Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности интервью как метода сбора первичной социологической информации. Виды интервью






12 Фев 2011 admin Рубрика: Социология | Комментарии к записи 13. Особенности интервью как метода сбора первичной социологической информации. Виды интервью отключены

Интервью является одним из видов опроса. Отличительной чертой этого метода сбора первичной социологической информации является: активная, Ведущая роль социолога-интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные планом беседы или формализованным вопросником; организует и направляет беседу и фиксирует полученные ответы согласно инструкции.

Особенности Интервьюирования связаны с наличием непосредственного вербального контакта интервьюера с респондентом: 1) этот метод сбора информации требует больше времени, финансовых затрат на привлечение к опросам и обучение интервьюеров; 2) но он обеспечивает, как правило, более надежную информацию, исключая неконтролируемую подмену намеченных респондентов как это может быть при анкетировании; более полное понимание ими вопросов и адекватные ответы; 3) вербальная информация дополняется визуальной поскольку опрашивающий одновременно является и наблюдателем; 4) интервьюер может устранить влияние третьих лиц на респондента.

Прямой контакт и психологические отношения, которые устанавливаются между интервьюером и респондентом имеют не только преимущества, но и создают дополнительные помехи для получения качественной информации:

1) возможность влияния интервьюера, искажающего мнение респондента: внешность, возраст, неосторожное слово. Опрашиваемый нередко воспринимает беседу сквозь призму установок и стереотипов, активизированных личностью интервьюера. Считаясь с этим, необходимо вести себя как можно проще, свободнее, начинать разговор с максимально нейтральных, общепонятных вещей; держаться спокойно и естественно: не подстраиваться под респондента.

2) возможность нежелательного влияния обстановки, условий проведения интервью: отсутствие отдельного помещения, отвлекающее воздействие работы, третьих лиц и т. п.

3) «Возмущающее» воздействие на респондента средств фиксации ответов: записи по ходу беседы, включенный магнитофон или видеокамера. Поэтому рекомендуется проводить интервью вдвоем: один ведет беседу, а второй – протокол, не скрывая этого, но помещаясь не на первом месте.

Различают следующие Виды интервью в зависимости от степени формализации:

1. Свободное (или Клиническое) интервью. Заранее определяется только тема беседы. Этот вид интервью применяется на подготовительном этапе исследования, когда необходимо сориентироваться в проблемах, целях и гипотезах исследования, для разработки его программы, анкеты.

2. Фокусированное (направленное) интервью организуется по поводу конкретного факта, события, его последствий и причин. Респонденты заранее знакомятся со статьей, статистическими материалами, или отбираются из числа участников события, например, телезрители недавно состоявшейся телепередачи, популярного телесериала. Интервьюер должен заранее спланировать ход обсуждения, круг вопросов, обязательных для собеседования. Такое интервью может быть групповым, но ведущий должен дать возможность всем участникам беседы выразить свое мнение.

3. Интервью с открытыми Вопросами предполагает строго предопределенную последовательность вопросов и их формулировки. Ответы на вопросы записываются дословно или кодируются сразу по заранее предусмотренной схеме (таблице). Этот вид интервью широко используется в пилотажных исследованиях для составления перечня вариантов ответов в закрытых вопросах анкеты.

4. Формализованное (стандартизированное) интервью – самый распространенный вид. Беседа при этом регламентируется вопросником и инструкцией по его заполнению, предназначенной для интервьюера. Вопросы, как правило, — закрытые. Если перечни ответов большие и плохо воспринимаются на слух, респонденту предъявляют карточку с вопросом и вариантами ответов на него, и просят назвать номер соответствующего варианта.

В инструкцию для интервьюера включаются следующие пункты:

1. Определение отношений интервьюера с организаторами опроса (где и какие документы – задание на опрос, списки респондентов, удостоверение следует получить);

2. правила поиска респондента и замены отсутствующих запасными кандидатурами;

3. содержание вводной беседы с респондентом по установлению предварительного контакта с ним (включая правила поведения интервьюера в случае отказа респондента от участия в опросе);

4. объяснение техники заполнения вопросника.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал