Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы индивидуальной профилактики правонарушений






 

Профилактическая беседа. Представляет собой разъяснение лицу, в отношении которого осуществляется профилактика правонарушений, его ответственности, социальных и правовых последствий противоправного поведения, общественной опасности противоправных деяний, правовых последствий, наступающих в результате совершения правонарушений, а также его убеждении в недопустимости их совершения, в необходимости следовать установленным нормам поведения.

 

Официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения. Выносится в письменной форме и объявляется под расписку гражданину, состоящему на профилактическом учете, в случаях совершения им правонарушения или когда имеются достаточные основания полагать о его намерении совершить правонарушение. Для вынесения официального предупреждения гражданин может быть вызван органом внутренних дел, в письменной форме в общественный пункт, помещение соответствующего субъекта профилактики правонарушений. При вынесении официального предупреждения проводится в том числе и профилактическая беседа с данным гражданином.

Информирование о причинах и условиях противоправного поведения. Осуществляется органами внутренних дел, прокуратуры, государственной безопасности, пограничной службы, таможенными органами, органом государственной охраны, органами финансовых расследований, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям путем направления письменной информации руководителю организации по месту жительства, работы или учебы граждан, склонных к противоправному поведению, с указанием совершенных ими правонарушений для устранения причин и условий противоправного поведения и принятия к ним мер общественного воздействия. О принятых мерах в месячный срок в письменной форме сообщается субъекту профилактики правонарушений, направившему информацию.

 

Социальная реабилитация и социальная адаптация. Осуществляются в отношении граждан:

- пострадавших от насилия в семье;

- освобожденных из исправительных учреждений, исправительных учреждений открытого типа, арестных домов и находящихся в трудной жизненной ситуации;

- состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел как граждане без определенного места жительства;

- других категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная реабилитация и социальная адаптация осуществляются путем:

1.открытия центров социальной адаптации, социальных гостиниц, домов ночного пребывания и иных специализированных учреждений;

2.контроля за трудовым и бытовым устройством лиц, находящихся в социально опасном положении и обратившихся за помощью;

3.предоставления рабочих мест лицам, нуждающимся в социальной адаптации;

4.проведения воспитательной работы;

5.наставничества;

6.в иных формах.

 

Профилактический учет. Состоит в изучении условий и образа жизни лица, поставленного на учет, наблюдении за его поведением, воспитательном воздействии на него, пресечении антиобщественного поведения, устранении условий, способствующих совершению правонарушения.

На профилактический учет ставятся граждане (кроме граждан, за которыми установлен (возобновлен) превентивный надзор или в отношении которых осуществляется профилактическое наблюдение) на основании постановления руководителя (заместителя руководителя).

Профилактический учет ведется органами внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, таможенными органами, органами финансовых расследований по месту жительства граждан.

 

32.

Первая форма – организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению.Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.

Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка, с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений.

Для этого необходимо четкое представление об условиях, создание которых позволит наиболее успешно использовать те или иные реабилитационные программы. Большинство реабилитационных программ для подростков с различными формами отклоняющегося поведения, строятся на взаимодействии социальных, психологических и медико-биологических условий.

В основе социальных условий реабилитации отклоняющегося поведения, лежит процесс создания специальных позитивных социальных сред. Если у подростка отсутствует социальная среда, способная поддержать его, такую среду необходимо создавать искусственно: формировать группы само- и взаимопомощи (среди родителей, сверстников, учителей). Этим занимаются квалифицированные социальные работники. Они особо тщательное внимание уделяют организации свободного времени подростков, поскольку бессодержательно проводимый досуг служит одним из основных факторов, влияющих на формирование и проявление девиантного поведения. Так же, социальные работники занимаются устранением негативных социальных факторов в жизни подростка. Современные исследования указывают на прямую связь девиантного поведения с такими социальными факторами, как: низкий уровень культуры и образования; отрицательное влияния ближайшего окружения (дисгармоничная семья, неформальная группа с асоциальными тенденциями); наличие лишнего времени и неумение проводить свой досуг; терпимость общества к некоторым антиобщественным и аморальным формам поведения; высокая оплачиваемость некоторых видов неквалифицированного труда, не стимулирующая подростка к профессиональному росту и образованию; низкий уровень идеологического воспитания.

Отличительной чертой социально запушенных подростков является деформация их социальных связей: по степени влияния на первом месте для них оказываются неформальные криминогенные группы, которые имеют особую референтную значимость в глазах подростка, на нормы и ценности которых, прежде всего, ориентируются трудные. На определенном этапе формирования личности подростка, такая неформальная группа, может стать главным регулятором девиантного поведения. Поэтому, при реабилитации главным и практически единственным эффективным средством воздействия на личность подростка является специально задаваемая и социально одобряемая групповая деятельность.

33.

Специфические особенности отклоняющегося поведения.

Целесообразно выделить те специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека.

1. Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер. В качестве примера можно привести различное, в зависимости от эпохи и страны, отношение к курению. Следовательно, девиантное поведение - это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности - навешивание на нее ярлыка. Например, хорошо известны трудности реадаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в " нормальную" жизнь.

Попытки человека начать новую жизнь зачастую разбиваются о недоверие и отвержение окружающих людей. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формирует девиантную идентичность (самоощущение). Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.

3. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление " тяжелых" наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми.

Данный признак означает, что отклоняющееся поведение является разрушительным: в зависимости от формы - деструктивным или аутодеструктивным. На наш взгляд, не удовлетворяют данному признаку и не являются отклоняющимся поведением такие близкие социальные явления, как радикализм, креативность и маргинальность. Несмотря на то что они также отклоняются от общепринятых норм, вызывая раздражение консервативно настроенной части населения, эти феномены скорее полезны для общества, чем опасны. Так, радикально настроенные личности нацелены на коренные преобразования в обществе, что стимулирует прогрессивные изменения в нем. Креаторы, отличаясь нестандартностью, выступают исследователями и первооткрывателями. Маргиналы противопоставляют себя большинству, расширяя границы социальных норм. Перечисленные феномены могут сочетаться. Например, поведение подростков нередко отражает все три тенденции. Подросток, экспериментирующий с пирсингом, татуировкой или даже шрамированием, не может быть однозначно отнесен к группе девиантов. Но тот же подросток, употребляющий героин, демонстрирует явно отклоняющееся поведение с высоким риском для жизни. Таким образом, отклоняющееся поведение деструктивно по своей сути.

4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Так, если ребенок семи лет один раз взял без спросу небольшую сумму денег у родителей на сладости, без последующих эксцессов, определение данного поведения как отклоняющегося будет недостаточно корректным.

 

34.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал