![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лабораторная работа №3Стр 1 из 13Следующая ⇒
Лабораторная (самостоятельная) работа №1 Цель работы: приобретение навыков анализа предметной области и построения концептуальной модели. Содержание работы: • Анализ текстового описания предметной области. • Построение концептуальной модели. Задания: 1.Выделить основные абстракции (сущность, атрибут, связь) в предметной области и определить их параметры. 2.Сформировать максимально полный перечень возможных запросов к базе данных на основе анализа предметной области. 3.Построить концептуальную модель в виде ER-диаграммы. 4. Представить концептуальную модель в терминах реляционной модели. 5.Описать домены (допустимые множества значений, которые могут принимать атрибуты), указывая типы соответствующих данных и их характеристики. 6.Определить ключи и внешние ключи (если они есть). 7. Выписать функциональные зависимости (рассматривая возможные значения полей таблицы). 8. Привести полученную концептуальную модель к третьей нормальной форме или к нормальной форме Бойса-Кодда (показать, что она находится в соответствующей нормальной форме).
Лабораторная работа №2 Цель работы: приобретение навыков создания структуры реляционной базы данных и первоначальный ввод данных в базу данных с использованием СУБД MS Access. Содержание работы: • Создание структуры реляционной базы данных для построенной в лабораторной работе 1 концептуальной модели предметной области. • Ввод данных в таблицы (данные представляются самим слушателем). Задания: 1. При помощи среды MS Access создать структуры таблиц для представления предметной области в рамках реляционной модели с указанием типов данных и их характеристик. 2. Для каждой создаваемой таблицы: 2.1. Определить условия на значения и сообщения об ошибках некоторых полей. 2.2. Определить начальное значение для некоторых полей. 2.3. Задать ключ. 2.4.Задать внешний ключ (если он есть). 2.5.Определить (если это возможно) значения некоторых полей с помощью мастера подстановок. 2.6.Определить обязательные поля. 3. Определить схему базы данных, связи между таблицами и наложить условия целостности на таблицы, связанные отношением «один-ко-многим». Показать на примерах, что меняется при включении/выключении каждого из флажков «Обеспечение целостности данных», «Каскадное обновление связанных записей» и «Каскадное удаление связанных записей». 4. Ввести данные в таблицы. При вводе выяснить, что дает наложение условий на значения полей.
Лабораторная работа №3 Цель работы: приобретение навыков реализации запросов пользователя на выборку данных из таблиц, добавление, удаление и редактирование информации. Приобретение практических навыков использования языка SQL. Содержание работы: Работа со сформированной в лабораторной работе 2 базой данных: • Выборка данных из одной таблицы. Выбор отдельных полей таблицы. Квалифицированный выбор – предложение WHERE. Сложные условия (использование OR, AND, NOT). • Выборка данных из связанных таблиц. Работа с главными и подчиненными таблицами (Master-Detail). • Создание вычислимых полей. • Сортировка результатов запроса. • Проблема агрегирования данных. Изучение агрегатных функций (SUM, AVG, MAX, MIN, COUNT). • Подсчет простых итогов. • Организация группировки. Группировка по нескольким полям. • Организация отбора при группировке. • Создание перекрестных запросов. • Создание новых таблиц. • Создание запросов на добавление, редактирование, удаление.
Задания: 1. Простой выбор данных (SELECT, *, FROM, WHERE, ORDER BY, вычислимые поля, DISTINCT). · Создать простой запрос на выборку из одной таблицы. Включить несколько полей таблицы. · Включить в запрос все поля с помощью знака «*». · Создать запрос на выборку данных из двух связанных таблиц. · Выбрать несколько полей, по которым сортируется вывод. · Определить условия отбора («И» и «ИЛИ»). Создать не менее двух запросов. · Определить условия отбора с помощью параметра запроса. · Создать вычислимые поля. · Создать отсортированный по вычислимому полю запрос из нескольких таблиц, в котором определены условия «И» и «ИЛИ». · Использовать предложение DISTINCT. 2. Внешнее объединение таблиц. · Создать запрос на внешнее объединение таблиц. · Продемонстрировать использование предложений Is null, Is not null. · Использовать предложение LIKE. · Использовать оператор UNION. 3. Выбор данных с помощью группирующих запросов с условием (GROUP BY, HAVING, MIN(), MAX(), SUM(), COUNT(), …). · Создать итоговый запрос, содержащий несколько итоговых цифр. · Создать простой группирующий запрос. · Создать группирующий запрос с группировкой по нескольким полям. · Создать группирующий запрос, в котором определяются условия, причем сначала выполняются вычисления, а затем происходит отбор. · Создать группирующий запрос, в котором определяются условия, причем сначала происходит отбор, а затем выполняются вычисления. · Создать группирующий запрос, в котором есть вычислимое выражение, содержащее несколько итоговых полей. 4. Выбор данных с помощью подзапросов. · Создать запрос с выбором при помощи In. · Использовать предложения ALL, ANY, EXISTS.
|