Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология девиантности и девиантного поведения






Яндекс.Директ

Лечение неврозов. Rehab FamilyСемейная клиника лечения неврозов. Полноценная жизнь в ближайшие недели! О клиникеНаши специалистыОтзывы пациентовКонтактыrehabclinic.ruАдрес и телефонЕсть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом.Скрыть объявление
Спасибо. Объявление скрыто.

Социальные факторы девиантного поведения раскрываются в рамках социологических и социально-психологических концепций.

Среди социологических теорий, объясняющих причины и механизмы девиантного поведения, наиболее популярна концепция социальной дезорганизации, которая объясняет поведенческие девиации общественными процессами. В этой связи Эмиль Дюркгейм выделил две категории: сплоченность общества и аномию. Под аномией понимается состояние ценностно-нормативной дезорганизации общества, которое проявляется в таких негативных феноменах, как крушение идеалов, несоответствие законов и реальной социальной ситуации, двойные стандарты, расслоение общества, контрасты в ценностях и взглядах.

Развивая идею аномии, Роберт Мертон рассмотрел девиантное поведение как результат несогласованности между провозглашаемыми культурой ценностями и легитимными средствами их удовлетворения. Например, в современной американской культуре доминирует идея благосостояния, которая, в свою очередь, определяет высокую индивидуальную значимость успеха. Через социальные нормы культура определяет не только цели, но и легитимные способы их достижения. Предполагается, что если человек будет усердно трудиться, его американская мечта станет реальностью. Не всегда данное предписание осуществимо в действительности.

Конфликт между целями и средствами их достижения может привести к аномическому напряжению, фрустрации и поиску незаконных способов адаптации. Данное обстоятельство отчасти объясняет относительно высокий уровень преступности среди низших социальных слоев.

Яндекс.Директ

Дизайн web-сайтов! Создадим красивый продающий сайт, визитку, магазин! Опыт 8 лет! Жмите! студия-навигатор.рфАдрес и телефонСкрыть объявление
Спасибо. Объявление скрыто.

Не все люди (классы) имеют одинаковые условия для достижения успеха, вследствие чего они пытаются адаптироваться к возникшему противоречию различными путями. В качестве таких путей адаптации Р. Мертон выделил следующие:
• конформизм — полное принятие социально одобряемых целей и средств их реализации;
• инновация — принятие целей, но отвержение легитимных способов их достижения;
• ритуализм — негибкое воспроизведение заданных или привычных средств;
• ретризм — пассивный уход от выполнения социальных норм (например, в форме наркомании);
• мятеж — активный бунт и отрицание социальных норм.

В соответствии со взглядами П. Сорокина, ведущим социальным фактором девиантности и девиантного поведения является несоответствие между распределением благ и личными качествами людей.

Концепция конфликта культур (Т. Селин и др.) делает акцент на различиях между отдельными социальными группами — стратами, между которыми существуют множественные противоречия и конфликты, порождающие недовольство и преступления.

Теория клеймения — стигматизации (Гофман, Беккер, Лемерт и др.) рассматривает девиантность как условное свойство, приписываемое индивиду в форме негативного ярлыка — стигмы (например: преступник, наркоман, проститутка). Ярлык приводит к социальной изоляции и эмоциональному отчуждению. Напротив, неразоблаченный преступник не является преступником, оставаясь личностью с полными правами и статусом. Идея стигматизации хорошо объясняет феномен вторичной девиантности, игнорируя тот важный момент, что чаще первые случаи девиантного поведения возникают без соответствующей стигмы.

Толкотт Парсонс, основоположник структурного функционализма в социологии, разработал теорию социального действия как самоорганизующейся системы. Любая социальная система имеет набор функций: адаптация, достижение цели, интеграция, следование образцу и т. д. Нарушение в системе связано с нарушением функций. Причиной социальных девиаций, по мнению Парсонса, прежде всего, являются различия между участниками социального взаимодействия и невыполнение взаимных ожиданий. Поведение личности в социуме можно описать с помощью трех переменных: 1) активность — пассивность; 2) отношение к индивидам и нормам; 3) отчуждение — подчинение. В связи с различными комбинациями данных свойств встречаются и разные варианты девиантного поведения.

Другим объективным социальным фактором поведенческих девиаций признается влияние норм девиантной субкультуры и обучения (Р. Клауорд, Л. Оулин). Очевидно, что индивид, с раннего детства помещенный в девиантную субкультуру (криминальную, конфликтную или ретритскую) будет стремиться воспроизвести соответствующие формы девиантного поведения.

Влияние современных субкультур на девиантное поведение личности является неоспоримо важным, хотя и недостаточно изученным вопросом. В то же время хорошо известно, что личность всегда включена в какую-либо социальную группу. В ряде случаев, «групповые» потребности доминируют — быть включенным в группу, следовать ее нормам, подражать ее участникам, противопоставлять себя другим группам. На этой почве вырастают самые разнообразные субкультуры — аристократическая элита, хиппи, металлисты, рокеры, геи, скинхэды и т. д.

Люди склонны идентифицироваться с групповыми лидерами и их идеалами (в том числе деструктивными), что во многом объясняет существование таких массовых девиаций, как геноцид, расизм, фашизм.

Габриэль Тард развивал идею о том, что преступному поведению обучаются через подражание и привыкание. Эдвин Сазерленд в 1939 году сформулировал теорию дифференцированной связи, в соответствии с которой девиантное поведение — сложная и дифференцированная форма; ему учатся в интеракции (взаимодействии). Этот процесс включает усвоение девиантной мотивации, оправдания и техники реализации девиантного поведения.

Современный интеракционизм (Говард Беккер и др.) рассматривает девиацию как результат взаимодействия между людьми (например, между преступником и жертвой, преступником и его преследователями). Особое значение имеет механизм экспектации (ожидания) и роли. Девиантное поведение может быть описано с помощью понятия социальная роль, или социальная функция личности (Дж. Мид, М. Дойч, Р. Краусс). Роль — это система ожиданий относительно поведения человека, представление человека о модели собственного поведения, наконец, поведение в соответствии с занимаемым положением — статусом. Исходя из этого, люди могут принимать на себя различные роли, в том числе роль девианта.

Наконец, субъективной причиной отклоняющегося поведения может стать отношение самой личности (группы) к социальным нормам (Г. Сайк, Д. Матза). Например, чтобы освободиться от моральных требований и оправдать себя, человек может «нейтрализовать» действие норм различными способами: ссылаться на высшие понятия (дружбу, преданность группе); отрицать наличие жертвы; оправдывать свое поведение девиантностью жертвы или провокацией с ее стороны; отрицать свою ответственность; отрицать вред своего поведения. Все это становится реальной основой для социальных девиаций.

Таким образом, социологические и близкие к ним социально-психологические теории рассматривают девиантное поведение как результат сложных взаимоотношений между обществом, группой и конкретной личностью. С одной стороны, мы видим, что в самом обществе имеются серьезные причины для отклоняющегося поведения (например, социальная дезорганизация и социальное неравенство), с другой — закономерно приходим к признанию решающей роли личного выбора и индивидуальных особенностей в процессе формирования девиантности и девиантного поведения.

 

5.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал