Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы процесса создания обучающей системы: методическая проработка учебного материала, создание обучающего сценария задачи и создание обучающей программы.⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22
Любое обучение – это задача комплексная, требующая учёта данных психологии, педагогики, методики и особых свойств изучаемого предмета. По существу любая обучающая программа – это достаточно сложная система искусственного интеллекта. Построение обучающих программ реализуется путём выполнения следующих задач: 1. теоретического обоснования выбираемого метода обучения 2. создание с опорой на выбранный метод технологии обучения 3. построение обучающей программы 1. Выделяют два теоретических подхода: бихевиористский и когнитивно-интеллектуальный. Бихевиористский подход связан с постулатом: чем чаще употреблено слово, тем лучше оно запоминается. В рамках такой теории различают следующие методы автоматизированного обучения: 1) программирование учебной деятельности обучаемого; 2) тестирование; 3) информирование. При когнитивно-интеллектуальном подходе у обучаемого активизируются познавательные функции. При таком подходе возможны следующие методы автоматизированного обучения: 1) моделирование учебной среды (программы моделируют структуру некоторого объекта или принцип его действия); 2) свободное обучение (обучаемый сам может выбрать тематику и способ работы с ПК). 2. Создание с опорой на выбранный метод технологии обучения языка. Каждая компьютерная программа, обучающая какому-либо аспекту языка, представляет собой некоторую совокупность более простых программ. Обучающую программу в её полном виде назовём автоматизированным учебным курсом (АУК). АУК – это комплекс компьютерных программ, направленных на достижение одной или нескольких учебных целей: формирование, закрепление, применение или контроль знаний и умений. Технология создания автоматизированного учебного курса I. Проектирование содержания курса и его состава. Проводится детальный анализ учебной программы, при этом в ней выделяются разделы, темы, проблемы и задачи, в изучении которых может быть использован компьютер. Пример: русский раздел – разделы (грамматика, лексика, текст); раздел грамматика à темы: существительное, глагол, …; существительное à задачи: склонение, …. II. (начинается 30-й вопрос). Методическая проработка учебного материала и создание обучающего сценария этой задачи. 2.1 конкретизировать тип учебной задачи. Выделяют следующие типы: обучающие, тренирующие, контролирующие, обучающе-контролирующие. Последний используется чаще. 2.2 определить параметры, по которым будут оцениваться результаты обучения: число верно/неверно выполненных заданий, общее число заданий, время выполнения заданий, число подсказок. 2.3 разработать формальные процедуры оценки знаний: пятибалльная или десятибалльная система оценки знаний; количество баллов, которое учитывалось за каждое задание. 2.4 выработать критерий достижений поставленных учебных целей. Чаще всего под целью обучения какой-либо задачи принято понимать состояние знаний, навыков и умений, которые должны быть достигнуты в процессе обучения. Цель обучения чаще представлена в двух списках: а) список понятий, которые нужно усвоить; б) список умений, которые нужно приобрести. 2.5 подобрать учебный материал к задаче и определить порядок его предъявления. 2.6 создать обучающий сценарий. ОС – это модель процесса обучения, опирающаяся на некоторый набор правил, упражнений и определённый метод обучения и представленная в виде последовательности обучающих кадров. Обычно сценарий представлен в виде диалога обучаемого с компьютером. Обучающий кадр – это минимальный фрагмент обучающего сценария, несущий определённую методическую нагрузку. Типы кадров: основные: информационные (это текст учебного материала), операционные (последовательность вопросов и упражнений), кадры обратной связи (коррекция процесса обучения); вспомогательные: информирующие (сообщают о теме и цели задачи), иллюстрирующий (приводят примеры), кадры разрядки (снять напряжение обучающего). III. Создание обучающей программы для каждой задачи и экспериментальной опробование (тестирование). По сценарию пишется программа на каком-либо языке программирования. IV. Объединение обучающих программ всех задач курса в единый автоматизированный учебный курс.
|