Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления профилактической работы.
Ни для кого не секрет, что в системе профилактики профилактика зависимости занимает одно из ведущих мест. Алкоголизм, курение, наркомания, СПИД. Мы не решим этих проблем, пока не научим подростков говорить нет, пока они не перестанут верить в чудесные сказки тех, кто бесплатно предлагает вечный «кайф». Мы не решим этих проблем, пока остаемся слепыми и глухими к чужому горю, горю тех, кто уже стал рабом дурмана. Мы не решим этих проблем, пока будем делать вид, что их не существует. А значит, пора говорить, пора действовать, пора бороться. Наркомания, наркотики, дети. За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, мучительная боль, искалеченная жизнь. Мы не верим в то, что это может случиться с нами. Не замечаем подростков, идущих навстречу с тоскливыми недобрыми глазами, в которых отражается пустота. Не видим шприцев, которые валяются на подоконниках наших подъездов. Не слышим историй, о которых так много говорят все вокруг. Оберегая себя, прикрываясь рутиной повседневной жизни, мы становимся безразличными, отодвигаем чужие проблемы подальше в коридоры сознания, дабы накликать беду. Но потом, растерянно огладываясь, уже не можем подавить страшную в своей безысходности мысль: да, это случилось со мной. Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез и родители, в большинстве своем, заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить. Возможно, поэтому, большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни. Иными словами, на хрупкие плечи учителя государство возложило еще одну, на первый взгляд непосильную ношу – профилактику наркомании, алкоголизма, курения, СПИДа. Вся профилактическая работа в нашей школе направлена на создание доверительного психологического климата между педагогами, учениками и родителями, на актуализацию мотивационной сферы учеников – важного условия для формирования установок на здоровый образ жизни, предупреждения противоправных поступков. Совсем недавно все проблемы воспитания и обучения ребенка осуществляли школьные педагоги. Однако вопросы психического здоровья, гармоничного развития и адекватной социализации личности не всегда бывают решаемы учителями. Поэтому в школе, в связи с появлением психолога, создается социально-психологическая служба, основной сферой деятельности которой будет являться процесс адаптации детей в социуме. В нашей школе обучается 569 учащихся. Социальный состав учащихся выглядит следующим образом: - из полных семей 67 % - из неполных семей 31 % - опекаемых детей 2 % Если рассматривать контингент по разным категориям, то можно отметить, что: - детей, находящихся в социально – опасном положении 0, 1 % - из малообеспеченных семей 22 % - состоящих на учете в ОДН УВД Асбестовского городского округа 1 % - из многодетных семей 5 %. Приведенные данные говорят о том, что 29 % учащихся находится в группе риска. Со всеми несовершеннолетними подростками, состоящими на учете в школе, ОДН, согласно Федеральному закону № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», проводится индивидуально-профилактическая работа, формы и методы которой, я надеюсь, у нас с вами одинаковые. - посещения на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, занятостью в свободное от занятий, а также каникулярное время, подготовкой к урокам (дети-опекаемые, составление актов жилищно-бытовых условий, отдых учащихся группы риска в каникулярное время). - изучение психологом особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения (в связи с тем, что наш психолог Овчинникова Дарья Дмитриевна еще только начинает работу, но на сегодняшний день ею проведено изучение младших школьников по адаптации и познавательной деятельности учащихся начальной и средней школы.) - посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся разных категорий к занятиям, работа учителей-предметников по дифференцированному подходу на уроке. - психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростков. С начала этого учебного года к Дарье Дмитриевне обратилось за помощью 7 учителей и 23 родителя. Вопросы, с которыми обращаются за помощью различные, например, у учителей о том, как улучшить микроклимат в классе, у родителей о формировании характера в учебной деятельности и другие. - индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками. В данных беседах всегда принимают активное участие: -Инспектор ОДН УВД Асбестовского городского округа Суник Наталья Игоревна, всегда отзывается на просьбу помочь и выйти в классы с беседами по той или иной теме профилактической работы наш старый друг, зам. начальника ОДН УВД Асбестовского городского округа Юдина Елена Викторовна, которая и сегодня вместе с нами. - врач –нарколог Юрий Михайлович Суров. - школьный врач Горбунова Ирина Григорьевна. - вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность через реализацию социальных проектов, занятость их в объединениях дополнительного образования. По данному направлению нам ещё многое придется сделать и продумать какой-то другой подход. В школе работает 22 кружка, занимается в них 488 учащихся (некоторые учащиеся посещают по 2 кружка сразу), но ребят, состоящих на учете в ОДН нам пока в кружковую и досуговую деятельность привлечь сложно. Большое внимание уделяется методической работе по этому направлению, подготовке нормативно-правовой базы, разработке локальных актов, инструкций и памяток для детей, педагогов, родителей. Так на метод объединении классных руководителей рассматривался вопрос о помощи классному руководителю по работе с учащимися группы риска (был выпущен справочный материал). Выпускаются и методические бюллетени6 «Профилактика наркозависимости», «Детская наркомания – взрослая проблема», «В преддверии опасности, или как распознать начало наркомании» и другие. Для родителей проходят родительские собрания на такие темы, как: «Семья и школа навстречу друг другу», «Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков» и другие. На рост правонарушений, насилия и антисоциального поведения среди учащихся оказывают влияние множество факторов. Данная проблема является очень серьезной и должна решаться совместными усилиями семьи, школы и общественности. Партнерские отношения педагогов со всеми заинтересованными службами и ведомствами, взаимо сотрудничество с ними способствуют успеху профилактической работы. С целью выполнения Закона РФ «Об образовании», а также для предотвращения бродяжничества и безнадзорности ведется строгий контроль над посещаемостью занятий учащимися школы. С этой целью: - классными руководителями регулярно заполняется страница пропусков уроков в классном журнале; - учителя-предметники ставят своевременно в известность классного руководителя о пропусках уроков учениками. - о пропусках уроков классный руководитель в тот же день сообщает родителям (запись в дневнике, звонок по телефону, посещение семей на дому). - ведется учет детей, проживающих в микрорайоне школы, выявляются семьи и дети, находящиеся в социально-опасном положении, по результатам проводится информирование соответствующих органов, оказывающих социальную защиту и помощь таким семьям и детям. С целью профилактики правонарушений, наркозависимости, повышения правовой культуры несовершеннолетних в школе проводятся 1 раз в четверть единые тематические классные часы. Положительной, неформальной можно назвать работу в этом направлении многих классных руководителей: Григорьеву С.А., Распутину Т.М., Кибякову С.И. Сейчас я предлагаю вашему вниманию фрагмент видеозаписи одного из классного часа по данной тематике. В настоящее время все больнее встает вопрос о компьютерной игровой зависимости (геймер-аддиктивность). Проводя тестирование учащихся 9-11 классов школы, нам удалось выяснить, что у 21% учащихся уже сейчас выявлена компьютерная зависимость. По данной проблеме нам приходится встречаться с родителями тех учащихся, которые входят в состав 21% и разговаривать как учителю информатики Пургиной Т.Е., так и медицинскому работнику Горбуновой И.Г о влиянии на здоровье, рассматривать вопросы на классных часах и родительских собраниях. Ни для кого из нас не секрет, что борьба с курением один из важных вопросов работы в школе. Чего греха таить, когда уже сейчас видно, что учащиеся, начиная, с 3 класса хотят попробовать первую сигаретку. В связи с этим в школе выступает агитбригада из учащихся 7 классов, которые выходят на классные часы и родительские собрания. В последнее время ещё одна из проблем захлестнула нашу школу. Стыдно об этом и говорить, но это факт. Только за 3 месяца за распитие спиртных напитков в школе поставлено на учет в ОДН было 2 человека (учащиеся 6 класса) и готовясь к сегодняшнему семинару нам ставят ещё одного учащегося, выпускника 9 класса Романчук Константина. По данному вопросу к работе с детьми привлекаются работники наркологического диспансера, медицинский работник школы и инспектор ОДН. Рассматриваются эти вопросы и на уроках биологии и химии. В профилактической работе коллектив школы осуществляет сотрудничество с заинтересованными службами и ведомствами: ОДН УВД Асбестовского городского округа, наркологическим диспансером, медицинскими работниками детской поликлиники. Уважаемые мои коллеги! Говорят, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но мы иногда не имеем права на ошибку: ведь от этого зависит счастье, здоровье, а порой и жизнь ребенка.
31.
|