Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение к практическому заданию №3






Непосредственно образовательный компо­нент здоровьесберегающих педагогических техно­логий реализуется в профессиональной деятель­ности учителя в учебном процессе. Ему необходи­мо обратить внимание на целый ряд аспектов. Среди них особого внимания заслуживают следую­щие вопросы, которые необходимо решать в обуче­нии:

  • Учет в обучении индивидуальных особен­ностей школьников. Они включают целый ряд генотипических и фенотипических критериев. К первым относятся пол, тип темперамента, до­минирующее полушарие мозга, преобладающий тип памяти и др. последствиями.
  • Число видов учебной деятельности, исполь­зуемых учителем на уроке. Нормой считается 4-7 видов на урок. Однооб­разность урока способствует утомлению школь­ников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем необходимо по­мнить, что частые смены видов деятельности тре­буют от учащихся дополнительных адаптацион­ных усилий, а это также способствует росту утом­ляемости.
  • Позы учащихся и их чередование в зависи­мости от характера выполняемой работы. Вни­мание учителя к этому аспекту требуется в связи с тем, что значительная часть деформаций позво­ночника формируется именно в школьном возрас­те. Кроме того, характер позы школьника на уроке может служить показателем его психологичес­кого состояния, связанного с отношением к учите­лю. Например, диктат педагога ведет к тому, что ученики заметно напряжены, ожидая негативных реакций педагога в виде чрезмерных требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отража­ется на их характерах.

· Включение в содержательную часть урока, вопросов, связанных со здоровьем и здоровым об­разом жизни. Для этого при рассмотрении учеб­ного материала учитель может прибегнуть к де­монстрации примеров, прослеживающих такие связи, обратить внимание на формирование отно­шения к человеку и его здоровью как к ценности, на выработку понимания сущности здорового об­раза жизни и потребности в нем, по мере возмож­ности вырабатывать индивидуальный способ бе­зопасного поведения, практиковать обсуждение возможностей и последствий выбора того или ино­го поведения и т.д.

· Учет закономерностей динамики измене­ний умственной работоспособности в течение урока. Общая закономерность ее изменений в том, что в первые 5 мин любого урока идет привыка­ние к учителю и предмету. После этого работо­способность постепенно повышается, достигая оп­тимума приблизительно к 10-й мин. Устойчивая работоспособность длится около 10-15 мин в на­чальной школе, 20-25 мин в основной школе и 25-30 мин в старшей. Таким образом, примерно к 20-25-й, 30-35-й и 35-40-й мин урока на разных сту­пенях обучения соответственно отмечается утомление, которое не только означает снижение продуктивности учебной работы, но и заставляет организм работать с большим напряжением.

С учетом динамики изменений умственной ра­ботоспособности можно рекомендовать следующие виды педагогической деятельности на раз­личных этапах урока (табл.).



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал