![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие социализации и гендерной социализации.Стр 1 из 12Следующая ⇒
Содержание 1 Планы семинарских занятий и материалы подготовки к ним………………………………………………………….…………………....3 1.1 Семинарское занятие 1…………………………………………………..…3 1.2 Семинарское занятие 2…………………………………………………….17 2 Выполненные задания для самостоятельной работы.…………………………..……………………………………….…27 2.1 Семинарское занятие 1…………………………………………………….27 2.2 Семинарское занятие 2…………………………………………………….34 3 Задания по формированию практических компетенций (результаты диагностики и аутодиагностики) ……………………………………………..40 4 Глоссарий по курсу………………………………………………………..…49 5 Выполненные тестовые задания для самоконтроля………………………..59 6 Дополнительные материалы по учебной лисциплине «Гендерная психология» (по интересам стундентов) …………………………………..…62
Планы семинарских занятий и материалы подготовки к ним 1.1 Семинарское занятие 1. Гендерная социализация А. Вопросы для обсуждения 1. Понятия социализации и гендерной социализации. 2. Психологические механизмы гендерной социализации. Теория гендерной схемы С. Бэм. 3. Роль отца и матери в гендерном воспитании ребенка. Их влияние на усвоение ребенком гендерных стереотипов. 4. Роль СМИ в формировании и поддержании традиционных ролей мужчин и женщин. 5. Гендерный подход в практике школьного психолога. Б. Обсуждение выполненных заданий для самостоятельной работы В. Задания для самостоятельной работы 1. Каковы наиболее распространенные образы мужчин и женщин в современных СМИ? Подберите по 7-10 гендерно-нейтральных, традиционно- мужских, традиционно-женских и нетрадиционных реклам (в журналах, на телевидении, рекламных щитах, рекламных буклетах и т.д.) и опишите, по какому критерию они были так разделены. 2. Возьмите несколько журналов для женщин и для мужчин. Определите тематику публикаций для тех и других. Каким образом проявляются гендерные стереотипы в данных публикациях? 3. В каких сферах жизнедеятельности существует дискриминация женщин, а в каких – мужчин? 4. Опишите образы мужчин и женщин в современном отечественном и зарубежном кинематографе. 5. Как представлены мужчины и женщины, девочки и мальчики в сказках? Сильно ли отличаются роли мужчин и женщин в сказках? Какими сказки учат быть девочек? Мальчиков? !!! Примечание. Задания для сам. работы выполнить на отдельных листах А-4, подписать (Ф.И. студента) и сдать на проверку. Литература Основная 2. Введение в гендерные исследования; под общ. ред. И.В. Костиковой. – М., 2005. 3. Клецина, И.С. Гендерная социализация / И.С. Клецина. – СПб., 1998. 4. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений / И.С. Клецина. – СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2004. 5. Практикум по гендерной психологии; под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. Дополнительная 2. Попова, Л.В. Гендерная социализация в детстве (или Что нужно знать воспитателям о том, как девочки и мальчики научаются «быть женщинами и мужчинами») / Л.В. Попова // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика; под ред. Л.В. Штылевой. – Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001. 3. Трошев И. В. Гендерные образы рекламы // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 38-49. 4. Пушкарева, Н.Л. Читаем сказки сквозь «гендерные очки» (одна из методик гендерной педагогики) / Н.Л. Пушкарева // Гендерные проблемы в общественных науках; отв.ред. И.М. Семашко. – М.: ИЭА РАН, 2001. 5. Степанова, Л.Г. Актуальные проблемы гендерной психологии: курс лекций / Л.Г. Степанова. – Минск: БГПУ, 2009. 6. Степанова, Л.Г. Введение в гендерную психологию / Л.Г. Степанова. – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2012.
Понятие социализации и гендерной социализации. Социализация – это процесс усвоения социальных норм, правил, особенностей поведения, процесс вхождения в социальную среду. Гендерная социализация – это процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Социальные психологи также используют термин «дифференцированная социализация», подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях. Полоролевая социализация включает две взаимосвязанные стороны: а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов; б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин. Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу (это называется гендерной идентификацией). В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины стараются по-разному выглядеть, занимаются разной деятельностью и интересуются разными вещами. К 7 годам, а нередко уже в 3-4 года, дети достигают гендерной константности – понимания того, что гендер постоянен и изменить его невозможно. Еще до поступления в начальную школу дети обладают достаточно глубокими знаниями о гендерных различиях в игрушках, одежде, действиях, объектах и занятиях. Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем. Выделяются две фазы гендерной социализации: 1) адаптивная (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям); 2) интериоризация (сущностное усвоение мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей). Основные социализирующие факторы (агенты) - социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь.Механизмами для осуществления гендерной социализации служат: а) дифференциальное усиление, когда приемлемое гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое – наказывается социальным неодобрением; б) дифференциальное подражание, когда человек выбирает полоролевые модели в близких ему группах – семье, среди сверстников, в школе и т.д., начиная подражать принятому там поведению. Общество, как правило, при формировании половой роли и полового самосознания, четко ориентируясь в воспитании на стандарты «фемининность-маскулинность», относится терпимо к маскулинному поведению девочки, но осуждает фемининное поведение мальчика. Истоки гендерного конфликта лежат в детстве. Так, девочки-спортсменки, занимающиеся мужественными видами спорта, в 7 раз чаще имеют мужскую направленность детских игр, чем не спортсменки, в 15 раз чаще бывают лидерами в компании мальчиков. Эффективным способом гендерной социализации в целом и преодоления гендерного конфликта в частности является тренинг полоролевой идентичности. Гендерная социализация продолжается в течение всей жизни человека, но по мере взросления растет самостоятельность в выборе ценностей и ориентиров. В некоторых ситуациях взрослые люди могут переживать гендерную ресоциализацию, т.е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей и усвоение новых.
|