Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методи дослідження мисленнєвих операцій.






Классификация нарушений мышления (по Зейгарник)

I. Нарушения мыслительных операций:

снижение уровня мыслительных операций

искажение мыслительных операций

II. Нарушения динамики мыслительной деятельности:

ü лабильность мышления

ü инертность мышления

III. Нарушения мотивационного аспекта мылшения

некритичность

разноплановость

резонерство

Искажение мыслительных операций изучается через исследование процессов обобщения, которые более доступны для экспериментального изучения. Предполагается, что нарушения процессов обобщения отражает нарушение и других мыслительных операций.

Искажение процесса обобщения выражается в объединении предметов с опорой на их случайные, несущественные, " латентные" свойства.

Чаще всего встречается у больных шизофренией (галлюцинаторно-параноидная форма) и психопатов.

Основные методики, выявляющие искажение процессов обобщения:

1. Классификация предметов. Производится на основании:

- слишком общих признаков (жук, лопата - оба роют землю; вилка, стол, лопата - твердые)

- чисто внешних, несущественных (шкаф, кастрюля - наличие отверстия; цветок, ложка, лопата - вытянутые в длину)

- по составу слова (лошадь, лопата - на букву л)

Основной метод. Исследование процессов абстрагирования и обобщения, дает возможность анализа умозаключений, критичности, обдуманности действий больных, особенностей памяти, объема и устойчивости внимания, личностных реакций больных на свои достижения и неудачи. Предложен Гольдштейном, видоизменен Выготским и Зейгарник. Процедура: 68 карточек, на которых изображены разные предметы и живые существа. Подходит для работы с детьми и взрослыми. Этапы инструкции:

«глухой» этап. Выкладываются 6-7 карточек (например, овца, стол, груша, коза, шкаф, лошадь, яблоко), остальные лицом вверх отдаются испытуемому. «Разложите эти карточки на столе – что к чему подходит». Записываются все вопросы больного, ответы уклончивые. После того, как выложил 15-20 карточек ®

положительная или критическая оценка работы. Самый длинный этап. Заканчивается, когда на столе есть основные группы: мебель, посуда, одежда, инструменты, транспорт, люди, фрукты, овощи, птицы, животные, измерительные приборы, насекомые, учебные пособия. Нельзя давать просматривать всю колоду карточек, а потом выделять группы. Надо спрашивать об основаниях объединения.

Объединение групп в более крупные. Сведение всех групп к трем: растения, живые существа, неодушевленные предметы.

Все высказывания больного протоколируются. Экспериментатор может давать ему подсказки, направлять действия – это тоже фиксируется. Полученные данные анализируются в целом: характер процесса работы с карточками, высказывания, названия групп и пр.

2. Пиктограмма. Составление пиктограммы осуществляется легко, но она по смыслу не связана со словом-стимулом. Связь может быть по созвучию (сомнение-сом, разлука-лук) или совсем без связи изображаются символы (стрелки, кружки и т.д.). Т.е. происходит чрезмерное отвлечение от конкретного содержания понятия.

3. Ассоциативный эксперимент. Ассоциации по типу эхолалий, по созвучию, ответы типа речевых штампов. Т.о. происходит уход от содержательной стороны задания. Слово для больного с искажением процессов обобщения выступает в различных значениях и отбор адекватного смысла не происходит. Преобладают формальные, случайные ассоциации. Это является одной из причин возникновения феномена резонерства, тенденции к непродуктивным многоречивым рассуждениям (хотя основной причиной является нарушения личностного компонента мышления)

Выделяют четыре основных варианта.

на каждое слово первое, пришедшее в голову слово. Анализ содержания ассоциаций испытуемого, степень обобщения, скорость образования.

повторение первого варианта. Если испытуемый отвечает тем же словом, его просят найти другое. Анализ динамики протекания ассоциаций.

Анализ избирательности и направленности процесса ассоциаций. Например, надо называть слово, противоположное по значению, или видовое понятие в ответ на родовое, или часть предмета на называние предмета целиком.

Исследование свободного течения ассоциаций. Назвать быстро 30-40 любых слов.

4. Исключение предмета.

Исследование аналитико-синтетической деятельности больных, их умение строить обобщения. Набор карточек с изображением четырех предметов. Можно проградуировать от простых к сложным. Инструкция: Здесь на карточке изображены 4 предмета. Три из них сходны между собой, их можно назвать одним названием, а четвертый к ним не подходит. Вы должны назвать предмет, который не подходит, и сказать, как можно назвать оставшиеся три. Первая карточка может быть сделана вместе с больным.

Пример нарушения: объединение предметов происходит по несущественному по отношению к человеческой практике, латентному признаку - самолет, пчела, вентилятор, гвоздь- гвоздь, т.к. он монолитен.

5. Существенные признаки. Выявляет логичность суждений больного, его умение сохранять направленность и устойчивость способа рассуждения при решении длинного ряда однотипных задач. Стимульный материал: список слов с вариантами: Сад (растения, садовник, собака, забор, земля), Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода), Книга (рисунки, рассказ, оглавление, бумага, текст), Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба), Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек). Нет жесткой инструкции. Совместно делается первая задача: «Видите, здесь ряд слов, напечатанных жирным шрифтом, а рядом с каждым словом в скобках еще 5 слов на выбор. Из этих пяти слов только 2 – не больше, не меньше – два слова, обозначающих неотъемлемые признаки предмета, обозначенным первым крупным словом, т.е. то, без чего его не может быть. Например, сад. Все слова в скобках имеют в нему отношение. Все это в саду бывает. Но без чего сад не может быть садом? Без земли и растений. Без садовника, забора и собаки сад будет садом, хоть и плохим, а без земли и растений сада не бывает». Потом больной решает и объясняет свои решения самостоятельно, а экспериментатор все это фиксирует. Обсуждение может проводиться либо после каждого ответа, либо в конце.

Можно выявить:

некритичность и ненаправленность мышления

резонерство, аморфность и расплывчатость мышления

слабость абстрагирования

6. Опосредованное запоминание Для запоминания дают 15 слов. Чтобы облегчить задачу, предлагают к каждому слову подобрать картинку. Выбор надо объяснить. Понимание переносного смысла – соотношение пословиц, метафор и фраз. Два набора карточек. На одних – пословицы, на других – фразы. Часть фраз отражает смысл пословиц, а другая часть – похожа на них внешне по составу слов. Такой же набор есть для метафор. Инструкция: положите рядом с каждой пословицей соответствующую ей по смыслу фразу. Не ко всем пословицам найдутся подходящие фразы, а многие фразы не подходят ни к одной пословице. После того, как испытуемый все разложил, его спрашивают о том, что общего он видит между фразами и пословицами. Выявляется конкретность и поверхностность суждений олигофренов, диффузность и неопределенность суждений больных с сосудистыми заболеваниями и органическими поражениями мозга, соскальзывания и паралогические рассуждения больных шизофренией.

7. Установление последовательности событий. Выявление сообразительности, умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. Предложена А.Н.Бернштейном. Материал: серии сюжетных картинок по 3-6 картин. Детские: «волки», «колодец», «лодки»; взрослые: «колесо», «пьяница», «охотник».

Испытуемому дают перемешанную пачку картинок и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобраться, с чего все началось, что было дальше, чем дело кончилось. Вот сюда положите первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда – вторую, сюда …., а сюда последнюю». Записывается последовательность. Просит рассказать, что же было. Если после третьей, совместной, попытки последовательность все-таки восстанавливается, то следует предложить еще одну серию, чтобы оценить возможность переноса рассуждений. При толковании результатов следует обращать внимание на то, как больной реагирует на наводящие вопросы, комментарии и критические замечания, подхватывает помощь или не принимает ее.

Выявляет:

некритичность мышления,

объем доступных для рассмотрения данных (сосудистый больной не справляется с серией в 6 картин, но делает серию из 3),

интеллектуальное недоразвитие, затруднения в осмыслении (олигофрены делают легкие серии, не делают сложные),

некоторые формы инертности психических процессов

особенности речи, способности строить связный рассказ

Сейчас часто используют серии картин-карикатур.

8. Методика Выготского-Сахарова. Исследование способности самостоятельно формировать понятия. Особенности эмоциональных реакций, подверженность аффективной дезорганизации суждений. Набор деревянных фигурок разной формы и цвета с подписанными названиями (бик, цев, гур, гацун). Фигурки выкладываются названием вниз, одна из фигурок открывается. Испытуемому предлагают найти все фигурки такого же типа, предупреждая, что это сложно, что надо учитывать свои ошибки, рассуждать. Вы выкладываете фигурки этого типа, не переворачивая. Когда испытуемый отбирает несколько фигурок, экспериментатор открывает фигурку другой группы, а остальные откладывает обратно. Так несколько раз. Пока не будет найден нужный признак – размер.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал