Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восточную (вымершие готский, бургундский, вандальский, гепидский, герульский).






История

Историю развития германских языков принято делить на 3 периода:

  1. древний (от возникновения письменности до XI века) — становление отдельных языков;
  2. средний (XII—XV века) — развитие письменности на германских языках и расширение их социальных функций;
  3. новый (с XVI века до настоящего времени) — формирование и нормализация национальных языков.

Развитие германских языков от древности до наших дней связано с многочисленными миграциями их носителей. Германские диалекты древнейшей поры делились на 2 основные группы: скандинавскую (северную) и континентальную (южную).

Формирование национальных литературных языков завершилось в Англии в XVI—XVII веках, в скандинавских странах — в XVI веке, в Германии — в XVIII веке. Распространение английского языка за пределы Англии привело к созданию его вариантов в США, Канаде, Австралии. Немецкий язык в Австрии представлен его австрийским вариантом.

Место среди индоевропейских языков

Отличительные особенности германских языков, выделяющие их среди других индоевропейских:

  • динамическое ударение на первом (корневом) слоге,
  • редукция безударных слогов,
  • ассимилятивное варьирование гласных,
  • общегерманское передвижение согласных,
  • широкое использование аблаута как фономорфологического средства,
  • образование слабого претерита с помощью дентального суффикса,
  • 2 склонения прилагательных: сильное и слабое.

Грамматика

Уже на древнейшем этапе развития германские языки обнаруживают наряду со сходствами и различия, характерные для каждой из групп в отдельности. В современных германских языках общие тенденции развития также проявляются в сходствах и различиях между ними. Исходная система общегерманского вокализма подверглась значительной модификации в результате многочисленных фонетических процессов («великий сдвиг гласных» в английском языке, изменения в наборе и распределении долгих и кратких гласных в исландском и др.). Для германских языков характерна оппозиция кратких и долгих гласных, причем различия между некоторыми фонемами не только количественные, но и качественные. Дифтонгипредставлены практически во всех германских языках, но их количество и характер различаются по языкам. Для консонантизма типично противопоставление глухих и звонких (исключение — исландский, датский, фарерский языки). Свойственное германским языкам динамическое ударение в норвежском и шведском языках сочетается с музыкальным, в датском ему генетически соответствует т. н. толчок.

Для грамматического строя германских языков характерна тенденция к аналитизму, реализуемая в отдельных языках с разной степенью полноты. Наиболее четко она проявляется в именном склонении. Категория падежа в большинстве языков представлена оппозицией общего и родительного (притяжательного) падежей. Падежные отношения при этом выражаются преимущественно порядком слов и предложными конструкциями. Категория числа двучленная (единственное — множественное), но формально выражено только множественное число. Трёхродовая классификация существительных (мужской, женский, средний) сохраняется в 5 из 11 германских языков. В некоторых из них представлены только два рода — общий и средний, в английском и африкаанс категории рода нет. Свойственное германским языкам наличие двух типов склонения прилагательных — сильного и слабого сохранилось в немецком и скандинавском языках, тогда как в нидерландском языке и африкаансе оно представлено в виде двух форм прилагательного.

Для системы спряжения характерна классификация глаголов по способу образования форм претерита: сильные образуют их с помощью аблаута, слабые используют дентальный суффикс. Германские языки различаются как по инвентарю, так и по употреблению временных форм: в английском языке их 16, в датском и африкаансе — всего 6. Широко представлены аналитические глагольные формы, состоящие из вспомогательных глаголов и неличных форм (будущее, перфект). Двучленная категория залога (актив — пассив) выражается личными формами или конструкциями с причастием II. Категория наклонения представлена оппозицией индикатив/императив/конъюнктив, наибольшие различия по языкам отмечены в плане содержания и выражения конъюнктива.

Для структуры простого предложения характерна тенденция к фиксации порядка слов, особенно глагола — сказуемого. Инверсия наблюдается в вопросительных, побудительных и придаточных предложениях.

Письменность

Древнейшие памятники германской письменности выполнены рунами — старшими (VIII—IX вв.), младшими (IX—XII вв.), пунктированными (XI—XIII вв.), в готском яз. — готским письмом (IV в.). Латинское письмо появляется вместе с введениемхристианства в Англии с VII в., Германии с VIII в., в скандинавских странах с конца XI в. (Исландия, Норвегия) и с XIII в. (Швеция, Дания). Используются англо-саксонский и каролингский минускулы с добавлением ряда знаков для передачи звуков, отсутствовавших в латинском языке.

 

4. Древнеанглийский язык. Письменность. Литературные памятники.

Книжная культура

Дописьменный период и ранний период возникновения письменности

В начальный период раннего средневековья, по крайней мере в первые полтора столетия после начала переселения в Британию, англосаксы ещё не имели письменности. У них развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, сохранявший исторические предания, бытовые и обрядовые песни — застольные, свадебные, погребальные, а также песни, связанные с охотой, с сельскохозяйственными работами и с дохристианскими религиозными верованиями и культами. Искусные певцы-музыканты, так называемые глеоманы, слагавшие и исполнявшие песни в сопровождении музыкальных инструментов, пользовались у англосаксов большим уважением. С усилением роли княжеской и королевской дружины у англосаксов появились певцы-дружинники, так называемые скопы. Используя родовые и племенные предания, они слагали песни о подвигах древних героев и современных военных вождей (VII—VIII вв.).

О скопах

Небольшое произведение англосаксонской поэзии " Видсид" (т. е " многостранствующий"), которое долгое время считали одним из древнейших дошедших до нас памятников англосаксонской литературы, рисует образ именно такого певца. Его основную часть занимает " каталог" стран, якобы посещенных певцом, и тех резиденций, где его принимали с почетом. Среди славных властителей, у которых побывал Видсид, называются имена наиболее известных героев германских эпических сказаний.

Другое произведение, в котором описан певец, " скоп", носит название " Сетование Деора". Оно представляет собою лирический монолог, вложенный в уста придворного певца по имени Деор. Деор рассказывает, что некогда он пел при Геоденингах и был им люб, пока не сменил его " властитель песен" Хеорренда (Heorrenda), отнявший у него и милость двора и ленное владение (landryht). Интриги в мире людей искусства: (Утешение себе Деор находит лишь в том, что вспоминает целую вереницу знаменитых образов героических саг, героев древних преданий. Первоначально стихотворение датировалось VII-VIII вв., теперь его все чаще относят к IX и даже к X в. Но примеры, которыми пользуется автор, явно указывают на стародавнюю эпическую традицию.

Возникновение письменности в Англии.

Письменность в современном смысле слова стала использоваться при дворе англосаксонских королей вместе с принятием христианства, когда после прибытия римской миссии св. Августина появились первые книги на латинском языке. Скорее всего это были книги, использовавшиеся в богослужении, и, конечно, Библия. С 597 г. латинский язык стал официальным языком христианской церкви в Англии, а латинское письмо - практически единственным видом письма, которое скоро было приспособлено и для записей на древнеанглийском языке. На базе латинского алфавита был создан древнеанглийский алфавит, который отличался особыми начертаниями некоторых букв, свойственными так называемому “инсулярному” (“островному”) латинскому письму, а также использованием двух рунических знаков.

Руническая письменность

Есть данные, что прибывшие в Британию англосаксы владели древнейшим исконно германским письмом, так называемым руническим алфавитом.

. Англосаксонские руны - это разновидность старшего рунического алфавита, известного со II по VII вв. у всех германских племен. От старших рун следует отличать младшие руны, распространившиеся только у скандинавских племен в эпоху викингов с IX по XI вв.

Большинство старших рунических надписей, найденных на континенте или в Скандинавии - это отдельные предложения, трудно поддающиеся толкованию, или отдельные руны, иногда весь рунический алфавит. Старшие руны не использовались для записи текстов повествовательного характера - законов, грамот, эпических сказаний. Все эти сферы словесного творчества носили у германцев устный характер, и их переход на письмо был связан у всех древнегерманских народов с влиянием латинской книжности.

Известны два основных англосаксонских памятника с руническими надписями: это так наз. “ларец Фрэнкса” и “Рутвельский крест”, оба памятника VII в.

 

Ларец Фрэнкса“Ларец Фрэнкса” - это шкатулка, на которой в одном предложении сообщается о ките (или морже), из чьей кости была сделана шкатулка, предназначенная для хранения реликвий - возможно, святых даров. Шкатулка украшена резными изображениями, которые представляют смешение античных, христианских и языческих германских сюжетов. Мифический кузнец Вёлунд, известный персонаж скандинавской мифологии, помещен здесь бок о бок с волхвами, приносящими дары младенцу Христу.

Детали ларца Фрэнкса:

Рутвельский крест - это огромное каменное распятие из Нортумбрии, найденное в местечке Рутвел недалеко от границы с Шотландией. На нем рунами вырезано несколько строф поэмы, посвященной истории святого Креста (полный вариант поэмы сохранился в более поздней рукописи). Появление таких крестов связано с установлением культа Креста в VII в. после возвращения его в Константинополь. Отдельные рунические знаки встречаются также в конце некоторых из написанных по-древнеанглийски поэм англосаксонского поэта Кюневульфа (начало IX в.). Каждый из знаков заменяет в тексте слово, которым называлась руна. Последовательность их появления в тексте позволяет реконструировать имя Кюневульф.

Верхняя часть Рутвельского креста спереди (фото слева), сзади (фото в центре) и раскрашенная верхняя часть копии Рутвельского креста (фото справа)

Подобные данные свидетельствуют о том, что рунами продолжали пользоваться и некоторое время после введения христианства, и не только в целях языческой магии. По-видимому, их сохранение связано с попыткой усилить воздействие надписи на адресата, независимо от контекста, в котором появлялась надпись. Так, поэт Кюневульф не только вплетает свое имя рунами в текст, но и призывает читателя молиться о его душе. Однако в условиях борьбы с язычеством руны не могли сохраниться долгое время.

Первые памятники на древнеанглийском языке

Основная масса памятников VII-VIII вв., то есть сразу после христианизации, была написана на латинском языке. Об употреблении на письме древнеанглийского языка в VII в. есть лишь отдельные упоминания, но сами памятники до нас не дошли. По-видимому, однако, латинский язык с самого начала не был в Англии единственным официальным языком, как во Франкском государстве, Германии и других странах: так, первые судебники (например, “Законы Этельберта” - Кент, между 597 и 616 гг.) были записаны на древнеанглийском языке (позднее их включил в свои “Законы” король Альфред в IX в.).

Правовые тексты и переводы богослужебных текстов

В ранний период с VII по начало IX в. памятники на древнеанглийском языке - это преимущественно правовые тексты (законы, грамоты, пожертвования монастырям), а также отдельные отрывки переводов богослужебных текстов - Евангелия и псалмов). Очевидно, древнейший способ употребления латинского алфавита для записей по-древнеанглийски - это так называемые “глоссы”, то есть надстрочные переводы отдельных латинских слов в тексте Евангелия и псалмов. Из этих отдельных надписей-глосс впоследствии составились глоссарии - латино-древнеанглийские словари. Техника глосс показывает первичную сферу употребления латинского алфавита для записей на древнеанглийском языке - это обучение англосаксонских церковнослужителей латинскому языку как иностранному. Обучение это, очевидно, началось сразу после крещения Кента, как об этом свидетельствуют записанные по-древнеанглийски “Законы Этельберта”.

С VII по начало IX в. литературная норма как таковая отсутствует, а на письме засвидетельствованы четыре диалекта: нортумбрийский, мерсийский, кентский и уэссекский. Первые два были диалектами англов. Они обнаруживали между собой большое сходство, но территориальные границы способствовали развитию в них некоторых отличительных черт. Кентский диалект сложился на базе диалекта ютов, уэссекский - на базе диалекта западных саксов, заселивших Уэссекс. Единая письменная норма начинает формироваться лишь с конца IX в. - начала X в. на базе уэссекского диалекта в эпоху, когда Англия объединяется под эгидой Уэссекса.

Монастырская книжная культура

С VII в. по всей стране возводились церкви, строились монастыри, росло число людей, получивших образование в этих монастырях и на континенте, преимущественно во Франции. Важнейшую роль играют монастыри как центры образованности. Англосаксонские монахи и церковные деятели занимаются богословием и литературой, историей и естественными науками. Выдающие труды многих представителей англосаксонской церкви входят в золотой фонд европейской литературы, а монастыри в Кентербери, Йорке, Ярроу уже в VIII в. становятся ведущими центрами Европы не только в области богословия, но и в латинской и греческой учености.

После принятия христианства англосаксонское общество включилось в сферу культуры, которая уже сформировалась в христианском мире. Ее проповедниками были как посылаемые Римом крупные церковные деятели: настоятели монастырей, епископы, папские легаты, так и англосаксонские церковнослужители, совершавшие путешествия во Францию и Рим. Большую роль сыграло прибытие после собора в Уитби (664 г.) новой миссии из Рима, связанной с официальной победой римской разновидности христианства над кельтской (поводом послужила смерть последнего из архиепископов, назначенных Римом). Теодор из Тарса (668-690), присланный папой римским в качестве епископа Кентерберийского в 668 г., привез немало рукописей с церковными и светскими произведениями. Теодор проводил широкую просветительскую деятельность, насаждал грамотность и основал первые в Англии монастырские скриптории. Трудная работа писца ярко обрисована монахом Алкуином, который сравнивал ее с работой пахаря. Все рукописи раннего времени включают произведения религиозного содержания: евангелия, литургические тексты, сочинения отцов церкви.

Англосаксонская литература на латинском языке

Ее становление протекало под сильным воздействием общеевропейской христианской письменности, эстетические принципы которой, как и литературные формы, уже сложились к VII в. Но существовавшая традиция не была механически усвоена англосаксонскими авторами. Ее творческая переработка и развитие привели к тому, что уже через столетие, в VIII в., некоторые из произведений англо-латинской литературы получили европейскую известность и заняли почетное место в ряду знаменитейших памятников европейской словесности.

Наиболее ранним в плеяде выдающихся писателей Англии был Альдхельм (640-709), брат уэссекского короля Инэ, аббат одного из первых англосаксонских монастырей (Мальмсберийского), впоследствии Шерборнский епископ.

Выдающимся ученым и писателем своего времени был монах-бенедиктинец монастыря Ярроу Беда Достопочтенный (673-735), о котором подробно было написано ранее.

Алкуин

Алкуин Беда имел немало учеников, впоследствии ставших видными деятелями английской церкви. Один из них, Эгберт, превратил монастырь в Йорке во всемирно известный культурный центр, где спустя несколько десятилетий получил образование Алкуин (735-804), один из вдохновителей каролингского Возрождения. Роль Алкуина в истории западноевропейской культуры несколько отличается от роли Беды. Это выдающийся организатор и просветитель, инициатор небывалых по своему размаху и замыслу начинаний, но не самобытный писатель. Алкуин учился в Йорке у ученика Бэды Эгберта и стал епископом Кентерберийским. В 780 г. он был послан в Рим и на обратном пути встретился с Карлом Великим. С этого времени Алкуин жил при дворе Карла, возглавляя созданную им Академию. Он считается основателем системы " семи свободных искусств".

Литературное наследие Алкуина представлено работами исключительно церковного содержания: это трактаты по богословию, на этические темы, комментарии к Библии.

Набеги викингов, разрушение монастырей

После смерти Алкуина в развитии церковной культуры в Англии наступил некоторый застой, вызванный набегами викингов: ограбление и разрушение монастырей на побережье Северного моря привели к утрате ими прежнего значения. Первая половина IX в. отмечена падением грамотности. Это позволило Альфреду Великому 50 лет спустя написать: “Мало было людей по эту сторону Хамбера, кто мог бы понять службу на английском языке или перевести написанное с латыни на английский. И я думаю, что и за Хамбером таких не слишком много. И так их было мало, что я не могу вспомнить ни одного человека к югу от Темзы, когда я начал править этим королевством».

Англо-латинская литература к началу IX в. завершила период своего расцвета. Это связано с определенными причинами. Памятники латиноязычной литературы были рассчитаны на образованного читателя, разбирающегося в тонкостях богословской, исторической и естественнонаучной мысли своего времени. Однако таких читателей становилось все меньше.

Необходимость распространения христианского вероучения в массах определила два последующих подъема английской прозы:

1) в эпоху самого Альфреда (конец IX в.)

2) в эпоху его преемников (вторая половина X - начало XI в.).

Просвещение в эпоху Альфреда.

 

Продолжая гуманистические традиции Алкуина, Альфред предпринял беспрецедентный для его времени труд - перевод крупнейших латиноязычных произведений европейского средневековья на древнеанглийский язык. Альфред собрал вокруг себя, по примеру Карла Великого, наиболее выдающихся представителей богословия, философии и литературы. Альфред и его приближенные перевели пять произведений, выбор которых обнаруживает глубину знаний и тонкость понимания культуры эпохи. Эти сочинения: наиболее полная история своего народа (“Церковная история англов” Бэды), изложение всемирной истории и географии (“Семь книг истории против язычников” Павла Орозия), крупнейший образец философской мысли (“Об утешении философией” Боэция), доступное изложение патристического миропонимания (“Монологи” Августина Блаженного), кодекс христианской этики (“Обязанности пастыря” папы Григория I). Благодаря просветительской деятельности Альфреда круг читателей этих выдающихся произведений расширился. Альфред не ставил своей задачей точный перевод этих сочинений. Он скорее пересказывал и комментировал переводимое, а иногда дополнял своими собственными сведениями - например, рассказами путешественников о жизни народов северной Европы, включенными в его древнеанглийскую “Историю» Орозия.

В эпоху Альфреда и, вероятно, по его прямому указанию, началось составление первой “Англосаксонской хроники”, содержащей погодное изложение событий, происходивших как в Уэссексе, так и в других королевствах. Это безыскусные повествования, не претендующие на стилистическую изысканность или пышность. Однако они дают широкую картину жизни англосаксонского общества.

Со смертью Альфреда закончился первый взлет англоязычной прозы, и в последующие 50 лет она не дала миру сколько-нибудь выдающихся произведений. Даже “Англосаксонская хроника” первой половины X в. обнаруживает упадок повествовательного мастерства.

Бенедиктинское Возрождение

Бенедектинское Возрождение - второй подъем англоязычной прозы - приходится на вторую половину X - первую половину XI века. Он связан с церковной реформой (названной по имени Бенедикта Аньянского). В английских монастырях, ослабленных в ту пору нападениями язычников-скандинавов, возрождается духовная деятельность, принимает широкий размах переписка книг, составляются новые сборники церковных и светских произведений. Именно к этому времени относятся основные дошедшие до нас рукописи, содержащие эпические памятники.

Центральное место в этой деятельности занимает распространение и углубление богословия, христианской экзегезы и этики. Появляется огромное - несравнимое с предшествующим периодом - число проповедей, комментариев к Библии и сочинениям отцов церкви, житий и оригинальных сочинений на богословские темы. Среди многочисленных авторов этого периода выделяются Эльфрик (995-1020/1025) и Вульфстан (? - 1023).

Эльфрик и Вульфстан

Продолжая традиции Альфреда, Эльфрик осуществляет перевод значительной части Ветхого Завета на древнеанглийский язык, снабжая его своими комментариями и дополняя жизнеописаниями трех уэссекских королей: Альфреда, Этельстана и Эдгара.

Подъем англосаксонской прозы в конце X - первой половине XI в. проходил в рамках церковной литературы в отличие от светской по преимуществу литературной деятельности Альфреда. Это определило основные особенности творчества Эльфрика и Вульфстана. Эти черты оказали влияние и на получившие тогда же распространение “массовые” жанры светской литературы.

 

«Массовая» литература

Одно из них - англосаксонский поэтический “Бестиарий” (“Физиолог”). В многочисленных “Физиологах”, пользовавшихся большой популярностью у средневекового читателя, в духе христианской символики изображались различные реальные и фантастические животные: единорог, феникс, кит, свойства которых толковались с этико-дидактических позиций. Англосаксонский “Бестиарий” содержит описания пантеры, кита и куропатки, населяющих три стихии: землю, море и воздух.

Манускрипт Кэдмона Существуют три основных источника “массовой” литературы англосаксонского периода: классическая (античная), библейская и туземная традиции. Влияние христианских этических и эстетических представлений было чрезвычайно сильно. Библия и церковная повествовательная литература стали неиссякаемым источником тем и сюжетов. Вновь и вновь разрабатывались темы сотворения мира, отдельные эпизоды жизни Иисуса Христа, рассказы о жизни апостолов, христианских святых, причем они облекались в формы привычные, а потому доступные недавно обращенным членам христианских общин. В проповедях и повествовательных произведениях обнаруживается стремление познакомить аудиторию с основными сюжетами Ветхого и Нового Заветов.

Все эти тенденции обнаруживает один из наиболее популярных жанров “массовой” средневековой литературы - жития святых. Основы англосаксонской агиографии были заложены Бэдой в кратких, входящих в “Церковную историю” житиях и в одном из первых пространных житий местного англосаксонского святого - Кутберта. Каноническая форма жития, выработанная в Западной Европе, была усвоена Бэдой, а через него и другими англосаксонскими авторами. Однако и у Бэды, и особенно в последующих произведениях жанр претерпевает изменения под влиянием стремления приспособить текст к восприятию широкой аудитории.

Древнеанглийская поэзия

К X-XI вв. относятся четыре рукописи, в которых сохранилась древнеанглийская поэзия. Она едина по стиху и стилю (в ней употребляется так наз. аллитерационный стих, основанный на созвучиях корней, преимущественно начальных согласных, и клишированная фразеология), но разнообразна по содержанию. Она включает:

1. Героический эпос, повествующий о легендарной истории континентальных германцев (“Беовульф”);

2. Пересказ Ветхого Завета (Книга Бытия и Исход) (Кэдмон)

3. Отрывочный пересказ Нового Завета (поэма “Христос”) (Кюневульв)

4. Жития святых (“Андрей”, “Елена”, “Юлиана”, “Гутлак”) (Кюневульв)

5. Мелкие элегические и дидактические произведения («Жалоба жены», «Морестранник» и другие).

Пересказ Ветхого Завета связывается с фигурой Кэдмона (вторая пол. VII в.), о котором рассказывает Бэда; новозаветные и житийные сочинения - с именем Кюневульфа.

«Беовульф»

 

Величайшим памятником древнеанглийской поэзии остается эпическая поэма «Беовульф», повествующая о сражении легендарного героя Беовульфа с чудовищами. Несмотря на сказочный сюжет, поэма содержит упоминание ряда исторических лиц и событий V-VI вв., описываемая ею обстановка отражает быт и понятия вождей и их дружин эпохи Великого переселения народов. Прославляя германских предков англосаксов (действие в поэме происходит в Дании и Швеции), поэма вместе с тем развивает мотив бренности мира сего и непрочности существования людей в этом мире.

Лирика: «Жалоба жены» (IX век)

В " Жалобе жены" мы чувствуется драма, о смысле которой можно только догадываться. Сначала счастливые, супруги жили лишь один для другого; в то время как муж странствовал по дальним морям, жена ждала его с нетерпением и тревогой. Но ее оклеветали перед мужем, разлучили с ним, и теперь она живет в изгнании. Отлученная от всех радостей бытия, она то чувствует себя подавленной горем, то, напротив, ожесточается при мысли о несправедливости, выпавшей на ее долю.

 

............я тоскую потому,

Что нашла для себя мужа, прямо для меня сотворенного,

Но несчастного и полного печали в своем разуме.

Он прятал от меня свое сердце, имея мысли убийцы,

Но радостный вид. Часто мы обещали друг другу,

Что нас не разлучит никто,

Кроме одной смерти: но все сильно изменилось,

И теперь все идет так, как будто бы никогда

Не существовало нашей дружбы. Я принуждена издали и вблизи

Терпеть ненависть моего возлюбленного.

Меня принудили жить в лесу,

Под дубом в землянке.

Стар этот земляной дом, я же все томима одним долгим желанием.

Угрюмы эти долины, высоки холмы,

Горьки для меня изгороди огороженного места, полные терниев.

Мрачно мое жилище. Часто отсутствие

Здесь моего повелителя подвергало меня мученью!

 

Духовные идеалы раннесредневековой Англии, отразившиеся в литературе

Понятия и идеалы раннесредневековой Англии, отразившиеся в ее литературе, представляют своеобразное сочетание христианских и дохристианских представлений. Последние можно условно разделить на две группы: языческие верования и героико-эпические представления.

Языческие верования.

Методы введения христианства и первоначальные формы церковной идеологии в Англии отличались значительной терпимостью. Тонкий политик, папа Григорий I писал в 601 г. своим миссионерам “... храмы идолов в этой стране вовсе не следует разрушать, но ограничиться только истреблением одних идолов... ибо если эти храмы хорошо отстроены, то полезнее просто их обратить от служения демонам на служение истинному Богу”.

Героико-эпические представления

Героико-эпические представления сохранились преимущественно в устно-поэтическом творчестве, которое было принесено англосаксами с континента. Уже римский историк I в.н.э. Тацит писал, что события прошлого запечатлеваются германцами в поэтической форме и эти песнопения любимы всеми. Англосаксы принесли на Британские острова предания о героях, живших во времена великого переселения народов.

Относительная терпимость англосаксонской церкви к народной культуре привела к тому, что некоторые памятники народной словесности были записаны в монастырях и исполнялись не только на королевских пирах и на собраниях кэрлов, но и в монастырских трапезных. Несмотря на соответствующий отбор и обработку, они сохранили этику и представления дохристианской эпохи. Песни эти были любимы всеми, в том числе и монахами, что иногда вызывало тревогу церковных деятелей, как о том свидетельствует письмо Алкуина, монахам Линдисфарна: “Что общего между Ингельдом и Христом?.. Пусть громко звучат за столами в вашей трапезной слова Господа. Надлежит слушать чтеца, а не флейтиста, отцов церкви, а не языческие песни...”.

5.Фонетический строй.

 

Фонетические особенности. Фонетический строй древнеанглийского периода отличался фиксированным динамическим ударением, падавшим на первый корневой слог слова.

Количественные и качественные характеристики гласных звуков были позиционными, т.е. зависели от положения звука в слове. Долгота ударных гласных была фонематичной, позволяя различать слова только долготой ударною корневого гласного. Существовал полный параллелизм долгих и кратких гласных звуков, как монофтонгов, так и дифтонгов.

Согласные были менее многочисленны, чем в современном языке. В их числе не было некоторых фрикативных звуков. Имелся ряд позиционных качественных характеристик согласных, в том числе звонкость/глухость звука.

Система гласных.

Древнеанглийские гласные различались 1) по месту артикуляции, т.е. по принадлежности к переднему, среднему или заднему ряду 2) по степени подъема и 3) по долготе и краткост. Древнеанглийский вокализм включал монофтонги и дифтонги.

Система монофтонгов состояла из равного числа кратких и долгих гласных: каждому краткому соответствовал долгий и наоборот. Дифтонги также были долгими и краткими.

В наборе древнеанглийских гласных, наряду с исконными, имеются гласные, возникшие в дописьменный период в результате комбинаторных изменений. Это – палатальная перегласовка(умлаут), древнеанглийское преломление, дифтонгизация после палатальных, велярная перегласовка, стяжение.

Фонетические процессы.

1. Важнейшие изменения в системе гласных в древнеанглийский период. Палатальный умлаут, или переднеязычная перегласовка (i-mutation).

Суть этого явления заключается в изменении гласного под влиянием гласного в последующем слоге. Таким образом, гласный заднего ряда превращается в гласный переднего ряда, обычно того же подъема, под влиянием гласного i или j последующего слога. При этом в процессе дальнейшего развития гласный i / j мог выпасть совсем или же перейти в неударном положении в нейтральный звук

В др-англ. языке перегласовка охватывает фактически все гласные звуки. При этом происходят следующие конкретные изменения:

Краткие гласные:

[u] > [y]: fulljan > fyllan;

[o] > [e]: dohtri > dehter;

[a] > [e]: sandian > sendan; manniz > menn

Долгие гласные:

[u: ] > [y: ]: mū siz > mяs, но mū s

[o: ] > [e: ]: tō юiz > tē ю, но tō ю

[a: ] > [ж: ]: ā niჳ > ǣ niჳ, но ā n

Переднеязычная перегласовка происходила в 6-7 вв. н..э., т.е. в древнейший период истории английского языка. Это явление лежит в основе ряда грамматических и лексических явлений: образование мнoжественного числа существительных путем чередования гласного корня (man – men, foot – feet), образование степеней сравнения прилагательных (old – elder – eldest); образование производных существительных от качественных прилагательных (long – length, strong – strength); образование глаголов от существительных и прилагательных (blood – to bleed, full – to fill)

2) Задняя перегласовка (Велярный умлаут). Другая разновидность перегласовки вызывается задним гласным (u, a, o) последующего слога. В этом случае предыдущий гласный превращается в дифтонг. Например:

i > io hira > hiora, silufr > siolufr, sifon > siofon

e > eo hefon > heofon, efor > eofor

a > ea saru > searu

3) Древнеанглийское преломление. Под влиянием последующих согласных r, l, h после переднеязычного гласного развивается нейтральный гласный, образующий дифтонг с предшествующим гласным. Например:

[ж] > [ε a] hжldan > healdan, wжrm > wearm, жhta > eahta перед l, r, h + согласный или перед h: sжh > seah;

[ж: ] > [ε a: ] nǣ h > nē ah перед h;

[e] > [eo] melcan > meolcan, herte > heorte, fehtan > feohtan перед l, r, h + согласный.

4) Стяжение. Если в слове после выпадения согласного встречаются два гласных, обычно происходит их стяжение в один долгий гласный звук. Например:

Группа ah + гласный > дифтонг ē a: slahan > sleahan > slē an;

Группы eh/ih + гласный после выпадения h > дифтонг ē o: sehan > sē on, tī han > tē on;

Группа ō h + гласный после выпадения h > ō: fō han > fō n;

Долгое ǣ, а также дифтонги поглощают следующий гласный: sǣ e > sǣ, ē ae > ē a.

5) Удлинение гласных перед группами согласных. В 9 в. произошло удлинение гласных (в основном краткого [i] и краткого [u]) перед сочетаниями ld, nd, mb. Hапример:

findan > fī ndan; cild > cī ld; wild > wī ld, climban > clī mban;

bunden > bounden [bu: nden], funden > founden [fu: nden].

Если после этой группы согласных стоял еще один согласный, то удлинения не происходило.

6) Аблаут(чередование, градация, апофония)

3 степени: полный(гласные везде разные), частичный, нулевой.

 

Древнеанглийское ударение унаследовало основные принципы германского ударения: силовое (экспираторное) ударение на первом слоге у имен (существительных, прилагательных), на корневом слоге у глаголов (это может быть первый или второй слог в зависимости от наличия или отсутствия префикса). Префикс ge-, как правило, безударный вне зависимости от частеречевой принадлежности. В сложных словах основное ударение падало на первый компонент, второстепенное ударение – на второй компонент.

 

 

В древнеанглийском языке ударные слоги могут выделяться ударением неодинаковой силы. Важно различать две степени ударения: 1) ударение главное ['] и 2) ударение второстепенное [']. Таким образом, в целом устанавливается три категории слогов: 1) главноударные, 2) второстепенноударные и 3) безударные слоги.


7. Ударение. общий характер фонетических процессов дп Главное ударение в связной речи падает на полнозначные слова (существительные, прилагательные, числительные, наречия, глаголы). На местоимения ударение падает лишь в тех случаях, когда это требуется смыслом. В слове, состоящем из двух или более слогов и имеющем сильное ударение, оно обычно приходится на корневой слог, а если это слово сложное — на корневой слог его первой части. Следовательно, главноударным обычно является первый слог слова, если этот слог не приставка: ср. да. sunu сын, feldra старший, twenti.3 двадцать, seldan редко, macian делать, macode делал; scfp-rap корабельный канат, s£ e-man(n) моряк, супе-Псе королевство, si'se-eadis победоносный.
Слова же с приставками могут иметь сильное ударение как на первом слоге (т. е. на приставке), так и на слоге, следующем за приставкой. Ударение на приставке большей частью встречается в существительных, прилагательных и производных от них словах: ср. да. bf-vord поговорка, пословица, fore-зепза предшественник, abd- -swaru ответ, fore-тгёге выделяющийся знаменитостью; and-swarian отвечать (от and-swaru ответ). Но есть много и таких существительных, прилагательных и т. д., в которых сильноударным является слог, следующий за приставкой: ср. да. be-запз область, зеЬгоЭог собратья, зе-ltc подобный, зе-trtewe верный, надежный. Особенно много таких слов с приставкой деПрилагательные с приставкой un- не-, без- обычно имеют сильное ударение на приставке (ср. un-nyt(t) бесполезный, пп-dierne «нетайный, нескрытый», явный), но могут иметь и сильное ударение после приставки, на корне. О т с у т с т в и е ударения на прис т а в к е особенно характерно для глаголов. Так, глаголы с приставками Ье-, де-, for-, to- (раз-), on-, a-, о\> - и с некоторыми другими всегда имеют ударение на корневом слоге, следующем за приставкой: ср. da. Bebeodan велеть, поручить, приказать, зе-lfefan верить, for-beran щадить, to-dslan разделить, on-3innan начать, а-эшзап пропеть, op-windan увильнуть, ускользнуть.
Второстепенное ударение обычно имеет корневой слог второй части сложного слова, также и в тех случаях, когда первая часть — сильноударная приставка: ср. да. see-man(n) моряк, scip-r§p корабельный канат, супе-rice королевство, sfee-eadis победоносный, bf-word пословица, fore-зепза предшественник, and-swarian отвечать и т. п. Второстепенноударными обычно являются
также некоторые суффиксы, преимущественно те, в которых после гласного следует сочетание согласных или двойной согласный: ср. 1ёогп£ тз учение, scfeppend создатель, заЪзёпйе идущий; часто также суффикс -Не (и некоторые другие, происшедшие из самостоятельных слов): ср. freond-iic дружественный, deop-llc глубокий; далее, нередко слог -i- в окончаниях слабых глаголов II класса и -о-, -а- в прошедшем времени тех же глаголов: ср. huntian охотиться, huntode, huntade охотился и т. п.

 

9.. ДРЕВНЕАНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ. МОРФОЛОГИЯ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ: ЕГО КАТЕГОРИИ И ОСОБЕННОСТИ

Древнеанглийская морфология включает в себя существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, числительные, предлоги, союзы.

Имя существительное – трехчастная структура, состоящая из корня, основообразующего суффикса и флексии. Корень – носитель лексического значения.

В д-а было 4 именных части речи: сущ, прил, мест и числит. – такие группы слов, которые м.б.подлежащими. Всем этим частям речи в д-а был свойственен ряд категорий: род, число и падеж.

 

Наиболее универсальными категориями, характеризующими существительное, являются:

 

Категория падежа – форма слова, служащая для выражения синтаксических отношений существительного с другими словами в предложении. В OE существительные имели 4 падежа – именительный, родительный, дательный (содержащий и значение творительного падежа) и винительный.

Категория числа – форма слова, служащая для выражения понятия количества, относящегося к предметам или явлениям объективной действительности. Число у сущ- единственное и множественное

Категория грамматического рода – такая форма слова, которая служит для классификации существительных по условным родовым группам. 3 рода – мужской, женский, средний. Это деление носило формальный характер и не отражало реальных отношений естественного пола. Категория рода получила выражение в согласовании с прилагательными и указательными местоимениями.

 

Др-герм слово в дописьменную эпоху было 3-х частным: корень+суффикс+окончание

 

Суффикс обладал классифицирующей функцией: объединял слова одной смысловой категории и отделял их от остальных. То, что суффикс имел класс.роль, видно на остатках суффикса –r-: Brother, mother, father – имена родства.

 

Значение суффикса восстановить не удается, т.к. к эпохе письм.памятников обязательная 3-х частная структура сущ сменилась на 2-х частную. Суффикс либо сливается с корнем, либо с окончанием. По основообразующим суффиксам, которые в составе этих слов могут быть восстановлены путем сравнительно-ист.анализа, сущ подразделялись на типы склонения.

 

От первоначальной системы основообр.суффик­сов в д-а не осталось в сущности почти ничего. У многих сущ невозможно обнаружить даже следы первона­чальных основообр.суффиксов, поэтому причисление их к тому или иному типу основ имеет только ист.значение: говоря, например, что в д-а сущ dæ з 'день' принадлежит к числу основ на -а, мы имеем в виду, что, судя по данным родственных языков, в первую очередь готского, первоначально основа этого сущ была образована с суффиксом -а-.

 

Особенностью древнегерманских языков было деление всех существительных на определенное число групп в зависимости от основообразующего аффикса. Деление на основы предполагало определенную попытку классифицировать все предметы и явления объективной реальности на ограниченное число групп часто на основании внешних признаков (существительные с основой на er – степень родства). Т.е деление на основы отражает более древний этап существования языка. Деление на основы производилось последовательно и явилось чертой всех древнегерманских языков, но со временем этот процесс забывается, а аффиксы постепенно сливаются с падежными окончаниями, что приводит к исчезновению границ между основообразующим аффиксом и падежным окончанием.

 

Выделяют 3 типа склонений:

 

  • С основой на гласный (сильное склонение)

С основой на –a(ja, wa). К ним относят существительные мужского и среднего рода (аналогичны русскому 2 склонению). В древнем состоянии имели корень, аффикс –a и окончание, сейчас слово сократилось до корня – примеры: stā n(камень); wulf; scip, word, hrinз.Если между корнем и основообразующим аффиксом был неслоговой i, то такие основы называются основами на ja – к ним осносят существительные мужского и среднего рода, оканчивающиеся в древнеанглийском языке на –e или на долгий согласный, изображаемый на письме двойной согласной, например –nn; -cg. В этих существительных также отпали падежный аффикс и ja, слоговой I со временем превратился в –e, например here – войско. Гласный I до своего ослабления в e оказал влияние на гласный корня в виде перегласовки, поэтому в сущ с основами на ja корневые гласные переднего ряда (here, ende, wite, cynn). Если между корнем и словообразующим аффиксом стоял неслоговой u, выражаемый через u и w, то такие основы называются основами на wa. К ним относят существительные мужского и среднего рода, оканчивающиеся на w, u или o (trē o; snā w). Падежные окончания: ИРДВ: М.р (ед.ч: -; es; e; - мн.ч: as; a; um; as); ср.р(ед.ч: -; es; e; - мн.ч: u; a; um; u)

 

С основой на –o(jo; wo). К ним относят существительные женского рода, оканчивающиеся на u или согласный (1 склонение в русском). (caru, sc(e)amu, wund). Про Jo и wo тоже самое(wo> u), неслоговые гласные отпали – lufu, talu, stund, sc(e)adu. Окончания: ед.ч: u; e; e; e мн.ч: a; a; um; a

 

С основой на –u. К ним относят существительные мужского и среднего рода, оканчивающиеся на u или один и более согласный (в краткосложных сохраняется, в долгосложных нет – sunu; nosu; feld; hand). Падежные окончания (одинаково мужской и женский род) – Ед.ч u; a; a; u; Мн ч. a; a; um; a.

 

С основой на –i. К ним относились существительные всех трех родов.Но в процессе исторического развития они стали переходить в другие основы. Существительные мужского и среднего рода перешли в ja; а женского – jo; Остались неизменны только Seaxe; Enзle; Dene. Наиболее важным типом является склонение на a, которые впоследствии послужил моделью для образования единой системы склонения существительных и послужил основой образования притяжательного падежа.

 

  • С основой на согласный (слабое склонение).

К ним относились существительные всех трех родов. К древнеанглийскому периоду падежные окончания были почти полностью утрачены, а основообразующий суффикс n стал компонентом новых падежных окончаний, которые в большинстве случаев омонимичны n. (Склонения на другие согласные являлись мелкими типами склонений на r, s).Падежные окончания: ЕД.Ч. М.р a; an; an; an; Ж.р. e; an; an; an; Ср.р e; an; an; e; МН.Ч М.р an; ena; um; an; Ж.р an; ena; um; an; Ср.р an; ena; um; an.Пример из этой группы – oxen. С основой на r – относятся существительные, обозначающие близких родственников. Характерным для этой группы является наличие гласного с перегласовкой в дательном падеже ед.ч, что указывает на наличие падежного аффикса i на более раннем этапе. Также существовала группа существительных с основой на es, которая вследствие закона Вернера перешло в iz> ir> r. К ним относятся 4 слова – cild; lamb; cealf; æ з. У них форма единственного числа совпадала с основой на a; а в множественном числе стали принимать форму с аффиксом r.

 

  • С корневыми основами.

У них никогда не было основообразующих аффиксов.(monn – человек; mū s). Для существительных этой группы характерно чередование корневого гласного, которое наблюдается в дательном падеже ед.ч. и в им. и вин падежах мн.ч.Чередование гласных возникало вследствие переднеязычной перегласовки, в указанные падежи входил элемент i. *foti> fē t; *boci> bē c, затем этот гласный отпал. (В современном языке – foot-feet; tooth-teeth).

 

Слияние основообразующих аффиксов с прежними падежными окончаниями и вследствие отсутствия ударения на падежных окончаниях постепенно развивается омонимия падежей, что создает предпосылки к развитию аналитических способов выражения синтаксических отношений.

 

В 12-13 вв. ослабление/редукция окончаний стала развиваться еще более интенсивно, что содействовало сокращению системы склонения и, в конечном итоге, окончательному исчезновению группировки сущ по основам. Все те группы, которые тяготели к основе м.рода на –а, влились в нее; сюда же присоединились сущ ср.рода. Ср.род перестал существовать как особая словоизм.группа.

 

10..Местоимения.

Древнеанглийские местоимения распадались на несколько разрядов:

- личные

- указательные

- вопросительные

- неопределенные, неопределенно-личные

(Притяжательные местоимения еще не выделились из разряда личных местоимений, а относительные (that, who) и возвратные не сформировались как самостоятельные разряды.)

Система местоимений имела 3 числа: единственное, двойственное и множественное.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.04 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал