Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация. В зависимости от средств правового регулирования[24]: Нормативное — регулирование осуществляется посредством норм позитивного права и распространяется на
В зависимости от средств правового регулирования[24]:
- Нормативное — регулирование осуществляется посредством норм позитивного права и распространяется на неограниченный круг лиц. Является первичным, который определяет общие правила для всех общественных отношений определённого вида, а не для единичного случая.
- Индивидуальное (казуальное) — регулирование осуществляется с помощью индивидуальных правовых средств (правомерные односторонние действия, договоры, правоприменительные акты: административные и судебные решения). Распространяется на индивидуально-определённый (поименованный) круг лиц, вытекает из нормативного регулирования и конкретизирует его.
- Координационное (саморегулирование) — регулирование осуществляется непосредственно участниками общественных отношений без участия в них государства (заключение договоров, осуществление правомерных действий).
- Субординационное — регулирование конкретных общественных отношений, в которых участвует государство в лице своих компетентных органов (принятие административных и судебных решений).
В зависимости от субъекта, осуществляющего правовое регулирование[24]:
- Государственное — осуществляется государственными органами и их должностными лицами с применением исключительно правовых норм.
- Негосударственное — осуществляется общественными организациями, коллективами или индивидуальными участниками общественных отношений с применением как норм права, так и индивидуальных правовых средств.
В зависимости от степени централизации[24]:
- Централизованное — единообразное регулирование общественных отношений на всей территории страны.
- Децентрализованное — регулирование осуществляется из различных центров и уровней в пределах страны (например в федеративном государстве).
В зависимости от сферы действия права[24]:
- Общее — распространяется абсолютно на всех субъектов.
- Ведомственное — распространено только в какой-либо сфере государственного управления.
- Местное — распространено на уровне административно-территориальных или муниципальных образований.
- Локальное — распространено внутри корпоративных сообществ и организаций.
Стадии и механизм правового регулирования
Стадии
Стадии правового регулирования выглядят следующим образом[25]:
правотворчество (создание нормы права)
| →
| юридический факт
| →
| возникновение правоотношения
| →
| реализация права
| | | | | ↖
| применение права (факультативная стадия)
| ↗
| | Первая стадия (правотворчество) — создаётся норма права, имеющая общее воздействие на общественные отношения, путём обозначения ориентиров о возможности наступления либо позитивных, либо негативных последствий, которое оказывает влияние на волю и сознание людей. Правовыми средствами являются норма права и источники права[26][27][28].
Вторая стадия (юридический факт + правоотношение) — происходит индивидуализация и конкретизация нормативных предписаний после наступления юридических фактов, то есть воплощение нормы права применительно к конкретному общественному отношению, где она начинает работать. На этой стадии правовыми средствами являются субъективные права и юридические обязанности[29][27][30].
Третья стадия (реализация права) — правовые предписания воплощаются в жизнь и имеют конкретный правовой результат, в том числе посредством правообеспечительной и правоохранительной функций. Правовыми средствами здесь являются акты использования права, исполнения обязанности или соблюдения запрета[31][32][30].
Четвёртая стадия (правоприменение) — деятельность компетентных органов, связанная с индивидуализацией предписаний нормы права и оформленная в виде акта применения права. Является факультативной стадией, субъекты прибегают к ней только в случае возникновения такой необходимости, когда реализация правовых предписаний невозможна без вмешательства со стороны компетентных органов (в основном сфере регулятивных и охранительных отношений: регистрация брака, принятие судебного решения). Правовым средством здесь является правоприменительный акт[26][33].
|