Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Волнения порочный круг.






 

В основе вредных привычек лежит такое сложное психологическое состояние, как тяга или пристрастие. Как правило, тяга к табаку, пристрастие к алкоголю и навязчивое переедание почти не поддаются контролю со стороны человека, люди с большим трудом отвыкают от этих привычек. Конечно, каждая из этих привычек формируется под влиянием разнообразных психологических причин, зависит от различных социальных норм, поддерживается с помощью специфических механизмов, имея ряд отличительных особенностей.

Но у них есть очень важная общая черта. С помощью таких форм поведения многие люди пытаются избавиться от нервного напряжения в стрессовых ситуациях. Так создается порочный круг.

Возникающие эмоциональные состояния (сильное волнение, беспокойство, страх, тоска и т.п.) в свою очередь усиливают тягу к еде, сигаретам или спиртному, естественно, у тех, кто по тем или иным причинам привык с помощью этих средств управлять своими эмоциями, успокаиваться и расслабляться.

Вот почему тем, кто хочет похудеть, приходится преодолевать навязчивое переедание, усиливающееся при стрессе, подавлять стремление утешать себя едой.Тем же, кто решил бросить курить, приходится привыкать обходиться без сигареты в ситуациях, вызывающих напряжение. А те, кто лечится от алкоголизма, учатся не прибегать к спиртному с целью сбросить накопившиеся за день напряжение, усталость.

Чтобы добиться этого, разорвать порочный круг, люди стремятся овладеть различными способами самостоятельного преодоления стресса (навыками релаксации, делового и неформального общения), анализа системы представлений, лежащих в основе восприятия тех или иных событий. Здесь мы остановимся на анализе наших суждений и обыденных представлений, помогающем находить причины многих эмоциональных переживаний. Такой анализ служит очень полезным средством самоконтроля, позволяющего человеку совладать с неблагоприятными эмоциональными состояниями.

Часто причиной волнения бывают наши мысли или интерпретации событий, которые, здраво рассуждая, не должны были бы нас трогать. Порой мы понимаем, что возникающая ситуация не такая уж серьезная и ее можно рассматривать по-разному, что не стоит из-за нее расстраиваться. И все-таки она лишает нас покоя. Мы без конца вспоминаем о ней, мысли изводят нас, тревожат, раздражают, печалят. Друзья пытаются переубедить, и хотя мы понимаем, что их доводы верны, все равно не можем выбросить псевдопроблему из головы.

В подобных случаях причина беспокойства в качестве мышления. Люди, умеющие ясно мыслить, четко представить существо проблемы, все же находят выход.

Известный американский психолог Альберт Эллис, многие годы изучавший этот аспект тревожности, разработал систему психологического консультирования и психотерапии, основанную на представлении о правильном образе мыслей. Он назвал ее рационально-эмоциональной терапией.

Для того чтобы разобраться, уясним некоторые понятия. Допустим, что такое-то событие вызвало эмоциональную реакцию у человека. При более внимательном рассмотрении становится ясно, что в действительности причиной эмоциональной реакции послужило не событие как таковое, а система оценок, взглядов, представлений. И она скажется на том, какими средствами он будет находить выход из данной ситуации. Давайте рассмотрим два примера из повседневной жизни.

Представим себе человека, который не справился с каким-то заданием на работе. Событие уже произошло, и человек, примеряя к нему свои взгляды и представления, начинает рассуждать: «Сегодня я не справился с заданием. Ведь это ужасно. И всегда все, что делаю, у меня получается очень плохо. Но когда у меня ничего не получается, неудачник - так считают многие. Наверно, никто меня не уважает. У меня никогда не будет друзей». Такая цепь рассуждении приводит к сложной эмоциональной реакции — тревоге, подавленности и снижению самооценки. Приведенный случай — это пример драматизации события, превращения мухи в слона.

Эмоциональная реакция оказалась слишком сильной, и причиной этого послужили собственная же система интерпретации и вытекающие из нее мысли, которые приводят к трагическому результату. Разумно ли это? Если же здраво оценить ситуацию, то можно избежать столь неприятных переживаний.

А вот другой пример.

Молодой человек вполне приятной наружности приглашает девушку на свидание, а она ему отказывает. Применив к данному событию свою систему оценок, он начинает рассуждать примерно так: «Я настолько не нравлюсь ей, что она не хочет даже один раз встретиться со мной. Наверно, я выгляжу недостаточно мужественным. И все девушки считают так же. Какой ужас! Я ничтожный человек. Никогда я не смогу найти девушку, которая согласилась бы выйти за меня замуж». В результате его охватывают тревога, подавленность и навязчивые раздумья о том, какой он человек. Такая реакция часто встречается у молодых людей, да и у немолодых тоже.

Если бы этим все кончилось, было бы полбеды. Однако дальше — больше. Любое незначительное событие в жизни, из-за которого человек впадает в. уныние, дополнительно влияет на систему его оценок и вызывает новые эмоциональные реакции. Так он роет себе все более глубокую яму, из которой не выберется до тех пор, пока не случится что-то еще важнее. В результате, сосредоточившись только на своих собственных переживаниях, человек оказывается неспособным решать жизненные задачи, он истощается и бездействует.

Какой же здесь выход? Чтобы не стать жертвой собственных заблуждений, выход в том, чтобы, разумно взглянув на затруднительную ситуацию, научиться здраво рассуждать о ней. Как?

Вернемся к примеру первому - к человеку, у которого произошли неприятности на работе. Он мог бы сказать себе: «Сегодня я не справился с заданием. Где-то мы выигрываем, где-то проигрываем. У каждого бывают удачные дни, а бывают и неудачные. Крайне важно в жизни извлекать опыт из своих неудач. Как говорится, на ошибках учатся. У всех бывают неудачи, и любой человек может иногда с чем-то не справиться. Никто не застрахован от этого. По-настоящему удачливые люди — это те, кто из своих ошибок и промахов извлекает урок, чтобы в другой раз не ударить в грязь лицом. Надо подумать, чему могу научиться на сегодняшней истории. Что я должен делать завтра, чтобы выполнить все в лучшем виде». Поразмышляв таким образом, возможно, он скажет: «Мне стало лучше. Я думаю, что в дальнейшем я смогу справляться со своей работой».

Что касается молодого человека из примера второго, то он мог бы рассуждать так: «Сегодня она не захотела прийти на свидание. У нее было множество причин. Может быть, согласится в другой раз. Ну, а если не нравлюсь ей совсем, у любого парня в жизни случается такое. Это пустяк. На свете много других девушек, с которыми можно встречаться. Когда-нибудь мне встретится хорошая девушка, и у нас все будет замечательно».

В данном случае мы имеем дело с мыслительными процессами, направленными на то, чтобы разрушить порочную систему представлений, предрассудков, которые заставляют нас постоянно испытывать тревогу. Повышенная тревожность в большинстве случаев вырастает на почве необъективных представлений.

Многие для изменения собственной системы оценок черпают информацию из автобиографий знаменитостей. Когда такой человек узнает, что даже у них временами тоже возникали похожие мысли и чувства, ему становится легче избавиться от своих нерациональных представлений. Помогает также знание о том, что в жизни этих людей встречались те же проблемы и происходили такие же события.

Например, о Луи Пастере известно, что он провалился на вступительных экзаменах и с первого раза не поступил в Парижский университет. И даже после того как он поступил в университет, профессора считали его весьма средним, хотя и очень усидчивым студентом. Альберт Эйнштейн как-то тоже не смог сдать экзамен по элементарной математике. Томаса Эдиссона исключили из школы за неуспеваемость. Можно привести бесконечный список писателей, которые не раз получали отказ, прежде чем им удалось выпустить в свет свои произведения, художников, которые получили признание только после смерти, и т.п.

Нельзя забывать, что с темя или иными препятствиями сталкиваются все люди. Здраво рассуждая, чтобы последствия подобных событий не оказались катастрофическими, важно разумно к ним отнестись. Тогда они могут становиться стимулом к развитию, личностному росту, самосовершенствованию, а не нагнетать изнуряющую и разъедающую душу тревогу.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал