Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великие мелочи






Поставьте на ваши тревоги «ограничитель потери». Вам непонятна эта фраза? Сейчас я объясню ее смысл. Вот что рассказал мне однажды Чарльз Роберте - преуспевающий делец, - работающий в одной из финансовых контор Нью-Йорка. «Когда я впервые решил заняться биржевыми операциями, друзья собрали мне 20 тысяч долларов, которые нужно было вложить в фондовую биржу. Мне казалось, что я достаточно хорошо знаю правила игры, однако вскоре я потерял все до последнего цента. И хотя мои друзья, люди вполне обеспеченные, не предъявляли никаких претензий, мысль о том, что это были их деньги, не давала мне покоя. Чтобы избежать ошибок в будущем, я решил проконсультироваться с одним из самых удачливых игроков на бирже Б. Каслсом. Постоянный успех, который ему сопутствовал, не был результатом простого везения; очевидно, что здесь действовала система продуманных мер.

Каслс объяснил мне главный принцип биржевых операций. По его словам, он ставил «ограничитель потери» на любое биржевое предприятие, в котором участвовал. Вкладывая в долю, например, 50 долларов, он немедленно устанавливал «ограничитель потери» на акции в размере 45 долларов. Это означает, что, если произойдет понижение на пять единиц, его акции будут проданы автоматически. Ограничивая свои потери таким образом, игрок ничем не рискует. Он может ошибиться много раз, но его доходы будут увеличиваться.

«Я немедленно усвоил этот принцип, - продолжал Ч. Робертс, - и с тех пор постоянно использую его на практике. Более того, вскоре я понял, что «ограничитель потери» можно применять не только на фондовой бирже. Это «волшебная палочка», снимающая раздражение и возмущение в любых ситуациях. Простой пример. Все знают, как нервирует и возмущает ожидание непунктуального, вечно опаздывающего человека. Но попробуйте сказать ему: «Послушай, Билл, впредь я буду ждать тебя не больше десяти минут. Если ты не придешь вовремя, наша договоренность о встрече отменяется». Уверяю вас, заданный вами ограничитель не только сэкономит ваше время и нервы, но и заставит Билла по крайней мере призадуматься над своим поведением».

Боже всемогущий! Если бы много лет назад у меня хватило ума ограничивать подобным образом свое нетерпение и эмоциональное напряжение! Почему у меня не хватало здравого смысла проанализировать каждую ситуацию, угрожающую моему душевному спокойствию, и сказать себе: «Послушай, Дэйл Карнеги, об этом стоит беспокоиться ровно столько, и не более того».

Впрочем, однажды мне удалось это сделать. То был серьезный момент моей жизни - момент кризиса, когда самые сокровенные мечты, планы на будущее и напряженный труд рухнули, словно карточный домик. В течение двух лет я как одержимый писал роман. Мне казалось, что это мое призвание, и в мечтах я уже представлял себя вторым Джеком Лондоном или Томасом Гарди. Однако редактор издательства, куда я принес свое творение, был совсем другого мнения. Он не стал церемониться в выражениях и прямо заявил, что мое произведение никуда не годится и что я лишен писательского дара. Думаю, нет нужды рассказывать о моем тогдашнем состоянии. Прошли недели, прежде чем ко мне вернулась способность спать и есть, и я смог более или менее спокойно осмыслить случившееся. В то время я и понятия не имел об «ограничителе потери», но, оглядываясь назад, понимаю, что инстинктивно сделал именно это. Я попытался оценить свою писательскую деятельность в течение двух лет и пришел к выводу, что эти годы не были потеряны. Накопленный опыт обогатил меня духовно. Я вернулся к преподавательской работе, а в свободное время начал писать биографии великих людей и книги наподобие той, которую вы сейчас читаете. С тех пор я ни разу не пожалел о том. что не стал вторым Томасом Гарди.

Прежде чем сформулировать очередное правило, которое поможет преодолеть беспокойство, расскажу еще одну поучительную историю.

Когда Бенджамину Франклину было 7 лет, он сделал ошибку, о которой помнил всю жизнь. В то время ему страстно хотелось приобрести дудочку. В магазине игрушек, где она продавалась, его охватило такое волнение, что он выложил все свои медяки на прилавок, даже не спросив цену дудочки. Узнав об этом, старшие братья и сестры высмеяли малыша. «Я плакал от обиды и раздражения», — вспоминал Франклин много лет спустя, уже будучи всемирно известной личностью, послом США во Франции. Но хотя покупка дудочки принесла больше огорчения, чем удовольствия, в конце концов этот случай послужил ему полезным уроком. «Я пришел к выводу, - говорил он, — что большинство несчастий человечества вызваны тем, что люди неверно оценивают значение тех или иных событий в своей жизни, слишком дорого платят за дудочки».

Итак, не переплачивайте, то есть не тратьте больше жизненной энергии и сил, чем необходимо. Прежде чем сделать что-то, требующее больших затрат энергии и вызывающее тревогу, остановитесь и задайте себе три вопроса:

1. Велико ли значение того, о чем я беспокоюсь, в моей жизни?

2. На каком уровне мне следует установить «ограничитель потери» на снедающее меня беспокойство и забыть о нем?

Сколько я должен заплатить за эту «дудочку»? Не собираюсь ли я заплатить больше, чем она стоит на самом деле?

Не пытайтесь «пилить опилки». Недавно я купил следы динозавра, отпечатанные в глине и вставленные в специальный ящик. Куратор музея Пибоди Йельского университета, где я приобрел эту реликвию, сообщил, что ей около 180 миллионов лет. Даже самому неисправимому идиоту не пришло бы в голову пытаться вернуть прошлое, чтобы заменить эти следы.

Не менее нелепо пытаться изменить то, что произошло 180 секунд назад. Однако большинство из нас постоянно стремится сделать это. Между тем существует лишь один способ извлекать пользу из прошлого — спокойно проанализировать совершенные нами ошибки, помня при этом пословицу «не плачь о разлитом молоке». Я знаю, что она банальна и всем известна. Я знаю, что вы слышали ее уже тысячу раз. Но в ней, как и во многих других пословицах, заключена мудрость человечества, накапливавшаяся в течение веков и переданная через множество поколений. Если бы мы использовали в своей жизни большинство старинных пословиц, она стала бы более совершенной. Ведь знание имеет смысл только тогда, когда находит практическое применение. Я не ставил перед собой цель сообщить вам что-то новое. Моя задача — напомнить о том, что вы уже знаете, подтолкнуть вас к действиям, вдохновить к использованию мудрых истин в вашей жизни.

Меня всегда восхищали люди, похожие на бывшего редактора журнала «Филадельфия бюллетень» Ф. Шерда. Он обладал даром объяснять хорошо известные вещи, прибегая к образным сравнениям. Однажды, выступая перед выпускниками колледжа, Шерд задал им вопрос: «Кто из вас когда-нибудь пилил дерево? Поднимите руки». Поднялось много рук. Затем он спросил: «А кто из вас когда-нибудь пилил опилки?» Конечно же таких не нашлось, ведь сделать это невозможно.

То же самое происходит и с прошлым. Когда человек начинает беспокоиться о том, что уже случилось и закончилось, он просто пытается пилить опилки. Все мы совершаем нелепые поступки и ошибки. Мы учимся на них. Но мы должны забыть их, как только проанализировали все обстоятельства, с ними связанные. Чтобы избавиться от привычки беспокоиться, прежде чем она сломит вас, запомните следующее правило: не делайте бесплодных попыток вернуть прошлое, пусть оно хоронят своих мертвецов.

Не подражайте другим. Найдите себя и всегда оставайтесь собой. Одно из самых распространенных заблуждений человека -недооценивать данное ему природой и стремиться походить на кого-либо, играть несвойственную себе роль. Эта проблема стара, как мир, и универсальна, как человеческая жизнь. Нежелание быть самим собой служит скрытой причиной многих неврозов, психозов, комплексов. Специалисты в области воспитания детей считают, что ребенку нужно постоянно внушать простую истину: что бы ни случилось, всегда оставайся самим собой. Если он не усвоит этого, то рискует пополнить армию наиболее несчастных людей — тех, кто жаждет заниматься делом, которое не соответствует их врожденному физическому и психическому складу.

Особенно пагубны последствия такого стремления в актерской среде и мире бизнеса. В этом на собственном опыте убедился Сэм Вуд. До того как стать директором Голливуда, он несколько лет занимался торговлей недвижимым имуществом. И на киностудии, и в торговой конторе ему приходилось сталкиваться с этим явлением. Многие молодые актеры просто одержимы манией во что бы то ни стало подражать «звездам». Их участь незавидна. То же можно сказать о бизнесменах, которые копируют с кого-либо каждый шаг и боятся самостоятельных решений.

Недавно я разговаривал на эту тему с Полом Бойнтоном, управляющим по кадрам крупной нефтяной компании «Сокони-Вакуум». Я спросил его, в чем, по его мнению, состоит самая большая ошибка людей, которые обращаются к нему по поводу работы. Вот что он ответил. «Человек, ищущий работу, почему-то больше всего озабочен тем, чтобы скрыть свое подлинное лицо. Вместо того, чтобы быть откровенным, он старается понравиться работодателю, стремится угодить ему и нередко проигрывает. В результате «эффект» зачастую бывает прямо противоположным, ведь обман отталкивает, фальшивые люди никому не нужны».

Знаменитый Уильям Джеймс считает, что многие так и не находят себя. По его словам, в нас таится целый мир скрытых способностей, мы разбужены только наполовину и используем лишь небольшую часть своих физических и умственных потенциальных возможностей. Как правило, скрытые таланты человеческой личности остаются нереализованными.

Вы и я обладаем способностями, о которых, быть может, и не подозреваем. Поэтому не теряйте ни секунды на переживания о том, что вы не похожи на других людей. Каждый человек, родившийся на этой земле, неповторим. Таких, как он, не было и не будет после» Наше появление на свет удивительно и загадочно. Даже после того, как ваши отец и мать встретились и вступили в брак, существовал только один шанс из 300 000 биллионов, что родится именно такой человек, как вы! Иными словами, если бы у вас было 300 000 биллионов братьев и сестер, они все были бы не похожи на вас. Вы единственны и неповторимы. И это не мои предположения. Так считает наука. Зайдите в любую публичную библиотеку и прочитайте Армана Шайнфельда «Вы и наследственность». В ней немало научных данных, подтверждающих мои слова.

У меня есть основания говорить о необходимости найти себя, ведь с этой проблемой я не раз сталкивался. Когда я впервые приехал в Нью-Йорк с полей Миссури, мне казалось, что я рожден актером. Меня манили огни славы, и путь к успеху представлялся простым и усыпанным розами. Подав документы в Американскую Академию драматического искусства, я собирался подражать игре и поведению знаменитых актеров того времени — Джона Дрю, Вальтера Хэмпдена и Отиса Скиннера. Я намеревался позаимствовать самые лучшие качества каждого из них и объединитьих в себе, думая, что это поможет мне стать самым блистательным и непревзойденным актером.

Как это глупо! Как нелепо!

Мне пришлось потерять много лет жизни, подражая другим людям. Лишь позднее до моего толстокожего деревенского ума дошло, что я должен быть только самим собой и никем другим. Но в то время я был слишком туп, чтобы понять это. Мне пришлось все пережить заново. Несколько лет спустя я начал писать свою первую книгу, с надеждой, что это будет самая лучшая книга по ораторскому искусству, предназначенная для деловых людей. При этом я руководствовался тем же самым принципом, который применял, готовясь стать актером: собирался заимствовать мысли известных писателей и объединить их в одном произведении. Целый год ушел на то, чтобы выбрать содержащиеся в десятках книг по ораторскому искусству интересные размышления и включить их в свой опус. Но в конце концов меня осенило, что я снова остался в дураках. «Сборная солянка» из мыслей других людей оказалась настолько надуманной и скучной, что ни один деловой человек не стал бы корпеть над моим творением. Словом, «шедевр», на который был потрачен целый год, отправлен в корзину для мусора, а мне пришлось начать все сначала.

На сей раз я сказал себе: «Ты должен оставаться Дэйлом Карнеги со всеми его недостатками и слабостями. По всей вероятности, ты не можешь быть никем другим». Навсегда отказавшись от идеи сочетать в себе достоинства других людей, я засучил рукава и приступил к работе над учебником по ораторскому искусству, в котором нашли отражение мой жизненный опыт, наблюдения и мысли. Я пришел к тому же выводу, что и профессор английской литературы в Оксфорде сэр Вальтер Рэлей. «Мне не дано писать как Шекспир, — сказал он.— Но я могу написать свою собственную книгу».

Будьте самим собой. Следуйте совету, который Ирвинг Берлин дал Джорджу Гершвину. Когда они познакомились, первый был знаменит, а второй только пробивал дорогу в жизни. Именно Берлин предостерег Гершвина от неправильного шага: «Если ты согласишься работать моим музыкальным секретарем, то в конце концов станешь второсортным Берлином. Но если ты будешь настойчиво развивать свой талант, то станешь неповторимым и знаменитым музыкантом». Гершвин внял этому мудрому совету, и вскоре его имя гремело по всему миру.

Старайтесь использовать наилучшим образом то, что дала вам природа. В конечном итоге всякое искусство глубоко индивидуально. Вы можете петь только своим голосом, рисовать только своей рукой. Что бы ни случилось, вы должны возделывать свой маленький садик. Как бы ни сложились обстоятельства, вы должны играть на своем инструменте в сложном оркестре жизни.

В заключение этой главы я хочу привести слова поэта Дугласа Мэллоха.

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма, Будь маленьким деревцем в долине, но только самым лучшим деревцем.

Будь кустиком, если не можешь быть деревом.

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

Если не можешь быть кустиком.

Если ты не можешь быть китом, будь самым красивым

окунем в озере

Если мы не можем быть капитанами, кто-то должен

быть и матросом.

Для всех найдется работа на корабле жизни, только

найди свое дело.

Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь

узенькой тропинкой.

Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе.

Только найди свое дело и старайся стать самым

лучшим.

 

* * *

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал