Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Побеги, уходы, бродяжничество, прогулы подростков
| Поведенческая реакция в виде уходов из дома, побегов из детских учреждений может быть мотивированной и немотивированной. Мотивированная поведенческая реакция ухода обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток (к примеру, побег из летнего лагеря, где подростка унижали сверстники или уход из дома после серьёзного конфликта в семье, с родителями). Другое дело, что это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания.
| И задача родителей, педагогов, психологов и психотерапевтов в этом случае - расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, т. е. научить его разнообразным стратегиям поведения (к примеру, обратиться к администрации лагеря, позвонить родителям, написать заявление в милицию - в первой ситуации; научиться отстаивать свои права и соблюдать права родителей или обратиться за помощью к классному руководителю в школе, к другим родственникам - во второй, но не убегать в " никуда" и не подвергать свою жизнь и здоровье опасности).
Мотивированная реакция ухода по психологически понятным причинам возникает как ситуационная характерологическая реакция на фоне острой психической травмы (пережитого стресса) у условно здоровых детей и подростков (причинами могут быть реагирование на потерю, острый конфликт со значимыми людьми, острое проявление в характере родителей деспотичности и авторитаризма, неблагополучная социально-бытовая обстановка: родители страдают алкоголизмом или наркоманией, вовлечены в криминал, острый эпизод насилия со стороны родителей).
У подростков с акцентуированными чертами характера психологически понятная причина, как правило, есть, но степень реагирования подростка не соответствует силе воздействия психической травматизации. Психическая травматизация в этих случаях носит, чаще всего, хронический характер (безнадзорность, низкий социальный статус семьи, депривация - неудовлетворение базовых потребностей ребенка, повторяющиеся эпизоды насилия). Реакции ухода возникают у акцентуированных личностей как обдуманные с предварительной подготовкой и продумыванием деталей побега (планируемые - как реакция эмансипации или демонстративная реакция) или импунитивные (совершенные под воздействием момента в состоянии выраженного аффекта без обдумывания и подготовки). У астеничных, эмоционально-лабильных, сенситивных личностей реакции ухода могут быть проявлением пассивного протеста (сверхценное переживание обиды или страх перед наказанием); у гипертимных и аффективно-возбудимых личностей выступать как реакция эмансипации, желание " пожить свободной жизнью"; у шизоидных личностей - как реакция избегания общения; у истероидных личностей - как демонстративная реакция с целью привлечения внимания; у неустойчивых личностей - как проявление сенсорной жажды, повышенной подражаемости и внушаемости, что является в свою очередь одним из проявлений психического инфантилизма - " детскости в поведении и суждениях" (уходы из школы от регламентированного режима, требований, некритичность к своим поступкам). Подробнее о типах характеров подростков...
Реакции ухода у подростков, страдающих стойкими аномалиями характера (психопатиями), проявляются в моменты декомпенсации психопатии. Уходам и побегам может предшествовать какая-либо психологическая травма, однако при психопатиях подросток привычно (однотипно) реагирует на любую психологическую травму (или на те ситуации, которые он расценивает как психотравму) - мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) - т. е. формируется " привычка", когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать. Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные.
Таким образом, мотивированные уходы могут быть у условно здоровых, у акцентуированных лиц и у страдающих формирующейся или стойкой аномалией характера. Неблагоприятная динамика развития мотивированных уходов может быть такова: психогенная реакция ухода (мотивированная реакция) не подвергается коррекции (эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка не расширяется), и тогда она становится привычным патологическим стереотипом поведения и может развиться в стадию импульсивных непреодолимых уходов (дромомания), что уже является немотивированной реакцией ухода.
Немотивированные уходы - это патология, возникают в рамках каких-либо психических расстройств. Немотивированные уходы и побеги психологически непонятны окружающим и могут быть совсем не связаны с ситуацией, в которой находился подросток перед уходом или побегом. К примеру, вдруг, на фоне полного благополучия, подросток собирается и исчезает " погулять", и гуляет несколько дней или даже недель. Такой уход возникает чаще на фоне нарушений в сфере влечений (вплоть до импульсивного непреодолимого стремления к уходу - дромомания), неодолимой жажды приключений (расстройства эмоционально-волевой сферы).
Реакции уходов и побегов могут возникнуть у детей и подростков с задержкой психического развития и у умственно отсталых лиц, у лиц с признаками резидуально-органической недостаточности центральной нервной системы, у лиц с психоорганическим синдромом в периоды дисфорических (тоскливо-злобных) колебаний настроения и носить немотивированный характер.
Иногда внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения или, напротив, на фоне необъяснимо повышенного настроения, причём это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией (такие нарушения могут быть проявлением аффективных нарушений, дисфории или депрессии). Наконец, уходы и побеги могут быть проявлением психического заболевания (эпилепсия и эпилептиформные состояния, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, деменция).
Степень тяжести синдрома уходов и бродяжничества определяется следующим образом: легкая: • не более чем на 7 дней 1 раз в месяц • ночное посещение компьютерных клубов, попрошайничество, прогулы • критика частичная, нет противоправных действий, нет аддиктивного поведения, встречается при ситуационных личностных реакциях, резидуально-органической неполноценности нервной системы, пограничной интеллектуальной недостаточности
средняя: • уходы на 2-3 недели, 1-2 раза за 2 месяца • попрошайничество, жизнь в подвалах, чердаках • противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность, без критики, встречается при смешанных специфических расстройствах развития, формирующихся аномалиях характера (психопатиях), умственной отсталости
тяжёлая • уходы на 1-2 месяца, 2 раза за 6 месяцев • асоциальная жизнь, противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность • невозможность контролировать своё поведение - встречается при психических заболеваниях.
17.
Влияние семейно-бытовой среды на формирование девиантного поведения молодежи.
|
статті - Наукові публікації
| Лптовченко И.В. аспирантка кафедры социологии Гуманитарного института Национального авиационного университета
Статья посвящена проблеме влияния семейно-бытовой среды на процесс социализации личности и проявлений девиантного поведения среди молодежи. Рассматриваются вопросы влияния особенностей структуры семейной среды, типологии семьи, бытовой сферы и специфики взаимоотношений между членами семьи на формирование ценностных ориентаций и моделей поведения молодого поколения.
Ключевые слова: семья, семейно-бытовая сфера, молодежь, девиантное поведение, социализация личности.
В процессе формирования и развития личности ведущая роль принадлежит семейно-бытовой сфере. Семья является одним из первых исторических форм социальной общности людей и социальных отношений, а также важным элементом социальной структуры общества. Ведь вхождение человека в общество начинается именно с семьи, с родительско-материнской любви и семейной заботы. В семье формируется мировоззрение и ценностные ориентации личности, традиции, привычки и убеждения, нормы и правила поведения, подражают молодым поколением от родителей, родственников и ближайшего семейного круга. Выполняя важные функции в обществе, семья, прежде всего, так исторически сложилось, берет на себя обязанности рождения и воспитания детей, культурного развития и материального обеспечения своих членов. Однако, к сожалению, в современном украинском обществе все более возрастает количество семей, которые не выполняют или выполняют, но не в полном объеме, указанные выше функции, что в свою очередь, зачастую приводит к формированию девиаций среди молодежи.
На развитие научных знаний о причинной связи девиантного поведения и факторов ее возникновения, связанных с ближайшим окружением, в значительной степени повлияли исследования различных школ: бихевиоризма - искажение процесса социализации, злоупотребление наказаниями, жестокое отношение к детям (А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц) неофрейдизма-м - дефицит эмоционального контакта с матерью (К. Хорни, Д. Боулби, Г. Салливан), отсутствие чувства безопасности в первые годы жизни (Э. Эриксон), структура семь 'й и тип воспитания (А. Адлер) гуманистическое направление - смысл и условия самореализации и самоактуализации ребенка в определенных условиях воспитания [2, с. 157]. Среди отечественных ученых, посвятивших свои труды проблемам влияния семейно-бытовой среды на формирование девиаций среди молодежи, следует отметить А. Балакиреву, Н. Максимову, А. Яременко и др..
По данным социологических и психолого-педагогических исследований, наибольшее влияние на ребенка имеют родители в период раннего возраста; дошкольном возрасте на ребенка начинают влиять друзья, другие взрослые (родственники, соседи, воспитатели), в младшем школьном возрасте влияние родителей и людей с ближайшего окружения (учителя, руководители кружков, тренеры спортивных секций) уравнивается; уменьшается доля влияния родителей на подростков, в настоящее время особое значение приобретает социум (учителя, друзья, соседи, средства массовой информации). Юношеский возраст характеризуется возвращением авторитета родителей (однако в решении интимных проблем предпочтение отдается друзьям) [6, с.78]. Именно поэтому чрезвычайно важным фактором развития и воспитания социально здоровой личности является постоянный, непрерывный связь между родителями и детьми в течение всего периода взросления и социализации молодого поколения.
Особенности структуры семейного окружения, типология семьи, бытовая сфера и специфика взаимоотношений между членами семьи играют существенную роль в первичной социализации индивида, формируя систему его мировосприятия.
Семейно-бытовая социализация молодежи является конкретно историческим процессом ее становления и развития в инфрасферах родительско-материнской семьи, свободного времени, а также собственной молодой семьи, является процессом реализации определенных социальных программ, форм и методов жизнедеятельности [5, с.128]. Семейно-бытовая сфера обеспечивает освоение молодым поколением определенных привычек и навыков, духовных ценностей, моральных качеств семьи, реализуется благодаря условиям воспитания и всестороннего развития детей, общению, совместного отдыха и т.д.. Быт достаточно тесно взаимодействует и с другими сферами жизни общества, он влияет на обучение, труд, досуг, общественные отношения и др.. Семейно-бытовая сфера и микроклимат в семье закладывают первые основы для формирования и развития личности и является одним из важнейших факторов в выборе модели поведения молодого поколения. На процесс социализации ребенка в семье влияют следующие факторы: 1) физическое, психическое и социальное здоровье семьи, 2) оптимальный для рождения и воспитания детей возраст родителей, 3) нормальный микроклимат в семье, 4) партнерские взаимоотношения не только между родителями, но и между родителями и детьми [1, с. 66].
Многообразие семей, проживающих сегодня в Украине, с точки зрения взаимоотношений между родителями и детьми, могут быть условно разделены на несколько групп, которые по-разному влияют на формирование социально здоровой личности и выбор моделей поведения молодого поколения: 1) семьи, основой которых дружеские отношения между всеми членами, где родители интересуются ребенком, уважают и поддерживают ее, 2) семьи, где преобладают доброжелательные отношения между родителями и детьми, однако родители пытаются влиять на интересы, увлечения и убеждения детей, в результате чего в таких семьях прослеживается определенная дистанция между поколениями, 3) семьи, в которых значительное внимание уделяется вопросам окагополуччя, здоровья, образования и удовлетворению материальных потребностей ребенка, при этом родители не интересуются духовным миром ребенка, часто отрицаются даже возможности существования желаний, интересов и стремлений молодого поколения, которые не отвечают ожиданиям взрослых, 4) семьи, в которых практикуются непедагогические действия родителей, есть неуважение к ребенку, тщательный надзор за делами его недоверие, телесные наказания, как правило, порождает среди детей сложности в общении и недоверие как к родителям, так и к сверстникам 5) неупорядоченные семьи, в которых родители конфликтуют между собой и с детьми, а также злоупотребляют алкоголем и проявляют жестокость, как свидетельствуют данные социологических исследований, в 30% случаев такое поведение родителей приводит к антисоциальным поступкам детей [6, с.83-84]. Итак, взаимопонимания между поколениями и доброжелательное отношение в семье, тесная эмоциональная связь, гармоничные отношения, доверие и уважение друг к другу, помощь и поддержка в решении сложных вопросов, искренность общения родителей с детьми, поддержка в семейной среде культурных ценностей и морально-этических норм - являются обязательными условиями для нормального функционирования семьи и социального благополучия ребенка.
Основополагающим фактором для оптимальной социализации в семье является установление партнерских взаимоотношений между родителями и детьми. Т.А.Гурко выделяет три основных типа в отношениях между родителями и детьми (в зависимости от того, кто принимает решение: в основном родители, общие решения, сами дети): авторитарный, партнерский, бесконтрольный [1, с. 69]. Для успешной социализации и формирования механизмов оптимальной социальной адаптации ребенка к окружающей среде родителям необходимо ориентироваться именно на партнерский тип взаимоотношений, поскольку авторитарная модель провоцирует «конфликт ценностей» ребенка и социума, в свою очередь, может привести к социальной дезадаптации и социальных отклонений, а бесконтрольный тип взаимоотношений может стать причиной спотворрення личностных качеств ребенка и его педагогической запущенности. Педагогическая запущенность ребенка проявляется не только в низкой успеваемости в учебе, но и в конфликтах с родителями, учителями, сверстниками и т.д.. Такие дети находятся в состоянии постоянного психологического дискомфорта, приводит к тревожности, необоснованного страха, беспокойства и т.д. [1, с.70-71]. Со временем педагогически запущенные дети нуждаются в специальной воспитательной работы, направленной на перевоспитание, исправление недостатков и коррекцию поведения. Таким образом, следует отметить, что доминирование партнерского типа взаимоотношений в семье обеспечивает успешный процесс социализации молодого поколения и формирует всесторонне развитую, социально здоровой личности.
Многообразие отрицательных черт характера и девиантное поведение молодежи формируется в результате отклонений в семейных взаимоотношениях и воспитании.
Социальные предпосылки формирования девиантного поведения у молодежи в условиях семейной среды можно разделить на следующие группы: недостатки в семейных взаимоотношениях; личностные характеристики родителей, особенности структуры семьи; ошибки в воспитании.
Г.М. Миньковский предложил классификацию семей в зависимости от их воспитательного потенциала, влияния на детей и возможности нарушения норм и правил поведения: воспитание вательно сильная; виховательно стойка; виховательно неустойчива; виховательно слабая, с потерей контактов с детьми и контроля над ними; виховательно слабая, с постоянно конфликтной атмосферой; маргинальная, с алкогольной, сексуальной деморализацией; право-полоте, преступная, психически неустойчива [4, с.187]. Наибольшей опасностью для полноценного функционирования семьи являются социальные болезни: исследователи этого вопроса утверждают, что большинство детей с нарушением социализации и наличием определенных девиаций - это дети, которые воспитывались в семьях алкоголиков, наркоманов, бродяг [1, с. 66]. А Е.В.Змановська связывает причины девиантного поведения молодежи с дефицитом социально-поддерживающих систем: отсутствием родительской семьи, неполной семьей (отсутствием отца или матери), девиантным семьей, низким социальным статусом семьи, семь 'семьей, переживающей кризис (развод родителей, финансовым кризисом, изменением места жительства, смертью или тяжелым заболеванием одного из членов семьи), социальной изоляцией и т.д. [3, с. 32]. Неблагоприятные условия воспитания в семье, в частности, неблагополучные семьи - чрезвычайно опасный фактор, деструктивно влияет на психическое и физическое состояние здоровья и играет решающую роль в процессе социализации и в выборе моделей поведения молодого поколения. К основным признакам семейного неблагополучия Н.Ф.Велиханова относит: конфликтные отношения между родителями, их пьянство, аморальное поведение, педагогические ошибки родителей, развод родителей, бедность в семье, вызванная безработицей родителей, низкий общекультурный уровень родителей, жестокое обращение родителей с детьми, социальное сиротство детей при живых родителях, развращение детей, устройство притонов дома, убийство одного из родителей на глазах ребенка, бродяжничество родителей, а также пребывания в местах лишения свободы [3, с. 22]. Автор считает, что совпадение трех или четырех вышеуказанных признаков непременно приводит к социальным отклонений у детей, проявляется в конфликтности, бродяжничестве, осуществлении аморальных поступков, преступности и т.д..
В неблагополучных семьях взаимоотношения характеризуются следующими признаками: ограниченностью и односторонностью в сфере общения, отсутствием эмоциональных ком?? Онентив и неустойчивостью эмоциональных связей [3, с.22]. В таких семьях часто используются строгие ограничения и запреты в отношении детей физические наказания и действия, унижающие человеческое достоинство или, наоборот, попустительство, в результате которого у детей формируется стойкая неприязнь к родителям, нарушается доверие, они выходят из-под контроля, наконец формируются устойчивые отклонения в поведении. Недаром общеизвестным является тот факт, что из семей с аморальным, асоциальным характером поведения взрослых, получается в десять раз больше девиантов, чем с нормальных благополучных семей [3, с. 34]. Вследствие этих факторов в семье исключается формирование и развитие социально здоровой личности.
Неполные и реструктурированные семьи также в значительной мере впивають на выбор модели поведения молодых людей, в частности распространение среди них вредных привычек. Так, например, по данным социологических исследований, наиболее склонными к курению является дети, живущие в реструктурированной семье (т.е. один из родителей неродной) - 75%, что значительно выше, чем среди всех опрошенных. Также значительно увеличивается количество подростков, имеющих опыт попытки и употребление марихуаны, именно в неполных и реструктурированных семьях при среднем и плохом уровнях взаимопонимания между родителями и детьми [7, с. 146-148].
На современном этапе развития института семьи все заметнее ощущается потеря его воспитательной и социализирующую функций. Н.Н. Плоткин и В.И.Ширинський выделяют следующие группы причин, обусловливающих нарушения воспитательной функции семьи: 1) причины макросоциального характера, то есть те кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и ее воспитательный потенциал, 2) причины психолого-педагогического характера, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье, 3) причины биологического характера (физически или психически больные родители, неблагополучная наследственность у детей, наличие в семье детей-инвалидов) [4, с. 185-186].
Особенно опасным для формирования ценностных ориентаций и моделей поведения молодого поколения является ослабление контроля и отсутствие общения и взаимопонимания со стороны родителей именно в подростковом возрасте. Ведь подростковый возраст - это важнейший этап в развитии и формировании ценностных ориентаций, мировоззренческих убеждений, жизненных идеалов, привычек и т.д.. Процесс усвоения нравственных и правовых норм заканчивается именно в подростковом возрасте [3, с. 49]. По данным социологических исследований, как утверждают сами дети, уменьшение внимания родителей к детям прослеживается именно в возрасте 14-16 лет, а именно - в этот период подростки требуют наибольшего внимания, поддержки и понимания от близких людей. И 10% опрошенных 15 - 16-летних подростков отметили, что в семье никогда совместно не обсуждаются проблемы и новости, а в каждой третьей семье не проходят совместные посещения мест развлечений, совместные прогулки, игры и т.д.. А среди родителей каждый десятый ответил, что довольно часто они практически пренебрегают своими родительскими обязанностями, и когда ребенок поступает неправильно, не делают замечаний и не наказывают его. Сами же дети считают, что так происходит в два раза чаще, то есть в 20 - 25% случаев родители не делают замечаний и не наказывают детей за ту или иную вину [7, с.144-145].
Снижение культурно-воспитательного потенциала семьи обусловлено, прежде всего, такими факторами как низкий уровень материального благосостояния (82%), недостаток времени на воспитание молодого поколения (48%), неподготовленность родителей по педагогическим вопросам (29%) и непонимание важности воспитание детей семьей (22%) [7, с.138]. По данным Министерства внутренних дел Украины, в 2003 г. сотрудниками милиции за различные правонарушения в органы внутренних дел доставлено около 96 тыс. несовершеннолетних, из них 24 тыс. - за бродяжничество и 10 тыс. - за попрошайничество. Среди главных причин устройства детей в приюты - бродяжничество и безнадзорность (50%), конфликты в семье (13%), изъятия из семей, где не выполняются родительские функции (20%). За невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей (ст. 184 КУоАП) ежегодно работниками милиции состоит более 20 тыс. административных материалов [7, с. 146-147]. Чувствуется ухудшение в моральном и культурном уровне определенной части молодых людей, вступивших в брак (алкоголизм, наркомания, преступность, насилие и др.)..
Итак, одной из важнейших задач семьи, с одной стороны, является подготовка к будущим социальных ролей, а с другой - активное воздействие на формирование социально-компетентной, зрелой личности, не имеет склонности к негативным форм проявления социальных отклонений. Именно благодаря нормативно-информационного влияния семья производит действительно социализирующую воздействие на личность. Чем теснее связь между членами семьи, тем эффективнее нормативное воздействие на личность. Семья призвана способствовать становлению механизмов оптимальной адаптации ребенка к полноценной жизни в современном обществе. Рожая детей и воспитывая молодое поколение, родители должны осознавать свою роль в качестве образца для подражания, пытаться себя контролировать, удерживаться от аморального поведения и нарушение социальных норм, усваивать новые знания и личностные стратегии.
Исходными факторами успешной социализации личности является наличие нормального, благоприятного микроклимата в семье, социального здоровья семьи, а также партнерских взаимоотношений между родителями и детьми, что является существенным условием в профилактике и предупреждении социальных отклонений среди молодого поколения в современном обществе.
|
18. Вандализм в Википедии — явно вредительское добавление, удаление или изменение содержания, совершённое умышленно в целях скомпрометировать достоверность и авторитетность энциклопедии. В основном вандализм проявляется в замене содержимого качественных статей на ругательства, граффити или другое содержание, абсолютно не имеющее отношения к теме статьи. Внесение неверных изменений по причине искреннего заблуждения вандализмом не является.
Вандализм, несмотря на распространённое мнение, на самом деле не представляет большой проблемы для Википедии, так как все изменения статей хранятся в специальной базе данных, — таким образом, злоумышленник и не могут уничтожить информацию полностью. Участник, заметивший, что статья была испорчена, должен откатить повреждённую версию, сделать это совсем несложно. Чтобы вынести предупреждение вандалу, необходимо на странице обсуждения его профиля добавить Шаблон: Вандализм.
Поскольку количество людей, желающих заниматься вандализмом, приблизительно равно количеству людей, желающих восстановить истину, то создание условий, в которых второе сделать легче, чем первое, «автоматически» делает материалы Википедии всё более и более соответствующими истине.
Большинство последствий вандализма в Википедии нейтрализуются в считанные минуты.
Типы вандализма Детский вандализм — неоднократное добавление граффити или очистка страниц. Бывает с целью проверить возможности Википедии или как попытка удалить статью с неприемлемым содержанием. Труднообнаружимый вандализм — добавление ложной информации, изменение дат с целью уменьшить достоверность энциклопедии. Шуточный вандализм — добавление шуточных статей или изменение существующих статей. Вандализм с целью привлечь внимание — добавление в статьи оскорблений, создание «статей-нападок». В том числе вандализмом может считаться: Изменение имён страниц на оскорбительные, бессмысленные или явно не соответствующие содержанию статьи. Создание перенаправлений на оскорбительные статьи или изображения, также создание перенаправлений с глупыми или матерными названиями. Загрузка вызывающих изображений Копивио-вандализм — упорное добавление с вредительскими целями текстов, защищённых авторским правом, без разрешения автора. Вандализм с помощью бота — изменение множества (сотен, тысяч) страниц с помощью специальной программы-бота (откат такого вандализма также делается автоматически). Орисс-вандализм — сознательное создание ориссов с целью искажения информации. Вандалистический откатизм — откат полезных правок или откатов вандализма. Вандализм шаблонов и юзербоксов. Опасен тем, что одновременно вандализируются все страницы, где использованы данные шаблоны. Спам-вандализм — добавление нерпиемлемых внешних ссылок для (само) рекламы.
19.
Групповые девиации. Деструктивные религиозные культы (секты). Деструктивный культ - разновидность культа, разрушительная по отношению к естественному гармоническому состоянию личности: духовному, психическому и физическому (в этом заключается внутренняя деструктивность), а также разрушительная к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (в этом заключается внешняя деструктивность).
Религиозные секты применяют в своей практике жесткие психологические методы воздействия, что выражается в состоянии повышенной внушаемости за счет физического и психического истощения, социальной депривации, использования трансовых состояний и т.д.
Особенности воздействия тоталитарной секты на личность (А.Ю. Егорцев): 1) установление жесткого контроля над волей, сознанием и чувствами членов секты (жесткая дисциплина, внушение чувства вины перед организацией, психологическое давление на тех, кто хочет порвать с сектой); 2) формирование психологической зависимости от лидера и организации (подавление способности к критическому мышлению, требование разрыва с критически настроенными людьми, ограничение круга общения только членами секты, отсутствие свободного времени, личной жизни вне общества).
Яндекс.Директ
Кухня Деми 3 990р! Скидки до 50%! Только в октябре в магазинах доступной мебели СТОЛПЛИТ! ekb.stolplit.ruЕкатеринбургСкрыть объявление
Спасибо. Объявление скрыто.
| | В рамках секты у личности формируется религиозный фанатизм, человек действует в соответствии с поведенческим шаблоном, навязанным группой.
Предрасполагают к вовлечению индивида в религиозную секту следующие личностные особенности: - религиозная толерантность; - желание стать ведомым; - стремлением уйти от однообразной жизни; - обретение новых переживаний (аддикт); - внутриличностный психологический конфликт; - снятие с себя ответственности за принятие решения; - занятие духовными поисками; - художественный тип мышления.
Оценить деструктивность культа и наличие в его деятельности психологического насилия можно по следующим общим дня деструктивных религиозных организаций признакам и критериям (Волков, 1996): 1. Характер лидерства: - есть ли претензии на «харизматическое» лидерство: провозглашение божественности или исключительных мудрости, могущества или духовности, требование беспрекословного согласия с властью и привилегией; - характер подчинения руководству: даже если лидер производит серьезные изменения в определенной идеологии, от последователей ожидают, что они соответственно приспособят свои взгляды, демонстрируя таким образом свою верность лидеру (группе лидеров); - строгая обязанность подражать лидеру; - есть ли документы, удостоверяющие личность лидера (рекомендации, наличие прошлых криминальных историй); - практикуется ли открытость к обратной связи, есть ли «сдержки и противовесы» власти лидера (лидеров).
2. Характер и структура доктрины: - наличие доктрин «внутренних» (только для использования внутри культа) и для внешнего окружения (только для других, фасадные, чисто рекламные); - формулируется ли в той или иной форме убеждение, что «цели оправдывают средства» и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует достижению целей группы; - индоктринация тоталитарного мировоззрения (синдром «мы/они»), приводящего к преобладанию групповых целей над индивидуальными и к одобрению (оправданию) аморального поведения при претензии на добро; - утверждение, что верования группы представляют собой абсолютную истину, и они выше мирского закона; - внушение, что членство в группе дает доступ к особым силам и привилегиям.
3. Характер создания и поддержания членства в группе: - активная и пассивная вербовка, включающая в себя разнообразные виды обмана, в том числе агитацию и сбор средств при скрываемых целях и без полного раскрытия техник контроля сознания, использование «фасадных групп» (своего рода «потемкинских деревень»); - использование манипуляции, включая создание атмосферы секретности и элитарности (элитарная ментатьность), проведение ритуалов посвящения (включающих меры предосторожности), поддержание чувства исключительности, манипуляции посредством чувств страха и вины; - использование техник контроля сознания: провоцирование у личности эмоциональных пиков и спадов, создание ситуации отчуждения (отделение от семьи, друзей и общества), изменение в ценностях и замещение их культом как новой «семьей», феномены постепенных или резких личностных изменений, которые нельзя объяснить только самостоятельной активностью данного человека; - внушение, что чувства выше мыслей (эмоции, инстинктивные ощущения, интуиция и тому подобные рассматриваются как заслуживающие большего доверия, чем рациональные умозаключения), постоянное манипулирование чувствами рядовых участников со стороны лидера и других членов; - разрыв связей с прошлым (семьей, друзьями, целями, интересами), изменения в целом во временной ориентации (счастье обещается только имеющим хорошее внешнее поведение, которое навязывается группой); - постоянная клевета на критическое мышление, характеризующая ум, рациональное мышление и умственную деятельность как нечто чуждое или пагубное для культиста; - ограничение свободы выхода из культа с помощью индоктринации различных фобий (фобия на выход из культа, боязнь «внешнего» мира, боязнь сверхъестественных санкций за отступничество) и психологической, а иногда и физической, изоляции члена группы, желающего выйти из культа; - внушение взгляда на мир с позиции поляризованности (культ - хороший, мир вне культа - плохой); - создание прямой и скрытой зависимостей (психологической, физической, финансовой) и эксплуатация адептов культа его лидерами; - отсутствие у адептов возможности задавать вопросы и получать на них полные и точные ответы.
Иными словами, деструктивные культы - это группы, которые систематически подрывают свободу выбора своих членов и заставляют их войти в зависимые отношения с группой или ее лидером, изолируя их от предшествующего социального окружения. Индивидуальностью манипулируют с целью беспрекословного ее подчинения правилам группы, часто сопряженным с ущербом для самого человека, его семьи и общества. Следовательно, характерными признаками культовых групп, согласно М.Т. Сингер и др. (Singer et al, 1990), являются: 1) чрезмерное усердие членов, беспрекословное подчинение группе и ее руководству; 2) внушение зависимости путем использования манипулятивных и эксплуататорских техник убеждения и контроля; 3) тенденция к причинению вреда своим членам, их семьям и/или обществу.
Существует несколько моделей контроля сознания, применяемых сектами. Согласно модели Маргарет Т. Сингер, существует шесть условий для контроля сознания (Singer, 1997): 1. Завоевание контроля над временем человека, особенно временем для размышления. 2. Создание у новичка ощущения беспомощности при одновременном обеспечении его моделями, демонстрирующими поведение, которое хочет выработать руководство (лидеры). 3. Манипулирование сознанием путем вознаграждений и наказаний, чтобы подавить обычное социальное поведение новичка. Использование измененного состояния сознания, чтобы манипулировать жизненным опытом. 4. Манипулирование наградами, наказаниями и жизненным опытом, чтобы добиться того поведения, которое требуется руководству (лидерам). 5. Создание плотно контролируемой системы, в которой тех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать себя так, словно у них имеются врожденные отклонения от нормы. 6. Содержание новичков в неведении и неспособности отдавать себе отчет в происходящем (руководство секты не может выполнять программу реформирования мышления при полной компетенции и информированном согласии личности).
Выделяют следующие техники контроля сознания: 1. Групповое давление и «бомбежка любовью» отбивают охоту к сомнениям и усиливают потребность в принадлежности через использование игр, подобных детским, через пение, объятия, прикосновения и лесть. Цель методики - вызвать у адепта или вербуемого в культ ощущение, что именно его тут только и ждали, что он - это нечто особенное и общаться с ним адептам культа очень и очень приятно. Новичка не выпускают из-под опеки ни на минуту. Методика, рекомендованная специальными наставлениями, требует, чтобы новичок постоянно находился в окружении двух приставленных к нему опытных адептов, обязанных со всем рвением «сотрудничать» с ним и вовлекать его. 2. Изоляция (отделение) ведет к невозможности или отсутствию желания сверять информацию, предоставляемую группой, с реальностью. 3. Техники, останавливающие мышление, вводят новобранца в медитирование, монотонное пение и повторяющиеся действия, которые при чрезмерном использовании создают (индуцируют) состояние высокой внушаемости. 4. Страх и вину вызывают извлечением признаний (исповедь) под предлогом создания близости и обнаружения страхов и секретов, чтобы создать эмоциональную уязвимость посредством явных и завуалированных угроз, так же как и чередованием наказаний и наград. 5. Поощряется отказ от сна ради духовных упражнений, необходимого тренинга или срочных проектов (планов). 6. Неадекватное питание маскируется или как специальная диета для улучшения здоровья и достижения духовности, Или как обязательная принадлежность ритуалов. 7. Сенсорная (чувственная) перегрузка навязывает принятие комплекса, состоящего из новой доктрины, целей и определений, чтобы заменить прежние ценности новообращенного Посредством усвоения массы информации за короткое время с крайне ограниченной возможностью критической проверки.
Ставшая уже классической модель Курт Левина хорошо описывает процесс трансформации личности в ходе психологической обработки человека в секте. С точки зрения психического здоровья, происходят как бы расщепления психики человека которые впоследствии складываются в новую личность. К. Левин условно разбил свою модель на три части: размораживание - процесс разрушения личности; изменение - процесс идеологической обработки и формирования новой личности; замораживание - процесс укрепления новой личности.
Стив Хассен (Hassan, 1988) пишет о том, что контроль сознания можно понять в свете четырех основных сфер: - поведения; - информации; - мышления; - эмоций.
20.
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Не проходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения. К концу ХХ столетия психология девиантного поведения обрела исключительный статус: она переживает настоящий бум. Отклонения от норм могут носить позитивный и негативный характер. В первом случае девиантным поведением может послужить проявление инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений. Во втором же случае последствиями отклоняющегося поведения может послужить вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а так же личности, допускающей негативные отклонения. Бывают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека или группы людей: чудачества, эксцентричность. Примером такой девиации являются различные неформальные молодежные объединения (неформалы).
Неформалы - так называемая особая субкультура. Она закрыта от исследования, мало привлекает внимание социологов, психологов. Трудность состоит в том, что в данном случае нельзя говорить о неформальных течениях, не общаясь с людьми, которые к ним относятся.
Цель моей работы: 1. Изучить основные литературно-публицистические источники по проблеме молодежных течений. Познакомиться с историей возникновения различных неформальных объединений, их традициями и идеологией. 2. Изучить мнения учеников старших классов по проблеме молодежных течений. Проведя анкетирования среди старших школьников, я хочу узнать, что же в принципе известно учащимся о неформалах. Сопоставить их мнения с действительностью. Так же изучить материал прессы, отражающей, как известно, общественное мнение, и сделать выводы по поводу роли данной девиантной группы в обществе в целом.
|