и созидательную силу этих первоначал и должен был выразить художник в своем пейзаже. С середины 14 века монохромный пейзаж становится преобладающим видом живописи, развиваясь главным образом в монастырях секты Дзэн. Постепенно в дзэнской живописи сложился свой особый круг сюжетов: воображаемые портреты святых подвижников прошлого, образы богини милосердия Каннон, основателя секты Дарума, мудрецов Кандзана и Дзиттоку, а также разнообразные природные мотивы – цветы, птицы, животные, пейзажи. Созерцание такой картины, по учению Дзэн, как и созерцание реальной природы, открывало путь к постижению Истины Бытия, к " просветлению" – сатори. Такие картины вывешивали на стене или в специальной нише – токонома к определенным случаям, в остальное же время они хранились в свернутом виде в футлярах. Эти обрамленные шелковой тканью или парчой картины свитки называют какэмоно (" висящая вещь").
|