Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гендерный подход в практике школьного психолога.






Гендерная педагогика – это совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно и справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки.
В рамках традиционного (не гендерного) образования очень силь­но влияние стереотипов на воспитание и обучение детей. В1982 году Р. Холл и Б. Сэндлер провели первое исследование вербальных и не­вербальных коммуникационных практик в образовании. Это иссле­дование стало классическим образцом подобных проектов. Было по­казано, в частности, что господствующие формы преподавания опи­раются на маскулинные способы общения. Так, Л. В.Попова отмечает, что девочек обычно побуждают отходить на второй план в образова­тельном процессе, а мальчиков поощряют быть активными.
Это проявляется в том, что мальчикам уделяется больше учительско­го времени, а от девочек в основном требуют аккуратности и послушности, а не инициативы. Проступки мальчиков, мелкие нарушения дисциплины легче прощаются мальчикам, нежели девочкам.
Попова выделяет и еще несколько стереотипных ситуаций:
1. Во время урока учителя в первую очередь отвечают на вопросы мальчиков, реагируют на их поднятые руки; ответы девочек с мес­та принимаются реже.
2. По-разному объясняют учителя успехи и неуспехи своих подо­печных.
3. С раннего детства девочек ориентируют на межличностные отноше­ния, на других людей. Девочка легко адап­тируется к прямым и косвенным указаниям.
4. Как пра­вило мальчик сразу пытается продемонстрировать свои умения, знания, достижения. Если занятия в классе ему не интересны из-за их лег­кости или трудности, мальчик чаще начинает нарушать дисципли­ну, отвлекаться.
Школа как один из основных институтов гендерной социализациисегодня активно воспроизводит сложившиеся веками стереотипы. На сегодняшний день выделено несколько направлений работы с детьми по дополнению и расширению возможностей их социализации:
• дополнение зон самореализации детей (например, поощрение девочек к занятиям спортом, а мальчиков – к самообслуживанию);
• организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;
• снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств; • создание условий для получения девочками опыта самопоощрения и повышения самооценки;
• привлечение обоих родителей (а не только матерей) к воспитанию детей.

Таким образом, гендерный подход в педагогике и образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности. Этот подход дает человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

 

1.2 Семинарское занятие 2. Гендерная идентичность, гендерные роли и гендерные стереотипы личности

А. Вопросы для обсуждения
1. Понятие идентичности. Гендерная идентичность. Факторы, влияющие на формирование гендерной идентичности.
2. Традиционные гендерные роли.
3. Концепция андрогинии С. Бэм.
4. Понятие гендерных стереотипов. Их типология. Причины возникновения и механизм формирования.

Б. Дискуссия на тему «Действительно ли гендерные стереотипы оказывают влияние на личностные различия или их роль преувеличена?»

В. Обсуждение выполненных заданий для самостоятельной работы.

Г. Задания для самостоятельной работы
1. Составьте список гендерных стереотипов, с которыми вы сталкивались, например: «женщины – эмоциональны, мужчины – рациональны», «женщина должна быть красива и сексуально - привлекательной, мужчина должен все знать и ни в чем не сомневаться».

2. Проанализируйте стереотип «Мужчина – добытчик, а женщина - хранительница очага» и запишите выгоды и потери для мужчин и для женщин в виде таблицы:

  Выгоды от стереотипа Потери от стереотипа
Для женщин    
Для мужчин    

 

3. Какие качества женщин и мужчин ассоциируются у вас с понятиями «настоящая женщина», «настоящий мужчина»? продолжите предложения:
Быть «настоящеей женщиной» это быть … (какой?)
Быть «настоящим мужчиной» это быть … (каким)?
4. Что подразумевается под выражением «женское счастье»? Существует ли «мужское счастье» и в чем оно заключается?

!!! Примечание. Задания для сам. работы выполнить на отдельных листах А-4, подписать (Ф.И. студента) и сдать на проверку.


Литература

Основная
1. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

2. Клецина, И.С. Гендерная социализация / И.С. Клецина. – СПб., 1998.

3. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений / И.С. Клецина. – СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2004.

4. Практикум по гендерной психологии; под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003.

5. Степанова, Л.Г. Введение в гендерную психологию / Л.Г. Степанова. – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2012.

Дополнительная
1. Гилмор Д. Становление мужественности: Культурные концепты маскулинности. / Д. Гилмор. – М.: Алетейя, 2005.

2. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная психология; Учебник – М.: Издательско- торговая корпорация “Дашков К”, 2007.

 

3. Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие. М.: “Ось -89”, 2006.

 

4. Шейнов, В.П. Мужчина и женщина. Энциклопедия взаимоотношений – СПБ: Изд. Компания “Курс”, 1997.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал